http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=6338810
Интересное мнение о американской программе :)
"Я скорее доверюсь Ивану с разводным ключом, чем выпускнику Калифорнийского Политехнического с его научной степенью и навороченным компьютером"
Пришло время сказать русским спасибо. Пришло время поблагодарить их за то, что они держали международную космическую станцию ''на плаву'' пока ''шаттлы'' разбирали по винтику в 'автосервисе' НАСА. Более двух лет они доставляли туда астронавтов, припасы и вывозили мусор. Без них нам оставалось бы только затопить МКС в океане или замотать топливные баки ''шаттлов'' скотчем и надеяться на лучшее.
А ведь когда-то чиновники из НАСА хотели вообще выставить россиян из проекта МКС. Они жаловались, что у русских нет ни гроша в кармане, что они ничего не способны сделать вовремя. Эти неумехи-Иваны понятия не имеют о высоких технологиях: они только и умеют, что склепать пару канализационных труб, залить туда керосин, посадить сверху парочку астронавтов и запустить все это к сараю на орбите под названием ''Мир''.
Но Билл Клинтон (Bill Clinton) решил: русские должны остаться. Умный парень этот Билл! Дело в том, что русская космическая программа - более безопасна и надежна, чем наша. С тех пор, как ''Колумбия'' сгорела в атмосфере, русские успешно доставили на МКС пять экипажей.
Русские действуют по принципу: все гениальное просто. Они впервые запустили корабль ''Союз'' в 1967 г. У него отказал парашют и космонавт погиб. Еще три космонавта погибли в 1971 г., когда при спуске произошла разгерметизация кабины. Но после этого все пилотируемые полеты в СССР и России обходились без жертв. ''Шаттлы'' же стали могилой для 14 астронавтов. Катастрофы ''Колумбии'' и ''Челленджера'' приостановили американскую космическую программу в общей сложности на пять с лишним лет и обошлись в миллиарды долларов.
Русские же, тем временем, просто летают в космос. Они разработали эффективную базовую конструкцию и остаются ей верны. Американцы создали куда более сложный в техническом отношении корабль, и сегодня, почти четверть века спустя, все еще не понимают, как он работает. Для запуска кораблей на орбиту русские используют ракету ''Союз'', сконструированную еще в 1960е гг. Она стала 'рабочей лошадкой' их космической программы: на счету ''Союза'' более 1000 запусков, он доставлял на орбиту все, что угодно - от военных спутников до космического туриста Денниса Тито (Dennis Tito). Такую ракету конструкторы называют ''простой как топор''. На ум сразу приходит пикап ''Шевроле'' 1967 г. - он пробежал уже 245000 миль, насквозь проржавел, но все равно заводится с первого раза. Вот и русские ракеты надежны как скала.
Десятки лет эксплуатируя одну и ту же систему, вы изучите ее как облупленную, и сможете устранить любые неполадки. Вы гарантированы от неожиданных ''ударов в спину'' из-за прогоревших уплотнительных колец или отвалившихся пластинок теплоизоляции. А если сбой и произойдет, вы сможете быстро выяснить и устранить причину. В 2002 г., когда ''Союз'' с автоматическим кораблем взорвался на старте, русские быстро поняли, что это не связано с конструктивными дефектами, и меньше чем через месяц успешно осуществили пилотируемый полет. Сравните это с задержками из-за катастроф американских ''шаттлов''.
Русские потратили не одно десятилетие, чтобы свести к минимуму возможность любых неполадок космических систем, а мы все это время двигались в противоположном направлении. Если бы мне пришлось лететь, я бы выбрал ''Союз'', а не ''шаттл''. Я скорее доверюсь Ивану с разводным ключом, чем выпускнику Калифорнийского Политехнического с его научной степенью и навороченным компьютером.
И в этом я не одинок. Когда китайцы - мастера технологического ''пиратства'' - запускали свою программу пилотируемых полетов, они не стали красть чертежи ''шаттла'', а скопировали ''Союз''.
В 2010 г. ''шаттлы'' подлежат списанию. Высокотехнологичная система X-33, которая разрабатывалась для их замены, была настолько высокотехнологичной, что оказалась непригодной для практического использования, и от проекта пришлось отказаться после того, как на него уже было потрачено 1,3 миллиарда долларов. Теперь у нас появилось нечто под названием ''Пилотируемый исследовательский корабль'' (Crew Exploration Vehicle): проект обойдется в 15 миллиардов долларов, а первый запуск запланирован на 2014 г. Вместе с ним в нашу космическую программу придут неполадки ''нового поколения''.
''Союз'' же к моменту первого полета ''шаттла'' верой и правдой служил своим создателям почти 15 лет, и будет служить и дальше - после того, как последний ''шаттл'' встанет на вечную стоянку в Смитсоновском музее авиации и космонавтики. В отличие от ''шаттла'', ''Союз'' вечен. Меня нисколько не удивит, что нам снова придется полагаться на него, чтобы выручить из беды программу ''Пилотируемого исследовательского корабля''.
Слава Богу, у нас есть эти неумехи-россияне с их ''безнадежно устаревшей'' космической программой!
Майк Томас (Mike Thomas)
Chicago Tribune