Mexico: Сразу оговорюсь, что мои взгляды на фотооборудование ни в коей мере не претендуют на объективность и основаны лишь на личном опыте. Равным образом, я ни коим образом не связан с фирмой Canon, продукцию которой предпочитаю.
Переходя к существу вопроса, прежде всего следует сказать, что если интерес к фотографии серъезный, хотя и не профессиональный, то надо сразу отказаться от идеи приобретения цифрового фотоаппарата класса "мыльница". Хотя я не совсем точно выразил мысль: "мыльницы" бывают очень удобны по причине небольших размеров и веса, поэтому в определенных случаях бывают незаменимы. Тем не менее, если стремиться к снимкам достойного уровня (портрет, пейзаж, съемка объекта с сильным приближением, макро, астрофото, и т.п.), то без цифровой зеркалки не обойтись. А "мыльницы" могут быть хорошим дополнением комплекта. В термин "мыльница" я не вкладываю пренебрежения этой техникой: зачастую это аппараты, демонстрирующие самые последние достижения инженерной мысли, к тому же ужатые в небольшой корпус, и стоящие как зеркалка начального уровня, а то и больше. Но основной недостаток любой "мыльницы" - отсутствие возможности использовать сменную оптику. А универсальной оптики не бывает в природе. Здесь невольно напрашивается аналогия с антеннами - можно сколько угодно наматывать удлиняющие катушки, изобретать всевозможные укорачивающие схемы, но полноразмерная антенна, рассчитанная на соответствующий диапазон, будет всегда эффективнее укороченных собратьев, равно как и multiband антенна никогда не будет равной по эффективности антенному "идеалу", выполненному строго на один диапазон. Соответственно, не имея возможности сменить объектив пользователь теряет возможность использовать оптику, оптимально подходящую под конкретные задачи. Далее. Каждая фирма-производитель цифровых зеркалок выпускает к ним линейку оптики, включая широкоугольники, макро, длиннофокусные объективы и т.п. Разумеется, оптика под Nikon не встанет на Canon, и наоборот - приобретая камеру покупатель подписывается и на оптику от этого производителя. Есть еще сторонние производители - Sigma, Tamron, Tokina, и др., выпускающие оптику под любого из крупных производителей фототехники - Nikon, Pentaх, Canon, и др. Понятно, что Sigma для Canon не встанет на Nikon, но точно такой же объектив выпускается и с креплением под Nikon. Оптика от третьих производителей как правило дешевле оригинала, но не существенно. О качестве этой оптики много спорят, но в принципе все зависит от конкретной модели, т.е. насколько она удачна. Бывает, что некоторые экземпляры подобной оптики интереснее "фирмы". Говоря про оптику, нельзя не отметить деление ее на классы - "на обывателя" и профессиональная. У Canon профессиональная оптика обозначается буквой L и имеет белый цвет корпуса - на всевозможных прессконференциях часто можно увидеть эту оптику в руках профессионалов. Но стоит она очень много. Здесь сразу надо оговориться - для некоторых любителей фотографии нет проблем потратить 2000, а то и 6000 долларов на хороший объектив класса L. И то, о чем я буду говорить ниже, а именно использование недорогой, но качественной оптики с резьбой м42 на современных зеркалках, для них не актуально. С такой позицией не поспоришь - профессиональная автофокусная оптика со стабилизацией изображения и сверх быстрой настройкой фокуса действительно потрясает своими возможностями. Но и применительно к ней может оказаться, что старенький японский объектив с фиксированным фокусным расстоянием и ручной настройкой на резкость даст на соответствующем участке картинку лучшую, чем L с переменным фокусным расстоянием.
Поскольку платить многие тысячи за оптику не все могут (а еще и трансиверы с приемниками нужны), то неплохим выходом из ситуации является использование с современной зеркальной цифровой камерой линейки объективов, выпускавшихся самыми разными призводителями для пленочных зеркалок и имеющих м42 резьбовое крепление. Это и отечественная оптика под Зениты, а также объективы немецких и японских производителей. В общей массе объективов того времени (некоторые выпускаются и сейчас) есть очень достойные экземпляры. Опять же, и в те годы выпускались объективы профессионального качества (особая схема, высококлассное стекло и т.п.). Но все они сейчас доступны по цене - народ гонится за удобством в виде дешевого, легкого и универсального автофокусного объектива с переменным фокусным расстоянием (если легкий, значит доминируют пластмассы). Для использования такой оптики существуют переходники под цифровые зеркалки соответствующих производителей, т.е. переходник с м42 на кэнноновский EOS, и т.п. До недавнего времени, при использовании таких объективов наводка на резкость осуществлялась вручную - то есть визуально через видоискатель, что весьма не просто. На камере выставляется режим "приоритет диафрагмы" и в зависимости от поступающего на датчики света камера отрабатывает выдержку. Даже раньше потрясающий результат зачастую оправдывал мучения с резкостью - меня просто восхищала съемка японским портретником от Mamiya. Теперь ситуация значительно улучшилась, и улучшилась она в основном по отношению к Canon. Наш соотечественник, Виктор Лушников, разработал переходное кольцо, на которое наклеивается контактная группа, идентичная контактам родного Кэнноновского объектива, и в которую включен микрочип, эмулирующий автофокус кэнноновского объектива. То есть, к камере присоединяется кольцо, на кольцо накручивается m42 неавтофокусный объектив, и при вращении кольца резкости камера подаст звуковой и световой сигнал на панели тогда, когда объект станет резким. При этом используются датчики автофокуса самой камеры! Потрясающе! Вот когда я почуствовал сильное чувство гордости за соотечественников - никто в мире не додумался до такого, чисто российское изобретение! Теперь в америках наши кольца под Cannon покупают! Приведу пример - если надо сфотографировать далекий объект, то желательно использовать объектив с как минимум 500 мм фокусным расстоянием. Можно купить L класс за - готовтесь - 5800 USD! А можно бу ЗМ - 5СА 500/8 за 2000 руб. и снимать с помощью кольца. Да, обзоры писали, что L по краям чуть-чуть почетче будет, да и светосильнее (4,5), но 5800 можно и на Icom приберечь. Кстати, зеркально линзовый ЗМ - 5СА 500/8 весит 600 грамм, а L 4.5/500 3 кг.
Но я увлекся. Практический вывод следующий. Цифровые зеркалки дают несравненно большие возможности для качественной съемки благодаря возможности использования сменных объективов. Если бюджет имеет значение, помимо автофокусных родных объективов и объективов от сторонних производителей большие возможности дают объективы с постоянным фокусным расстоянием м42. В этом классе я использую японские от Mamiya на 50 и 135 мм, ЗМ - 5СА 500/8, Зенитар Рыбий глаз, Зенитар 50/1.7, Таир 11А, ряд линз Pentacon. Выбирая зеркалку, конечно надо брать то, что нравится. Кому-то просто дизайн Pentax больше других нравится, кому-то брэнд Nikon. Canon же наиболее прост в использовании сторонней оптики (отсутствие всяких корректирующих линз как у Nikon), а также к нему выпускается "умное" кольцо с возможностью контроля резкости (называется "одуванчик"). Сайт Виктора Лушникова:
http://www.filmprocess.ru/oduvanchik/ Подробное описание кольца "одуванчик":
http://www.ixbt.com/digimage/oduvan.shtml Обсуждение "одуванчика" и неродной оптики для Canon:
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=20:16860-29
Раньше я рекомендовал взять "тушку", т.е. body камеры, а объективы подбирать отдельно. Сейчас склоняюсь к тому, что оптимально взять камеру с kit, те штатным объективом. Он обеспечивает базовые возможности съемки и в комплекте обходится менее чем за 100 уе. Потом уже можно докупить что-то посеръезнее в зависимости от предпочтений (Canon EF 500/4.5L за 5800$ :) ) Кстати, применительно к зеркалкам правило - продажа лишь камеры, т.е. без объектива, а исключение из правила - kit набор. Но последних не бывает в случае дорогих проф камер, там только "тушка".
Сами камеры Canon - очень хорошая новинка 400D:
http://www.dpreview.com/reviews/specs/Canon/canon_eos400d.asp и с ценой
http://www.foto.ru/product.php?id=23594&from=dev_left_col
Ее предшественница - тоже очень неплохая бюджетная камера:
http://www.dpreview.com/reviews/specs/Canon/canon_eos350d.asp
Классом повыше -
http://www.dpreview.com/reviews/specs/Canon/canon_eos30d.asp
Наконец, цифровик с матрицей, соответствующей по размерам кадру 35 мм пленки (т.е. отсутствие crop factor x 1.6) -
http://www.dpreview.com/reviews/specs/Canon/canon_eos5d.asp
Хорошее получилось развитие темы про полюса Земли! Но как-то невольно на темы фотографии перешли. Ох потрут сей труд! А вообще, это такая же бездонная область, как и радио. И подсаживаешься на нее тоже легко, быстро и навсегда.