Автор |
Сообщение |
|
Дата: 13 Сен 2006 19:20:57 · Поправил: Vectra
#
Обычно во время полёта на самолётах настоятельно рекомендуют не пользоваться средствами связи в целях безопасности полёта. Но на ум пришла идея проверить этот факт, тем более что накануне упал такой же самолёт под Донецком. Проверить решили и качество досмотра пассажира, несущего на себе радиоэлектронное средство связи. В качестве проноса был выбран аппарат Voxtel MR200, как самый дешёвый из средств связи. В случае требования конфискации аппарата, его можно было бы просто грохнуть об пол и дополнительно раздавить ногой, было совершенно не жалко. Сомнения в успехе были смутные, поэтому лишний раз не надеялись, что всё получится. Отправка самолёта ТУ-154 рейсом У62931 Екатеринбург-Симферополь, должна была состояться 7 сентября в 10 часов 30 минут, в самолёте будет находиться Кысь с группой единомышленников, я же в этот день должен был быть выходной, но незадолго до этого у меня сменился график и 7 сентября я должен был работать. Немного расстроился, подумал, что с работы связь вообще не получится, место низкое, да и некогда будет, решил забить, но на утро 7 сентября взял таки Алинку и поехал на работу. А на работе я всё ждал звонка, какие же результаты проноса через досмотр, но звонка не было и, забегавшись по работе, я благополучно забыл про всё мероприятие. Вспомнив совершенно случайно, бегу в свою кладовку, хватаю аппарат и на ходу пристёгиваю выносной микрофон и антенну. Забираюсь на крышу мастерских инструментального цеха и ищу место повыше. Рядом стоял пристрой, думал на него забраться но обнаружил, что лестницу срезали. Включил рацию, частота 433.475 но как назло стоит мощная импульсная помеха, которая очень жёстко открывала шумодав. Подумал, что помеха стоит от какого то компьютера подо мной, но прогулявшись 40 метров вперёд и назад по крыше помеха не исчезла, значит помеха не местная и довольно мощная. Смотрю на часы, время 10 часов 30 минут, достаю телефон и звоню Кысю, он отвечает, но успевает только крикнуть, -«Не могу сейчас говорить, взлёт идёт!» В ответ я только успеваю крикнуть, что у меня помеха стоит, могу ничего не услышать, нужно сменить канал, и тут Кысь сделал отбой звонка. Тогда делаю вызов на 433.475 в ответ слышу ребят с города, которые тоже были предупреждены о необычном сеансе связи с бортом самолёта, немного поговорили друг с другом, обменялись рапортами и стали ждать. Во время ведения наземной передачи , сигнал помехи перекрывался более мощным сигналом корреспондентов с домашних радиостанций. В тот момент с земли координировали связь ещё четыре человека, правда у одного из них тоже был Вокстел, и его я не слышал сквозь помеху. Вдруг прозошёл хлопок шумодава и помеха исчезла! Я обрадовался, думал насовсем, но она просто пошла слабее при этом шумоподавитель закрывался, но стоило покрутить рацией в воздухе помеха всё равно пробивалась. Но, несмотря на это, делаю вызов и тут диалог состоялся. Кысь ответил с борта самолета, сигнал громкий, на Алинке все звёзды зажёг. Спрашиваю, на какой высоте он находится, он отвечает, что уже довольно высоко – восемь километров. Я удивился смотрю на часы 10 часов 39, самолёт так быстро набрал высоту, но в какую сторону он полетел я не увидел, неужели пропустил, ведь с крыши где я находился очень хорошо видно взлетающие самолёты. Я стал спрашивать, где он пролетает, но Кысь отвечал, - «Нихрена не пойму где летим, вся земля у же в линиях, квадратах и пятнах!» Я говорю,-« Фотографируй быстрее, потом по возвращению опознаем где самолёт пролетал.» Пока Кысь фотографировал, снова обменялися диалогами с наземными корреспондентами. Борт слышно отлично, его все слышат и на наружные антенны, хоть и повёрнутые в противоположную сторону и на спиральные антенны маленьких ЛПД аппаратов. Тут Кысь снова вышел в эфир, говорит что под самолётом уже пошли облака, а я удивляюсь, какие облака, я ни одного рядом облака не вижу, а есть только небольшие на очень большой высоте, и отвечаю, что не пойму в какую сторону самолёт улетел. И тут точно! Из узкой полосы облаков, находящихся довольно далеко пошёл след от самолёта и шёл на юго – запад. В этот момент даже ориентировочно расстояние назвать сложно, угол между горизонтом и самолётом был не более 15 градусов, при этом связь была отличной, никаких замираний и пропаданий сигнала не было, и самолёт был ещё в пределах видимости. Что бы проверить догадку, что я вижу именно тот самолёт на котором летит Кысь, спрашиваю с какой стороны у него находится солнце. Он отвечает, что солнце находится слева. Я ему говорю, смотри точнее, солце должно быть от тебя слева-сзади. Тут он повнимательнее посмотрел и говорит,-« Точно! Солнце слева сзади! Но какое стекло у иллюминатора грязное, как в пассажирском поезде Свердловск-Верхний Уфалей.» Потом я спросил, как же удалось рацию пронести на борт, он говорит, что всё оказалось очень просто, и если бы знал, что так будет взял бы на борт VX-2R. А так пришлось её в ручную кладь сдавать. Ещё во время посадки в самолёт, на борту стюардесса была какая то отмороженная. Её долго не было в салоне и пассажиры никак не могли рассесться по местам. В билетах места помечены латинскими буквами, а места на ТУ-154 отмечены цифрами, в салоне скандал беготня суета, а стюардессе всё пофиг.
Вот так за разговором прошло уже много времени, и Кысь стал замечать, что на частоте стали появляться какие то импульсные помехи. Он предположил, что помехи от какой то бортовой или навигационной аппаратуры. А я тут подумал, а ведь я тоже эту помеху слышу на земле, может это была преднамеренная попытка неустановленного лица на земле сорвать нам проведение связи земля –самолёт. Ведь объявление об этом мероприятии было выложено в интернет и многие об этом знали. Но эта догадка так и осталась предположением. Одно только было выяснено, что связь с борта самолёта возможна и очень на большом расстоянии. При этом сигнал не пропадает, а он просто становится слабее, шумов становится больше и больше, но шумодав чётко отрабатывает начало и конец передачи.
Когда вести диалог из-за шумов стало совсем тяжело, решили прощаться, но Кысь сказал, что сейчас попробует покричать «на даль» всем кто его слышит, и если никто не ответит то будем отключаться. Тут он стал вызывать всех, кто находится на земле, но его никто, кроме Екатеринбурга, не слышал. Ребята координировавшие его с земли отмечали, что сигнал с самолёта уже пропадал надолго, но появлялся. Кысь же отмечал, что с земли он слышит ВСЕХ.
Но вот настала пора прощаться, смотрю на часы, время 11 часов 11 минут, желаю Кысю доброго полёта, мягкой посадки и даю традиционные Семьдесят Три!
Потом прощаюсь с местными ребятами и благодарю их за участие и поддержку в проведении такого необычного радиомоста, выключаю радиостанцию, спускаюсь с крыши и иду работать.
Уже вечером делаю звонок Кысю и спрашиваю, как долетел. Он отвечает, что отлично долетели, и добавил, что в тот момент, когда закончили радиосвязь в салоне объявили, что самолёт достиг максимальной высоты в 11 километров и максимальной скорости в 800 км/ч. Интересно, какое же это расстояние пролетел ТУ-154 с момента взлёта за пол часа полёта?
Наверное больше трёхсот километров…
Всем Спасибо!
p.s. во время проведения QSO мною использовалась радиостанция Alinco 491 со спиральной антенной UHF34 и выносной микрофон Icom HM-46.
p.p.s здесь кусочек обсуждения до полёта и после;
http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=94&i=19714&t=19714&page=20 |
|
Дата: 13 Сен 2006 21:21:48
#
Это вещи вполне очевидные. К примеру один из моих питерских коллег пролетая над Псковом при помощи VX-1 умудрился откупорить гайцовскую репку, находящуюся в Питере. Так что 300 км даже для "мыльниц" не предел:))
|
Реклама Google
|
|
|
Дата: 13 Сен 2006 21:25:10
#
Pirat
Да уж. Бывают и говнители - дальнобойщики ;)
|
|
Дата: 13 Сен 2006 21:26:33
#
А вот и объявился тот самый коллега:))
|
|
Дата: 13 Сен 2006 21:57:41
#
К примеру john_qkk пролетая над Псковом при помощи VX-1 умудрился откупорить гайцовскую репку, находящуюся в Питере.
А на каком ЛА пролетал над Псковом, не на дельтаплане?
|
|
Дата: 13 Сен 2006 22:01:20
#
Vectra
Ну вот.... Нельзя уже поделиться инфой, как сразу же начинаются издевательства над коллегами по форуму. А Вы, стало быть, летали у Псков на дельтаплане?:)))
|
|
Дата: 13 Сен 2006 22:32:00
#
Прикольно :) спасибо за статейку.
|
|
Дата: 13 Сен 2006 22:33:22 · Поправил: Vectra
#
to Pirat
Почему сразу издевательства!??? Я просто так подумал и спросил. У нас недалеко от Свердловска постоянно летают парамоторы и мотодельтапланеристы. Меня даже приглашали на полёты, я один раз попросил прокатить меня на мотодельтаплане над станцией Свердловск-сортировочный.
|
|
Дата: 13 Сен 2006 23:00:52
#
Vectra
А... Виноват. Так бы сразу и сказали:))) Джонни в командировку летел, тут уж облегчённый пепелац совершенно неуместен.
|
|
Дата: 13 Сен 2006 23:25:54
#
Pirat
Гхм... Ну я не совсем понял, о чем это Вы тут излагаете.
А насчет 300 километров и до 450-500 с самолета на наземную станцию, то тут, действительно, никаокй мистики нет. Прямая видимость, она и в Африке - прямая.
Vectra
Спасибо за достойное выступление настоящего естествоиспытателя. Чувствется, что Вы из нас, из тех, кто сам проверяет, а не доверяет на слово.
Вряд ли Ваши действия могли серьезно повлиять на безопасность полета в худшую сторону. Но, имейте в виду, найдется немало недалеких людей, которые Вас обвинят во всех катастрофах авиалайнеров над Россией и ее окрестностями.
И даже и не думайте обижаться, это у меня такой простоватый юмор :)
|
|
Дата: 14 Сен 2006 07:34:56
#
Совсем недавно в "Разрушителях легенд" проверяли на сколько верно предположение, что работа сотовых, нотиков и прочего радиожелеза может помешать работе авиаоборудования.
Сначала там они смонтировали РЭО на старом фюзеляже от Сессны и поехали кататься с ней к аэродрому. Ни мобильник, ни прочая радиоэлектроника абсолютно никак не повлияла на работу приборов. Они потом даже мощным генератором фонили на разных диапазонах, всеравно не нашли доказательств влияния помех на работу РЭО.
Потом выступил инженер РЭО какойто авиакомпании, сказал что вся электроника построена так, чтобы максимально исключить возможность влияния на нее всевозможных помех.
Ну и в заключении эти "разрушители" притащили свои генераторы на реальный самолет (бизнесджет небольшой) и попросили пилота оценить на сколько они смогут ему помешать. Естесственно самолету лететь не разрешили, но разрешили по аэродрому покататься...
Вобщем даже с мощными генераторами они не смогли никак повлиять на работу какого либо прибора. Все продолжало нормально работать.
Т.е. если конкретно в антенну на светить мощным сигналом, то нифига с самолетом не сделается, а о сотовых телефонах и нотиках вобще говорить не приходится.
|
|
Дата: 14 Сен 2006 08:24:03
#
ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники!
|
|
Дата: 14 Сен 2006 10:06:58
#
Сотовый в самолёте отключается через 15-20 секунд после взлета и врубается т.е. находит
бску только после посадки,это если на 154 или на А310,а вот на ан24 летели минут10 от
Иркутска работал,почти до Байкала это около 30 км напрямую,видимо всё дело в скорости
самолета.Над Москвой только взлетели- сразу пропала связь,хотя внизу-куча бсок,и
высота не большая.
|
|
Дата: 14 Сен 2006 10:43:11
#
VINO
Антенны у БСок смотрят ниже горизонта, поэтому с самолета доораться до них невозможно, да и скорость большая, например DECT начинает сбоить на скорости больше 15-20 км/ч.
|
|
Дата: 14 Сен 2006 10:50:25
#
Vectra
7 сентября в 10 часов 30 минут А где я вэто время был? Опять обо всем узнаю в последнюю очередь.
|
|
Дата: 14 Сен 2006 11:18:47
#
Vectra
Забавно Вы с компанией время проводите. Единственное упущение, это не полная комплектация "летунов". Для целей измерения пригодился бы GPS, который в любой момент может показать расстояние от Вас до них, а так же направление и высоту полёта.
|
|
Дата: 14 Сен 2006 11:38:08
#
Сотовый в самолёте отключается через 15-20 секунд после взлета и врубается т.е. находит
бску только после посадки,это если на 154 или на А310,а вот на ан24 летели минут10 от
Иркутска работал,почти до Байкала это около 30 км напрямую,видимо всё дело в скорости
самолета.Над Москвой только взлетели- сразу пропала связь,хотя внизу-куча бсок,и
высота не большая.
Практически точно.
Есть проверенные сведения, что в ТУ-134 на глиссаде можно звонить с GSM. Но связь неустойчивая, хотя, несколько фраз можно успеть сказать.
Действительно, все дело в скорости.
|
|
Дата: 14 Сен 2006 12:00:03
#
как-то летал в ростов-на дону,взял с собой доработаный панас 9080.на подлёте зацепил чью-то базу а когда взлетели позвонил на работу и сказал ,что лечу обратно.кстати ,сидя у окна слушал "серебрянный дождь" минут 30-40 после взлёта
|
|
Дата: 14 Сен 2006 15:38:54
#
я несколько раз связывался со знакомым радиолюбителем из Варшавы, летает шеф-пилотом на Боингах.
он прикладывал свою ручную Мотосролу к боковому фонарю, а я на 13хТонну и 746-той гАйком работал с ним, как он вышел на эшелон с Варшавы и до самого синего Черного моря при проходе точки между Румынией и Болгарией.
|
|
Дата: 14 Сен 2006 16:01:17
#
Давно где то читал,что при высоте 1км прямая видимость около 900км получается.
|
|
Дата: 14 Сен 2006 16:54:54
#
Давно где то читал,что при высоте 1км прямая видимость около 900км получается.
Так это формула есть, для расчёта расстояния прямой видимости.
Не знаю правда как тут формулу написать.
Rп=4.1*(корень h1 + корень h2)
h1- высота передающей антенны
h2- высота приёмной антенны
|
|
Дата: 14 Сен 2006 18:21:29
#
Блин.. Ребята... А почему я не знал о полёте? Обеспечил-бы контроль из Донецкой обл.
|
|
Дата: 19 Сен 2006 10:56:11
#
Сотики ловит и на 154ом от скорости никак не зависит....я разговаривал и на эшелоне...правда периодически отрубает потом опять включает...
|
|
Дата: 19 Сен 2006 12:54:58
#
Vectra
Давно где то читал,что при высоте 1км прямая видимость около 900км получается.
Поменьше.
И сильно.
Рисуем прямоугольный треугольник.
Один катет (BA) 6371 км.
Это от земли центра до 'нижнего' корреспондента.
Гипотенуза (BC) 6371+1 = 6372 км. Это до 'верхнего'.
Гипотенуза потому что угол BAC прямой, поскольку за касательную к земной поверхности мы заглянуть не можем.
Считаем наклонную дальность, пользуясь правилами школьной геометрии -
AC = sqrt(6372^2 - 6371^2) = sqrt(40602384 - 40589641) = sqrt(12743) = ~113 км
Это геометрическая видимость над абсолютно гладкой сферической землей при установке антенны на нулевой высоте.
На практике поправки туда как за счет подъема 'нижней' антенны и дифракции на сравнительно низких частотах, так и обратно за счет неидеальности формы земли и затенения нужного направления крупными деталями рельефа.
|
|
Дата: 19 Сен 2006 13:23:01
#
Вообще-то есть классическая формула для расчета радиогоризонта с учетом дифракции
D=4.124sqrt(H)
получается для высоты 1000м - 130,4 км
|
|
Дата: 19 Сен 2006 14:59:29
#
мимо шёл...
Вообще-то есть классическая формула для расчета радиогоризонта с учетом дифракции
D=4.124sqrt(H)
Этта вообще-то хорошо что она есть, но задам-ка я вопрос на засыпку.
Дифракция она на разных частотах разная, ку?
Для 27МГц она одна, а для 2ГГц - вовсе даже почти никакой.
Для какой именно частоты взят коэффициент '4.124', миходящий вы наш?
(вот именно так, до третьего знака после запяточки)
|
|
Дата: 19 Сен 2006 19:12:53
#
Для какой именно частоты взят коэффициент '4.124',
Для 27 МГц. Для 433 он 3 с коппейками.
|
|
Дата: 20 Сен 2006 09:17:02 · Поправил: borman784
#
|
|
Дата: 26 Сен 2006 14:35:32
#
Ну вот я и дома! Парочка соображений по поводу состоявшегося эксперимента.
Всё-таки надо было предупреждать народ о своих планах выхода в эфир с самолёта. А то получилось так, что поговорить по рации в небе было просто не с кем. После того как связь с Екатеринбургом прекратилась, в эфире остались только многочисленные строители и подростки-LPDшники. Сами понимаете, это не лучшие партнёры для проведения QSO. Таким образом, я ни одной полноценной связи так и не провёл: строители на мои вызовы отвечали в духе «Отвали. Не мешай работать!», а парочка подростков надолго впали в ступор, после того, как я им сказал, что вещаю из самолёта и даже побоялись назвать мне свой город :)
Объявить о планируемом сеансе связи из самолёта мне помешала неуверенность в возможности пронести рацию на борт. Как выяснилось, рация проносится в самолёт элементарно! Ничего криминального в этом нет. Несмотря на 3-кратную проверку моей ручной клади, ни у кого не возникло вопросов.
По поводу дальности связи в небе. Без GPS остаётся только строить догадки. Болтал я с Е-бургом до 40-й минуты полёта. Можно было и чуть подальше выжать, но связь стала уже несколько напряжной, да и, честно говоря, я просто утомился разговаривать, да и пофоткать через иллюминатор хотелось. К этому времени мы набрали скорость 800 км/ч. Сколько мы успели за эти 40 минут пролететь – х.з.
|
|
Дата: 26 Сен 2006 18:37:59
#
Летал на вертолетике в Егорьевске. На земле связь была на одну-две палки по пятибальной шкале. До ближайшей вышки далековато было. На высоте 100-200 метров связь была отличная. Горела вся шкала. Дальше сигнал начал падать и на высоте 700 метров, телефон потерял, всех трех операторов. Максимальная высота была 4500 м. Там естественно связи никакой небыло. Вот мои личные наблюдения.
P.S. По поводу телефонов на борту. Дяди летчики сказали, чтобы я мобилку выключил. Поэтому пришлось сделать вид, что выключил, и потом пришлось аккуратно наблюдать за сигналом, чтоб никто невидел телефонку.
|
Реклама Google |
|