john_qkk
да , это ссылки как раз о чём я писал .
Вот ещё ссылочки :
http://www.aopa.ru/articles/?articles_id=164
Концепция технической модернизации средств наблюдения.
4.1. Основные положения Концепции развития средств наблюдения
В 2002 году ДГР ОВД ГСГА Минтранса России была утверждена "Концепция совершенствования наблюдения в интересах гражданской авиации Российской Федерации". Эта концепция согласуется с концепцией CNS/ATM, разработанной ИКАО, и "Стратегией наблюдения для ЕКГА (Европейской конференции по вопросам гражданской авиации)", которая основным компонентом будущей системы наблюдения определяет автоматическое зависимое наблюдение, использующее сигналы глобальной спутниковой навигационной системы - GNSS.
Концепция совершенствования наблюдения в интересах гражданской авиации Российской Федерации основывается на использовании рационального сочетания различных технологических решений в условиях конкретного географического района. В качестве базовых технологий наблюдения в Концепции рассматриваются:
- первичный обзорный радиолокатор (ПОРЛ);
- вторичный обзорный радиолокатор (ВОРЛ);
- автоматическое зависимое наблюдение - вещательное (АЗН-В);
- автоматическое зависимое наблюдение - адресное или контрактное (АЗН-А).
В Концепции рассматриваются следующие типы условий наблюдения:
- воздушное пространство, в котором до появления АЗН-В наблюдение будет обеспечиваться традиционными ПОРЛ/ВОРЛ;
- воздушное пространство, где радиолокационная структура отсутствует или нецелесообразна;
- движение по аэродрому (в контексте концепции обслуживания "от перрона до перрона");
- наблюдение на борту воздушного судна.
Концепция совершенствования наблюдения обеспечивает реализацию перспективных концепций ОрВД ИКАО: свободного полета, передачи ответственности за эшелонирование на борт воздушного судна и непрерывного обслуживания на всех этапах полета "от перрона до перрона", то есть с момента, когда пользователь связывается с системой ОрВД до отключения двигателей.
Долгосрочная цель концепции состоит в том, чтобы вещательное АЗН до 2015 года было развернуто и стало основным методом наблюдения в целях организации воздушного движения в Российской Федерации.
Однако в рамках этого периода не предполагается использовать АЗН-В в качестве единственного средства, за исключением удаленных районов, в которых отсутствует другая инфраструктура наблюдения.
Концепция включает функцию бортовой системы поддержки эшелонирования (ASAS).
4.2. Стратегические направления развития наблюдения
4.2.1. Воздушное пространство, в котором до появления АЗН-В наблюдение будет обеспечиваться традиционными ПОРЛ/ВОРЛ
В областях воздушного пространства, где увеличение плотности движения не превысит возможности существующих радиолокационных средств, они в обозримом будущем будут адекватно обеспечивать функцию наблюдения.
Необходимо отметить также, что до тех пор, пока характеристики Глобальной навигационной спутниковой системы, включая ее функциональные дополнения, не будут в полном объеме соответствовать требованиям соответствующих стандартов ИКАО, функция АЗН-В должна будет поддерживаться традиционными источниками наблюдения (ПОРЛ, ВОРЛ), которые обеспечат независимое подтверждение информации АЗН-В о местоположении воздушных судов.
В большинстве случаев установленные или запланированные к установке ВОРЛ будут эксплуатироваться на протяжении всего периода действия стратегии развития наблюдения. При этом двойное поле наблюдения будет обеспечиваться за счет совместного использования информации, получаемой по каналам ВОРЛ и АЗН-В.
Внедрение АЗН-В снизит нагрузку на радиолокационные системы и обеспечит большую пропускную способность системы УВД в тех случаях, когда пиковое увеличение плотности воздушного движения превысит функциональные возможности моноимпульсного ВОРЛ.
После полного развертывания АЗН-В (включая оснащение парка воздушных судов) и введения его в эксплуатацию в зонах с низкой интенсивностью полетов может быть рассмотрен вопрос о прекращении поддержки функции первичной/вторичной радиолокации в отдельных районах после выработки ПОРЛ/ВОРЛ своего ресурса. Целостность, готовность и непрерывность функции наблюдения будет обеспечиваться за счет высокого уровня характеристик GNSS и ЛПД.
Если в определенной части воздушного пространства плотность и сложность движения вырастут на столько, что будут исчерпаны возможности традиционных ВОРЛ, и известные недостатки ВОРЛ, такие как помехи, раздвоение меток, наложение кодов будут создавать угрозу безопасности движения или ограничивать дальнейшее увеличение пропускной способности, исключительным решением может стать установка ВОРЛ режима S.
4.2.2. Воздушное пространство, где радиолокационная структура отсутствует или нецелесообразна
АЗН-B и/или АЗН-А являются технологиями, приемлемыми для обеспечения данных, аналогичных радиолокационным в зонах, где в настоящее время не существует радиолокационной инфраструктуры либо она нецелесообразна. Предоставляемые данные будут использоваться в соответствии с существующими международными стандартами и рекомендуемой ИКАО практикой. При этом контрактное АЗН будет использоваться, при необходимости, для обеспечения наблюдения в океаническом воздушном пространстве. Вещательное АЗН обеспечит наблюдение в континентальных областях воздушного пространства.
При обеспечении наблюдения здесь принципиально отсутствуют независимые средства подтверждения точности представляемых диспетчеру данных и, в случае отказа основного источника, резерва в принципе не существует. Целостность функции наблюдения будет определяться целостностью сигнала спутниковой навигационной системы, обеспечиваемой станциями региональной системы функционального дополнения (GRAS), и целостностью используемой линии передачи данных. В случае океанических полетов целостность будет поддерживаться бортовыми и, возможно, спутниковыми системами функционального дополнения.
4.2.3. Движение по аэродрому АЗН-В в настоящее время рассматривается как технология, которая обеспечит перспективную систему контроля и управления движением по аэродрому (А-SMGCS) координатной информацией и другими данными, получаемыми от воздушных судов и служебного автотранспорта.
4.2.4. Наблюдение на борту воздушного судна
АЗН-В обеспечит на борту воздушного судна функцию наблюдения за окружающей воздушной обстановкой. В переходный период до полного оснащения парка ВС оборудованием АЗН-В экипажу будет предоставляться информация о воздушной обстановке (TIS-B). Формируемая на земле эта информация (радиолокационная координатная и дополнительная идентификационная) относительно воздушных судов, не оснащенных соответствующим оборудованием, по радиовещательной линии передачи данных будет передаваться на обслуживаемый борт воздушного судна.
Реализованная на борту функция наблюдения сможет обеспечить поддержку процедур свободного полета, движения по аэродрому, бортового эшелонирования и предотвращения столкновений.
4.2.5. Обработка данных наблюдения
Средства автоматизации УВД должны обеспечить обработку, распределение и отображение данных от всех рассмотренных в Концепции источников наблюдения.
4.2.6. Выбор технологии для реализации АЗН-В
В настоящее время реально существуют три технологии, реализующие АЗН-В: UAT, не имеющая пока одобрения ИКАО и реализованная на Аляске как региональное решение, ЛПД ВОРЛ режима S и VDL режима 4.
ИКАО рассматривает последние две технологии в качестве взаимодополняющих: ЛПД ВОРЛ режима S считается более подходящей для использования в ограниченных областях ВП с высокой плотностью воздушного движения, в то время как VDL режима 4 рекомендуется использовать во всей зоне прямой видимости средств АЗН-В (до 360 км) в областях со средней и низкой плотностью движения. Очевидно, что для условий полетов в ВП Российской Федерации более подходящей является ЛПД в стандарте VDL режима 4.
Поэтому Приказом ФСВТ № 80 от 14.10.99 в качестве базовой технологии для реализации АЗН-В в гражданской авиации России была определена ОВЧ ЛПД режима 4 (VDL mode 4).
4.2.7. Оснащение воздушных судов
Необходимым условием широкомасштабного внедрения АЗН-В в практику УВД России является полное оснащение всего парка воздушных судов оборудованием АЗН-В.
В соответствии с состоянием и прогнозом развития парка ВС российских авиакомпаний к 2015-20 годам он должен быть практически весь обновлен. Поэтому, чтобы к этому сроку использовать АЗН-В в качестве основного метода наблюдения во всем воздушном пространстве России, необходимо обеспечить наличие на новых воздушных судах функции АЗН-В, то есть, по крайней мере, ОВЧ ЛПД режима 4 и многофункционального индикатора.
Более раннее региональное внедрение АЗН-В потребует четкой координации между сроками развертывания наземной инфраструктуры и планами базовых для данного региона авиакомпаний по установке бортового оборудования АЗН-В.
4.2.8. Нормы эшелонирования и пропускная способность
Предполагается, что установленные в настоящее время минимумы эшелонирования будут поддерживаться на протяжении всего периода действия стратегии развития наблюдения, обеспечивая пропускную способность, которая будет соответствовать прогнозу интенсивности воздушного движения на 2015 год. Ожидается, что характеристики GNSS и АЗН-В позволят поддерживать, как минимум, существующие нормы радиолокационного эшелонирования.
Помимо норм эшелонирования, другим важным фактором, повышающим пропускную способность и, соответственно, эффективность системы организации воздушного движения, является реализация новых высокопроизводительных концепций организации воздушного движения таких, как: свободный полет, передача ответственности за эшелонирование на борт воздушного судна и ряд других. Основным инструментом такой реализации будет являться вещательное АЗН.
Прогнозируемый на 2015 год уровень интенсивности воздушного движения в ВП России позволяет надеяться, что эксплуатируемые и внедряемые в ближайшее время радиолокационные системы обеспечат, в основном, требуемый уровень обслуживания прогнозируемого воздушного движения до полного внедрения АЗН-В, которое в 2015-20 годах должно стать основным методом наблюдения. Таким образом, не потребуется широкомасштабного развертывания инфраструктуры ВОРЛ с режимом S и реализации на его основе функции улучшенного наблюдения. Состояние разработки АЗН-В в США, Европе и России внушает уверенность в том, что все оставшиеся вопросы, связанные с некоторой неопределенностью в отношении целостности и готовности АЗН-В, будут в ближайшее время сняты.
Таким образом, установленная настоящим документом перспективная система наблюдения сможет обеспечить ожидаемые объемы движения и безопасное эшелонирование.
4.2.9. Безопасность
Безопасность при эшелонировании обеспечивается использованием в переходный период различных сочетаний традиционных и перспективных источников наблюдения в зависимости от условий воздушного движения, а также высоким уровнем характеристик перспективных технологий:
в районах интенсивного движения воздушных судов:
- трехкратное перекрытие полями первичной, вторичной радиолокации и АЗН-В;
в районах со средней интенсивностью движения:
- ПОРЛ/ВОРЛ плюс АЗН-В;
в районах с низкой интенсивностью движения и в отдаленных районах:
- контрактное и/или вещательное автоматическое зависимое наблюдение, используемые в целях диспетчерского и/или автономного (на борту ВС) наблюдения; движение по аэродрому:
- радиолокатор обзора летного поля плюс АЗН-В в перспективной системе контроля и управления движением по аэродрому (A-SMGCS) плюс автономное наблюдение на борту ВС.
Такое сочетание должно использоваться на протяжении всего периода действия стратегии развития наблюдения, то есть до 2015 года.
4.2.10. Учет требований других ведомств
Хотя гражданская авиация в целом не требует наличия средств первичной радиолокации при осуществлении УВД на трассах, существует требование Минобороны о сохранении первичных радиолокаторов и радиолокаторов государственного опознавания (РЛГО) в целях обнаружения и определения государственной принадлежности ВС, а также для решения задач федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСКВП) Российской Федерации. Это требование обеспечивается посредством организации радиолокационных позиций двойного назначения (РЛП ДН), в первую очередь в районах государственной границы.
Совместимость между гражданскими и военными системами УВД и ПВО, а также процедуры их взаимодействия должны обеспечивать эксплуатационную гибкость совместного использования воздушного пространства Российской Федерации в рамках будущей системы организации воздушного движения.
4.2.11. Глобальная совместимость
Глобальная совместимость решений, предлагаемых в настоящем документе, обеспечивается ориентацией на международные стандарты и рекомендации ИКАО. Выбор технологии VDL режима 4 для реализации АЗН-В определялся, помимо того, что эта технология соответствует условиям полетов в ВП России, еще и тем, что в Европе с 2002 года по 2008 год будет развернуто эксплуатационное обслуживание ВС с использованием АЗН-В на основе VDL режима 4.
Также остается возможность влияния России на международные стандарты и региональные решения