Вот весьма интересная статья на тему РС Коминтерна. Упомянутые факты, действительно, потрясаяют воображение...
Радиостанция имени Коминтерна передислоцируется в Уфу
В 1941 г. при приближении немцев к Москве радиостанцию РВ-1 мощностью 500 Вт вынуждены были эвакуировать из Ногинска в Уфу. По предложению Совнаркома БАССР 25 ноября 1941 г. радиостанция разместилась в помещении лесного техникума в деревне Глумилино (ныне - территория Октябрьского района Уфы), которое было передано в начале войны авиашколе № 10. Монтаж радиостанции и установку четырех мачт выполнили 1200 человек. По номинальной мощности своей радиовещательной сети РВ-1 до войны занимала первое место в Европе.
26 ноября 1941 г. бюро Башкирского обкома партии приняло Постановление "О практических мероприятиях, связанных с выполнением постановления Государственного Комитета Обороны о восстановлении в г. Уфе радиостанции РВ-1 им. Коминтерна", которым утверждался срок окончания строительно-монтажных работ по радиостанции - 1 марта 1942 года.
В конце 1941 г. А.Д. Фортушенко направил телеграмму Наркому И.Т. Пе-ресыпкину с просьбой дать указание о предоставлении из запасного полка связи Сибирского военного округа 100-150 бойцов разных специальностей для участия в строительстве № 33. Работа шла медленно, задерживалось прибытие в Уфу эшелона с оборудованием, технической документацией и людьми. С 12 по 23 декабря 1941 г. приступили к разгрузке эшелона, 15 декабря прибыл техперсонал. График монтажа срывался из-за невыделения фондов на стройматериалы, отсутствия монтажного инструмента, кабеля и цветных металлов. Решением Наркомата связи были установлены только две временные 70-метровые мачты: первую из них подняли 1 февраля, вторую - 5 февраля 1942 г. Строительство двух 150-метровых мачт долгое время не велось из-за отсутствия материалов.
7 февраля 1942 г. Совнарком СССР обязал изготовить на Уфимском паровозоремонтном заводе механические детали, паковки метизы (болты, гайки, шайбы, ролики, зажимы, шкворни, кованые серьги, стальные траверсы, винтовые стяжки - всего 62,8 тонн), стальные тросы - на Белорецком заводе. К 14 апреля 1942 г. на второй мачте установили девять секций из 26, на третьей мачте - четыре, на остальных двух еще только должны были приступить к монтажу. Для одновременного монтажа обеих мачт не хватало монтажников, а электролебедки, ускоряющие монтаж, не были задействованы на объекте. Ширина каждой мачты составляет полтора метра. Мачты изготовлены из сверхпрочной стали.
Многокилометровый кабель от здания Дома связи до радиоцентра проложили всего за один день. Около каждой мачты и вокруг периметра РВ-1 в военные и послевоенные годы стояли вооруженные часовые, которые охраняли сверхсекретный объект площадью 100 гектаров круглые сутки.
15 апреля 1942 г. заместитель Наркома связи СССР Р. Попов сообщал секретарю Башобкома партии И.В. Глазунову о полном завершении работ на радиостанции РВ-1. Пуск объекта задерживало по вине Ульяновского завода Уфимское управление треста "Стальконструкция" (Богатырев и Гридин), ответственное за изготовление радиомачт. ГКО предложил Наркомату связи к 1 мая 1942 г. обеспечить ввод радиостанции в эксплуатацию на двух мачтах, на остальных -установить две параллельные антенны, позволявшие станции увеличить диапазон радиопередач. Сорок верхолазов устанавливали мачты в апреле 1942 года. 1 мая радиостанция провела пробное вещание, 12 июня она вошла в нормальный режим союзного вещания.
Заместитель Народного комиссара связи СССР А. Фортушенко 2 июля 1942 г. в письме первому секретарю Башкирского обкома ВКП(б) С.Б. Зодионченко докладывал: "На сегодня все основные работы закончены и объект предъявляется к сдаче. Башкирская республика получила, таким образом, наиболее мощную радиостанцию в СССР, восстановленную в рекордно короткие сроки. Коллегия НК связи обязала меня представить для награждения наиболее отличившихся работников строительства. Обком ВКП(б) уделял большое внимание и оказывал практическую помощь коллективу строителей и Народному комиссариату связи в выполнении решения Государственного Комитета Обороны, поэтому его заключение по вопросу о награждении должно иметь решающее значение. Направляя Вам список работников, наиболее отличившихся в период строительства, прошу рассмотреть его и вынести Ваше решение для представления в Правительство".
Радиостанцию обслуживали М.В. Шулейкин, В.Н. Аксенов, П.П. Нестеров, которые за три месяца сумели смонтировать станцию. Радиостудию Коминтерна обслуживали радиотехники С.Д. Катаев, А.А. Никулин, А.С. Киселев.
На РВ-1 работал П.П. Нестеров - сын национального русского героя-летчика, основоположника высшего пилотажа Петра Николаевича Нестерова.
Петр Петрович Нестеров родился в мае 1911 г. в Нижнем Новгороде. Окончил радиофакультет Горьковского учебного комбината (1932). Работал в Ногинске Московской области старшим радиотехником радиостанции РВ-1 (1932-1934,1936-1937) и РВ-39 им. I/I.B. Сталина (1934-1935), в Хабаровске - инженером-прорабом строительства объекта № 25 Наркомата связи СССР (1935-1936). В 1937-1941 гг. -дежурный инженер, старший инженер радиостанции РВ-1 им. Коминтерна. В октябре 1941 г. эвакуировался в Уфу и продолжал работать старшим инженером. В июле 1943-июне 1944 гг. главный инженер рации РВ-1. Согласно характеристике, данной Нестерову аттестационной комиссией 25 октября 1948 г.: соответствует занимаемой должности на объектах меньшего масштаба. В сентябре 1944 г. - главный инженер Уфимского объединенного радиоцентра Наркомата связи СССР. 21 марта 1952 г. переведен в Куйбышев главным инженером объекта № 22/а. Как автор рационализаторских предложений по увеличению мощности РВ-1 в 1948 г. премирован министром связи СССР. Жена П. П. Нестерова -инженер на РВ-1, сестра - ведущая артистка Горьковского оперного театра.
Удостоен званий "Почетный радист СССР" (1946), "Мастер связи" (1940), "Директор связи 3-го ранга". Награжден медалью "За трудовое отличие" (1943), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР (1947).
Общий вид радиостанции им. Коминтерна в Уфе.
Этот сверхсекретный объект тщательно охранялся круглые сутки
В октябре 1941 г.-мае 1943 г. в Уфе жили и работали руководители Исполкома Коминтерна Георгий Димитров, Долорес Ибаррури, Клемент Готвальд, Отто Куусинен, Вильгельм Пик, Пальмиро Тольятти, Морис Торез. Они способствовали объединению всех народов против фашизма, за свободу и независимость.
В 1942-1943 гг. на оккупированные страны и государства фашистского блока на коротких волнах транслировались антифашистские радиопередачи по двадцать часов в сутки на восемнадцати европейских языках: болгарском, немецком, польском, словацком, словенском, венгерском, сербском, испанском, итальянском, французском, чешском и языках народов Скандинавии. Выступления видных деятелей международного рабочего коммунистического движения П. Тольятти, М. Тореза, Д. Ибаррури, В.Пика, В.Ульбрихта, Т. Клемента, В. Коларова, И. Копленига, 0. Куусинена, В. Флорин, Д.З. Мануильского, К. Готвальда, А. Марти способствовали подъему движения Сопротивления, сплочению народов порабощенных Германией стран. Вильгельм Пик не выступал по радио сам, а только их прослушивал. Пальмиро Тольятти и Жан Ришар Блок выступали в прямом эфире. Дикторами работали французы, итальянцы, чехи.
В книге краеведа Ю. Узикова "Гвардейцы планеты", рассказывающей о работе коминтерновцев в Башкирии, приводятся короткие воспоминания тех, кто занимался организацией радиопередач. Итальянец Джул и о Черетти рассказывал: "Мы, работники Коминтерна, прилагали все силы для постановки нелегальной радиопропаганды. Такую задачу поставили перед нами Димитров, Эрколи. В Уфе Димитров постоянно посещал нас, заслушивал наши доклады, давал советы".
Г. Димитров и В. Коларов и другие руководители Компартии Болгарии ежедневно через радиостанцию "Христо Ботев" обращались к болгарским патриотам и способствовали развертыванию антифашистской борьбы. В одной из радиопередач в июле 1942 г. передал по радио скорректированную Г. Димитровым программу Отечественного фронта, разработанную заграничным бюро ЦК Компартии Болгарии. В аппаратной был установлен "козел" - полая керамическая труба, обмотанная специальным проводом. Её включали в сеть. В помещении становилось тепло. "Козел> использовали на все сто процентов. В трубе пекли картошку. Вместе с рабочими и директорами угощался печеной картошкой и Клемент Готвальд. Он устраивался ближе к печурке, делился новостями, говорил, какое важное значение имеет организация радиопередач для развертывания антифашистского движения".
О Генеральном секретаре Французской компартии: "Морис Торез выступал перед микрофоном прямо в эфир, потому что магнитофоны тогда еще не применялись. Это были речи настоящего народного трибуна. Однажды Тореза спросили, как ему удается в маленькой студии так выразительно выступать, словно на многолюдном митинге. Он ответил: "Всякий раз, подходя к микрофону, я мысленно представляю себе, что передо мной живая аудитория, массовый митинг моих соотечественников. Мне очень хочется, чтобы меня услышали...".
П. Тольятти трижды в неделю выступал по радио. Обращаясь к итальянскому народу, он призывал его объединиться в борьбе против фашизма. Серия радиопередач П. Тольятти известна как "Речи к итальянцам".
В мае 1943 г. Президиум Коминтерна принял решение о роспуске Коммунистического Интернационала. Летом 1943 г. коминтерновцы покинули Башкирию.
Уфа. М. Ширяева наблюдает за работой аппаратуры иновещания
P.S.
Взято в Музее связи Башкортостана (http://www.bashtel.ru/muzei/)