Дачи у меня нет, и старых аппаратов я на чердаках никогда не находил. Приемники, о которых хочу рассказать, все в рабочем состоянии. И даже мануалы все на месте. Чересчур раритетными их не назовешь. Тем не менее, эта ветка самая подходящая для того, чтобы поделиться впечатлениями от ретро-девайсов, которые приобрел за последнее время.
Давно хотел найти нормально работающий ламповый аппарат, чтобы разнообразить ощущения от прослушивания радио. Да и просто иметь такое ретро приятно. Однако реально рабочие зарубежные изделия вроде телефункенов 40-х годов дороговаты, а вариант «аппарат требует реставрации» для меня заведомо нежелателен. Поэтому решил остановиться на какой-нибудь советской модели в нормальном состоянии. Но приемники, которые попадались мне поначалу, имели те или иные явные дефекты. И вот наконец нашелся нормально работающий и неплохо сохранившийся внешне – литовская Vaiva, модель 1962 года. Доставшийся мне аппарат сошел с конвейера Каунасского радиозавода 28 декабря 1964-го и уже через несколько дней был в Москве. Первыми владельцами он приобретен в секции радио-телевизоров Московско-Ленинского универмага 9 января1965-го – такой вот подарок люди себе сделали на шестидесятую годовщину «Кровавого воскресенья».
До сих пор из комбинированных советских и зарубежных аппаратов, выпущенных ранее конца 70-х, мне попадались только радиолы – приемник плюс виниловый проигрыватель. Вайва – первая ламповая магнитола, которая мне встретилась. Здесь под крышкой вместо виниловой вертушки обнаруживается катушечный магнитофон, или, выражаясь официальным языком мануала, магнитофонная панель Эльфа-21.
Не могу сказать, является ли она продуктом того же Каунасского радиозавода, или собрана где-то в другом месте. К магнитофону прилагается и микрофон МД-47 – завод-изготовитель мне также неизвестен. Изделие того же 64-го года, работает, как и приемник с магнитофоном, вполне нормально. На днях воспользовался этим микрофоном во время связи по Скайпу с приятелем, проживающим на севере Финляндии – сеанс прошел без проблем.
Что касается собственно приемника, то в нем есть особая прелесть, не доступная современным цифровым аппаратам. И состоит она прежде всего в удивительной для радиодевайса естественности, теплоте и насыщенности звука. Это свойство ламповой аппаратуры отмечают практически все, кто с ней знакомится, комплименты по ее адресу не раз звучали и здесь. Для прослушивания станций с сильным сигналом идеален именно такой приемник. Особенно если слушать музыкальное КВ-вещание, в котором доминирует не кондовая попса, а классика, джаз и интересная этническая музыка. В прошлом у меня только детские впечатления от радиол, названия которых сейчас и не вспомню. Так что новое приобретение я не могу сравнивать с другими ламповыми аппаратами. Но точно скажу, что хоть он и аттестуется в инструкции как приемник второго класса, по качеству звука, имеющего к тому же круговой эффект благодаря боковым динамикам, дополняющим расположенные на передней панели, с ним не сравнится ни HAM2000, ни Е1, ни Tivoli Audio. А эфирные и бытовые помехи при прослушивании этого восьмилампового супергетеродина гораздо менее ощутимы, чем на любом из цифровых КВ-аппаратов. По чувствительности на КВ он, конечно, уступает лучшим современным моделям, но при работе на внешнюю антенну практически сопоставим с ними.
Покрытие на КВ, ясное дело, стандартное для бытовых советских аппаратов – 25-75 метров с разрывами на участках, пролегающих между вещательными диапазонами.
Функциональная оснащенность приемника впечатляет и превосходит многие более поздние советские модели. Мне больше всего нравится плавная ручная настройка полосы пропускания – она заметно комфортнее, чем выбор между заранее заданными полосами с помощью кнопок на цифровых приемниках. Другая полезная функция – возможность переключения между режимами «речь» (для голосовых сигналов) и двумя музыкальными – «соло» и «оркестр». Кроме того, имеется кнопка, включающая так называемый режим «интимно» - в результате звук автоматически становится вдвое тише и подсветка частично гаснет, остается гореть лишь узкая верхняя полоска.
Ну а когда смотришь на полностью зажженную подсветку, горящую ночью в темноте комнаты, и на световой индикатор настройки, то Е1 или DE1103 с их дисплеями кажутся просто нелепыми игрушками.
Увеличить
Вот оно – неповторимое ощущение настоящего и основательного, которое так редко дают сегодняшние изделия.
Вчера перед сном, во время очередного сеанса радиомедитации под музыку на All India Radio, я смотрел на эту шкалу и думал, что если лампы полетят, а новые найти не получится, и мою Вайву нельзя будет реанимировать, я непременно куплю себе другой ламповый приемник. Иначе у жизни будет уже совсем не тот аромат.
К цифровым аппаратам производства Panasonic я относился с предубеждением. Мыльницы, которые мне попадались, явно уступали аналогам от Sony по всем параметрам, да и о более дорогостоящих девайсах этой фирмы я читал в основном прохладные отзывы. А вот аналоговых панасоников прежде не только не держал в руках, но и читать о них не доводилось. Недавно попался один из них, и я решил его купить. National Panasonic T-100D, девятитранзисторный, модель была в производстве с 1966 года, мой экземпляр выпущен в 68-м. Прежде всего меня в этой модели привлекло то, что штатная антенна у нее не телескопическая, а рамочная.
Еще одна специфическая деталь, скорее огорчительная: несмотря на довольно внушительные размеры и вес, затрудняющие использование аппарата в качестве переносного, питание от сети для него не предусмотрено, работает только от шести больших батарей типа D. Соответственно, невозможна и постоянная работа в режиме подсветки – он активируется только на то время, пока жмешь на соответствующую кнопку.
На задней стенке приемника обнаруживается металлический кружок с обозначением часовых поясов, табличка с указанием диапазонов и разъемы для подключения внешней антенны, заземления, внешних аудиоустройств на вход и выход, а также наушников.
FM и ДВ-диапазоны у аппарата отсутствуют. Аскетизм решения логически завершается минимумом функций, доступных пользователю. Из тех, что относятся собственно к радиоприему, нет вообще никаких, кроме большого верньера и встроенного в него колесика точной настройки, с помощью которого можно осуществлять сдвиг в пределах 5кГц вверх и вниз. Ну и плюс регулировка громкости, низких и высоких частот. Но называть этот аппарат совсем уж примитивным и неэффективным я бы не стал. Если результаты работы с его рамочной антенной довольно плачевны в сравнении с приемом других аппаратов на их телескопы, то при подключении внешней антенны картина меняется кардинально. Приемник демонстрирует внушительную чувствительность на КВ и еще более внушительную – на СВ, но здесь уже в дело вступает встроенная магнитная антенна. Интересно, что она же, согласно инструкции, работает и при приеме нижних КВ от 1,7 до 4,5МГц. Удостоверился – на самом деле работает, и весьма эффективно, уровень сигнала немногим слабее, чем на внешнюю антенну. Еще бы этому аппарату SSB, потому как без него на участке до 4,5МГц немногое можно услышать.
В целом же КВ-траффик весьма внушительный в сравнении с советскими аппаратами – от 1,7 до 26,1МГц. Но вот то, как он распределен по КВ-секторам, оставляет желать лучшего. КВ-1: 1,7-4,5МГц. КВ-2: 4,5-12МГц. КВ-3: 12-26,1МГц. То есть, на основных вещательных диапазонах получается издевательски тесная шкала – хуже, чем на иных магнитолах 80-х, где радио рассматривалось как заведомо вторичная функция. Есть и механическая проблема с верньером. Начав крутить приемник, я сразу обратил внимание на то, что колесо вращается слишком туго. А на второй день активного использования аппарата тетива попросту лопнула. Возможно, сказалось то, что приемником много лет не пользовались – он просто стоял в шкафу у прежнего хозяина, и теперь нитка не выдержала непривычной нагрузки. Сам я аппарат вскрывать не стал, отвез в контору «Весь ремонт», которая в свое время упоминалась здесь, и в течение трех дней мне поставили новую нитку. Теперь все работает, но вращается колесо так же туго, как раньше. Отчасти проблему облегчает все то же встроенное колесико точной настройки.
Отдельная тема – звук этого T-100D, оснащенного двумя громкоговорителями. Левый – 12 см, правый – 9 см. Это аппарат не для ночного слушания – можно перебудить соседей. Такого громкого приемника я прежде не встречал. И если вышеупомянутая Вайва идеальна для классики или фолка, то Панасоник – для блюза и рок-н-ролла. И, опять же, в сравнении с ним звук цифровых аппаратов откровенно проигрывает в насыщенности и естественности. Для сильных вещалок на СВ и КВ я теперь предпочитаю этот девайс сорокалетнего возраста. Особенно пока не стемнело, и нет нужды приглушать звук и подсвечивать шкалу настройки.
А это - General Electric 7-2990A.
Согласно паспорту, покрытие на КВ у него 3,5 – 31МГц, фактическое же – 3 430 – 31 660кГц. КВ-1: 3,5 – 10МГц. КВ-2: 10-19МГц. КВ-3: 19-25МГц. КВ-4: 25-31МГц. Примечательно, что расположенная на верхней панели таблица диапазонов разбита на две части – вещательные и служебные+радиолюбительские, указание на которые я вижу на корпусе приемника впервые.
Жаль, что урезаны нижние КВ – они были бы не лишними, учитывая наличие у аппарата функции SSB, точнее, в данном случае, BFO (Band Frequency Oscillator – генератор биения частоты).
FM, ну и, само собой, СВ также имеются. ДВ-диапазон отсутствует, как и у большинства зарубежных аналоговых аппаратов.
Разработка, понятное дело, американская, но собран аппарат в Японии. Время выпуска точно назвать не могу, но, вероятнее всего, 1982 год, поскольку именно в том году отпечатан мануал.
О транзисторах General Electric, предназначенных для прослушивания FM и средних волн, написано множество восторженных слов. А вот о коротковолновых приемниках информации минимум. Про эту модель я в сети не нашел вообще ничего, за исключением объявления о продаже битого экземпляра на e-bay. Кроме того, его изображение служит одним из элементов оформления домашней страницы shortwavelog.
Аппарат демонстрирует как минимум одно сильное качество – отличную устойчивость против эфирных и бытовых шумов при условии подключения внешней антенны к гнезду заземления. Подключение же ее к разъему, предназначенному собственно для внешней антенны, не дает практически никаких преимуществ по сравнению с телескопом, к которому внешняя антенна подцеплена «крокодилом». Суррогатное заземление при помощи водопроводной трубы или батареи оказывается менее эффективным.
Изначально главным мотивом приобретения этой модели для меня было то, что она дает возможность точного цифрового отображения частот – имеется небольшой цифровой дисплей, который активируется с помощью соответствующего рычажка. Мне давно хотелось иметь приемник, совмещающий аналоговое и цифровое отображение частот – с его помощью можно несколько упростить процесс настройки и на других аналоговых приемниках, у которых адекватное цифровое отображение отсутствует. Одновременно аппарат оснащен функцией калибровки КВ-частот. Нужно настроится на точно известную частоту и затем осуществить оптимальную подстройку с помощью небольшого колесика. В качестве эталонного можно выбрать любой уверенно принимаемый на вашей территории сигнал. Если калибровка произведена, в дальнейшем частоты не будут «плавать». Но, как я понял, кроме этого колесико калибровки может работать своеобразным аналогом ручной настройки полосы пропускания. Впрочем, имеется и автоматическое переключение между широкой и узкой полосой. Ссылок на ширину полосовых фильтров не обнаружил.
Звук у приемника глуховат, явный перебор по низким частотам. Чувствительность неплохая, но уступает вышеупомянутому Панасонику. SSB принимает терпимо – получше Дгенов 1102 и 1103, но хуже Сони 2001D. Периодически проскакивают зеркалки от станций, которые реально должны быть на 6МГц выше. Один раз я даже услышал радиотелефон на 24МГц. Из знакомых мне аппаратов тем же самым грешит только YB80. При подключении к сети никаких дополнительных помех не возникает, так что в темноте можно сколько угодно любоваться подсвеченным дисплеем.