Автор |
Сообщение |
|
Дата: 15 Сен 2006 13:32:29 · Поправил: Pirat
#
Молния
Мониторил, только на обратном пути. Братцы, ну потерпите немножко. Усё буДДет:))
Во, кажись ограничение по закачке фоток на эти сутки истекло. Щаз буду дальше ваять. Вес дружно следим за появлением новых постов:)))
|
|
Дата: 15 Сен 2006 15:31:18 · Поправил: Pirat
#
3.2. ПАРА СЛОВ О КВ-ЭФИРЕ
Писать подробно о коротковолновом одесском эфире не стану (как бы сказали коренные одесситы - "этих подробностев нам уже начинает нравиться", что в переводе означает нечто вроде "завязывай с этим безобразием"). Скажу только лишь то, что коротковолновый диапазон был, есть и будет есть ещё очень и очень долго. Приём на средних и коротких волних здесь просто изумительный, особенно вечером и ночью (на средних вещалки сидят одна на одной, на коротких для приёма ДиЭкс вполне предостаточно родного телескопа). В общем картина на КВ очень схожа с той, которую ув. Mexico не так давно отобразил в своем отчёте о радиоэкспедиции в Подмосковье, посему с Вашего позволения позволю себе не делать двойную работу и перейти далее.
Как уже упоминалось выше, для путешествия по волнам одесского КВ-эфира вполне достаточно телескопа. По совету Mexico я прихватил с собой штатную КВ-"соплю" к Дегену, которую натянул над посадками малины, закрепив один конец за дерево, а другой - за одну из облицовочных досок нашего летнего домика. И тут меня постигло разочарование - мощность радиосигналов оказалась такой, что бедный Дегеняриус стал просто давиться кашей из вещалок. Данное явление имело место на всех КВ-частотах (1,8...30 MHz)! То же самое происходило и со сканером - стоило даже не подключить, а только поднести сканер с "резинкой" к фрагменту "сопли", как мощный местный сортирник на 30,ХХХ MHz напрочь забивался вещалками. Ввиду такого стечения обстоятельств от дальнейшего использования "сопли" пришлось отказаться. Однако насыщенность и мощь местного КВ-эфира помогли выявить "талант" одного из девайсов, включённого в мой радиоэкюипмент - перестраиваемой магнитной антенны. Как впоследстивии выяснилось, эта антенна оказалось пригодной не только для приёма магистральной ПРС, но и неплохо себя показала в низкочастотной части коротковолнового диапазона при диапазоне рабочих частот порядка 1,8...5 MHz. Благодаря её направленным и избирательным свойствам мне предоставилась возможность мониторить всевозможных HAM'ов, Pirat'ов и прочих динозавром КВ-эфира с очень неплохим качеством и без лишних заморочек вроде растягивания "соплей" в огороде, покоцанного колючей малиной тела и горомоподобных вещалок на всех частотах до кучи.
Особенности местного гектометрового ЖД-эфира сказать по правде тоже порадовали - "железку" слышно было как на сканер с маленькой ферритовой антенной, так и на Деген с большой, а иногда даже и на телескоп (правда, по опыту прошлого года приём ПРС на телескоп Дегена был несколько лучше. Возможно приёмник слегка "задубел" за год использования, либо за прошедший год возрос уровень бытовых помех). И пусть на 2 MHz'ах преобладали помехи от генераторов строчной развёртки "ящиков" и какие-то грозоподобные электрические разряды, приём даже в режиме АМ на скате амплитудно-частотной характеристики УПЧ без ограничения сигнала по амплитуде был очень даже неплохим. Слышно было не только диспов, но и паровозы, причём порой не слабее поездного диспетчера. Благодаря направленным свойствам внешней магнитной антенны я установил, что вещают не из одного места, а из нескольких (антенну приходилось поворачивать). К сожалению станции, с которых "вдували" диспы я не идентифицировал, посему беру заявку по данному вопросу на следующий сезон, если конечно, Бог даст, через год буду в тех краях.
Как известно, в ночное время уровень помех на КВ (и не только) несколько снижается, а на длинноволновой части коротковолнового диапазона начинаются прохождения. Именно благодаря прохождению в вечернее и ночное время на частоте 2130 kHz можно было наблюдать интереснейшее явление, которое мне доселе нигде не доводилось слышать - на 1-м канале ПРС наблюдалась не просто паровозная каша, которую мы привыкли слышать на крупных узловых станциях. Это была несмолкающая "свалка" из тональников всех частот, применяемых на железных дорогах бывшего Союза. Уровень громкости этой "каши" был непостоянным - он мог время от времени давать всплески, мог слегка затихать, иногда на фоне всего этого безобразия можно было услышать что-то смахивающее на голос поездного диспетчера или машиниста. Выглядит это примерно так (фрагмент вечернего эфира на частоте 2,13 MHz, записанный на МР3-плеер):
http://www.radioscanner.ru/uploader/2006/tonalniki.mp3 (350 kB)
Заметьте, что "каша" никогда не умолкает - она постоянна. Забавное явление, согласитесь. И всё это мы можем услышать благодаря ночным прохождениям и особенностям местности. Причём на каком удалении от Одессы находятся все эти передатчики - одному Богу известно:)) |
Реклама Google
|
|
|
Дата: 15 Сен 2006 16:41:12 · Поправил: Stumbler
#
Заметьте, что "каша" никогда не умолкает - она постоянна.
Да, неплохо, просто здорово! Правда в такой каше все равно ничего не понять, но все зависит от прохождения, бывает и понятное, например то, что показывал PenTod.
Вот они прелести сквозных частот на КВ.
|
|
Дата: 18 Сен 2006 11:22:54 · Поправил: Pirat
#
3.3. И СНОВА ВЕРНЁМСЯ К УКВ. И НЕ ТОЛЬКО.
Широк круг пользователей сайта Radioscanner.ru, даже несмторя на то, что он .RU - здесь можно встретить коллег из Израиля, Молдовы, Белоруссии, Украины... С одним из жителей украинского города Одессы - Юрием (aka Мираж) мне даже довелось организовать QSO, правда на диапазоне 900 MHz и с использованием "модуляции" GSM:)) Мы поприветствовали друг друга и условились организовать встречу. Юрий сказал, что согласен на это мероприятие, но при этом дал понять, что собрать всех будет очень непросто. Я пожаловался Юрию на на то, что в HAMs'ком участке "двойки" пусто. Юрий включил свой трансивер и вышел в эфир через репитер. Ручной сканер, поднесённый к потолку на вытянутой руке и настроенный на частоту 145,7 MHz всё же смог зафиксировать сигнал радиолюбительского репитера, правда очень слабенько и в шумах (не более, чем на 1-2 балла по S-метру). После проверки связи мы договорились созвониться через некоторое время.
А между тем отпуск продолжался. И мониторинг тоже. К 30-м числам последнего месяца лета погода в Одессе испортилась - стал ощущаться осенний "холодец", по ощущуениям больше смахивающий на питерский, а ночью и днём то и дело накрапывал дождик, время от времени переходящий в мощный ливень с порывами ветра. Единственно возможными вещами, на которые можно было отвлечься от непогоды был МР3-плеер с коллекцией любимой музыки, Degen, Yaesu и расстроенное пианино "Калужанка" в хозяйском доме. Благодаря всем этим девайсам я смог хоть как-то спасти себя от уныния и скуки. При этом благодаря неблагоприятным для походов на море погодным условиям у меня также появилось больше времени на подготовку черновика отчёта, таблиц частот и т.д. Когда плачущие небеса уходили на перерыв, я время от времени выходил в "открытый космос", а иногда даже выезжал из Черноморки в интернет клуб пiд назвой "Клан", расположенный на 7-й станции Люстдорфского Шляху, а также у центр города побродить по Привозу, Пушкинской, Дерибасовской, Ришельевской...
Благодаря тому, что в Одессе нет метро (пешеходное "метро", больше известное как одесские катакомбы не берём в счёт), у меня появилась возможность передвигаться не под землёй, что весьма привычно для питерцев, а по земле. Именно благодаря этому мне удалось лицезреть Одессу во всей её красе. Осматривая местные постройки и автотранспорт мой взгляд невольно привлекло и здешнее антенное хозяйство. На крышах частных и многоэтажных домов нередко можно было заметить штыревые и GP-образные девайсы, а на одном из высотных домов в районе пл. Толбухина я обнаружил нечто очень смахивающее на пеленгатор (прошу прощения за смазанное фото - снимал из трамвая на ходу):
Моё внимание также привлекли особенности организации связи с каретами Швыдкой Медичной Допомоги - на крыше одной из машин я обнаружил штырёк, по длине которого можно было однозначно сказать, что это не Low Band, а что-то определённо не ниже "двойки". Проезжая же мимо одной из станций ШМД я лицезрел на машинах скорой помощи штыри очень даже Low Band'овской длины (хотя на Low Band как я уже упоминал ранее всё было чисто, и на частотах указанных в базе также стояла гробовая тишина. Возможно нужно было подождать подольше и/или использовать внешние антенны, что весьма проблематично во-первых из-за сложности развёртывания самих антенн, а во-вторых из-за такого стандартного явления для большинства широкополосных приёмников, как затык).
В районе театра Музкомедии им. М. Водяного меня привлекла вот такая интересная вышечка с антеннами явно не сотовой связи:
Антенны а-ля GSM правда тоже присутствуют (нижняя часть вышки). |
|
Дата: 18 Сен 2006 13:31:41 · Поправил: Serge
#
Pirat
Это была несмолкающая "свалка" из тональников всех частот, применяемых на железных дорогах бывшего Союза. Уровень громкости этой "каши" был непостоянным - он мог время от времени давать всплески, мог слегка затихать, иногда на фоне всего этого безобразия можно было услышать что-то смахивающее на голос поездного диспетчера или машиниста.
Вот Вы и открыли для себя "чудеса" ночных прохождений! Такое для этого диапазона - обычное дело, иногда дальние (порядка 300 км) станции слышны даже днем. Ночью обычно есть пара станций (из дальних) с неплохими уровнями, их обычно можно разобрать.
вот такая интересная вышечка с антеннами явно не сотовой связи
Наверху, похоже, авиационный дискоконус и релейки. Зигзагообразные антенны - или авиация, или релейки. Может, мачта имеет отношение к авиасвязи? Или это какой-то релейный ретранслятор.
Отличный репортаж!
|
|
Дата: 18 Сен 2006 15:18:53
#
точно такой-же пеленгатор в начале лета был установлен и в нашем городе
на крышу девятиэтажки жилого дома, хотя аеропорт у нас уже несколько лет не функционирует
до ближайшего аеропорта - 50км
|
|
Дата: 18 Сен 2006 15:52:04 · Поправил: Pirat
#
Serge
Такое для этого диапазона - обычное дело
это понятно конечно, но у нас в СПб так не прёт даже ночью.
дальние (порядка 300 км) станции слышны даже днем
У Вас слышны? А каким Вы оборудованием пользуетесь, если не секрет, и какими антеннами?
Отличный репортаж!
Спасибчик:)) Стараемся. Но это ещё далеко не весь отчёт. Следите за последними постами:))
Spetznaz
до ближайшего аеропорта - 50км
Просветите бездаря, pls! Такие пеленгаторы применяются только для АВИА, или их также пользуют службы радиоконороля, связьнадзор и т.д.?
|
|
Дата: 18 Сен 2006 16:07:43
#
Pirat
но у нас в СПб так не прёт даже ночью
Увы, в городе много помех. Мои наблюдения - за городом.
У Вас слышны?
Вы пропустили слово "иногда". Но иногда слышны, последний раз слышал в минувшие выходные около 2 часов дня. Такое бывает не очень часто. Дальнее прохождение обычно начинается после 17-18 часов и заканчивается ближе к 11-12 ч. (летом). Свои самоделки как-то уже описывал (на 3361), антенна - ферритовая.
Ждем продолжения! :)
|
|
Дата: 18 Сен 2006 16:14:59
#
Serge
Я тоже мониторил за городом, на даче. Но по сравнению с Одессой среди там таки даже рядом не стояло - мощь сигналов на КВ такова, что всё ткнётся:)) Аппаратура та же, что и на рисунке (п. 3.2.)
|
|
Дата: 18 Сен 2006 16:22:59
#
Спасибо за интересный репортаж. В июле сам проехал по этому же маршруту, только Одесса-Питер.
Касательно "нечто очень смахивающее на пеленгатор на пл.Толбухина" - это пеленгатор радиоконтроля ГИЭ
(сейчас - УкрЧастотНагляд), а "интересная вышечка" - пограничники (и не только), их РРЛ идут вдоль всего побережья, в том числе и в черте города (даже на жилих домах).
|
|
Дата: 18 Сен 2006 16:24:31 · Поправил: Serge
#
Pirat
1. Выложенный Вами файл (тональники) - это уже в СПб, или же одесская запись? Но написано "вчерашняя".
2. Послушать там, в Одессе, в краю коротких волн :), 2-й канал ПРС не пробовали?
|
|
Дата: 18 Сен 2006 16:27:13
#
Gull
Спасибо:)) А можно Ваш ник в личку?:))
|
|
Дата: 18 Сен 2006 16:33:06
#
Serge
1. Ну конечно же одесская.
2. Второй канал слушал и по дороге, и там, а также вечером на Деген... Глухо. Даже в благоприятное для проходов время отстраиваешься от 1-го канала, забитого до упора тональниками на 20 кГц вверх - тишина гробовая. Возможно 2-й канал и используется, но редко и неактивно. Вот в Питере 2-й используют, и благодаря отсутствию каши (как на 1-м канале) всё очень неплохо слышно. Активность на 2150 средняя.
|
|
Дата: 18 Сен 2006 16:46:34 · Поправил: karlson
#
У меня приятель инженером на толбухина работает как раз в Укрчастотнагляде! Пеленгует!
2Pirat: А Одесса-Радио на 13131 и 8791КГц не принимали?
Я был в Одессе с 12 по 20 августа и пытался установить откуда все таки Одесса-Радио вещает, но не удалось...
|
|
Дата: 18 Сен 2006 16:57:04 · Поправил: Pirat
#
karlson
Да я не сильно много по КВ гулял, но наловил много - куча всяких частот, целый лист А; с двух сторон исписал (правда, как уже и говорил, не стал конспектировать). Одесса-радио не припомню. Мож и было:)) Кстати думал Вам в личку кинуть предложение насчёт сходки. Но когда увидел дату последнего посещения... То же самое с Одинцовым и White Noise'ом. Правда Белый Шум был недавно на форуме, но моё письмо после приезда так и осталось непрочитанным. В итоге я смог воочию увидеться только с Миражом. На следующий год если всё сложится, предлагаю организовать общую сходку. Можно будет даже в кабаке и даже с ПИВАниной:)))
|
|
Дата: 18 Сен 2006 17:10:37
#
Да, было бы неплохо!
На 44.250 Такси по утрам и вечерам с ломовым уровнем работают
Я дома на Р-323М принимал.
Машины в осн. "Волги" р/ст "Лен"
|
|
Дата: 18 Сен 2006 23:34:35
#
karlson
Какой район?
|
|
Дата: 21 Сен 2006 16:26:51
#
2Pirat:
где-то на въезде в Питер со стороны Петергофа
Что это?
|
|
Дата: 21 Сен 2006 16:52:30
#
Gull
это пеленгаторная антенна, их много, они обычно стоят на окраинах города, наводится азимут с одной, другой, третей, и вместе пересечения условных лучей -получаем примерное местоположение источника радиосигнала..
|
|
Дата: 21 Сен 2006 17:26:26
#
Я не понял, это весь отчет?
|
|
Дата: 21 Сен 2006 20:50:50
#
Sergge
это пеленгаторная антенна,
Йожу понятно что пеленгаторная - интересно что они пеленгуют в горизонтальной поляризации?
Специальных Горизонтальных FM Пиратов?
Или что бы Телецентр не угнали?
|
|
Дата: 21 Сен 2006 21:37:46
#
Stumbler
Конечно же нет. Обязуюсь завтра продолжить:)))
|
|
Дата: 22 Сен 2006 01:14:09
#
Sergge
это пеленгаторная антенна,
Йожу понятно что пеленгаторная - интересно что они пеленгуют в горизонтальной поляризации?
Вот именно - почему горизонталка - кто ее пользует в Питере?
А могобыть это недоделанная антенна?..
|
|
Дата: 22 Сен 2006 08:30:20
#
Gull
А могобыть это недоделанная антенна?..
А в авианавигации не используется ли в том числе и горизонтальная поляризация?
Может навигационная хрень какая?
|
|
Дата: 22 Сен 2006 11:36:29 · Поправил: Pirat
#
После небольшого рабочего перерыва у меня таки выдалась возможность взяться за продолжение отчёта. Well...
3.4. АНАЛИЗ ЗАПИСАННОГО МАТЕРИАЛА
Вернёмся снова ненадолго к железнодорожной теме. После того, как я приехал, пообедал, сходил на море и разложил свои вещи и оборудование в летнем домике, я всё же решил устроить себе тихий час, но совмещённый при этом с прослушиванием всего того, что было записано в дороге. Я достал диктофон и подключил к нему дегеновские "клипсы", дабы не смущать своих сродников, которые находились в том же помещении, что и я и также горели желанием отдохнуть (а что ещё нужно делать в отпуске?:))), и начал аналИз пожалуй первых в истории Radioscanner'а результатов суперпроекта под названием "Мониторинг 1-го канала магистральной ПРС в течение всего пути следования". Сказать по правде далеко не всё оказалось столь прекрасно, сколь ожидалось, но кое-что всё же порадовало. Начнём пожалуй с плохого...
a) Как уже упоминалось выше, для того, чтобы оградить приёмник от влияния помех, излучаемых оборудованием вагона, контактной сетью и т.п., мне пришлось закрутить шумодав до упора. это позволило избавиться от данных траблов, но загрубило чутьё приёмника, в результате чего некоторые локомотивы и поездные диспетчеры оказались слышны на записи либо урывками, либо не слышны вовсе.
b) Значение девиации частоты некоторых передатчиков оказалось настолько малым, что продетектированный низкочастотный сигнал просто стал стал тонуть в собственных шумах приёмника (которых у этой модели сканера и так хоть отбавляй), плюс диктофон обеспечивал далеко не самое идеальное качество записи (т.к. он всё-таки диктофон). Сказать по правде такое явление для меня загадка, и использование столь "могучей" девиации невольно заставляет человеческую фантазию рисовать в мозгу следующую картину (ойнимагупадаюпацтул) - поездной дисп нажимает на тангенту и вызывает машиниста, повернувшись при этом спиной к расположенному в противоположной стороне комнаты (объёмом кубиков так под 100) микрофону, а машинюги мониторят принятый сигнал на головные граммофоны с понтом пилоты, дабы шум движков паровоза не забивал продуктов детектирования сигнала со столь огромным значением отклонения частоты от несущей:)))
А теперь несколько хороших слов:
a) Благодаря ограниченному чутью приёмной части (при всех её недостатках) удалось избавиться от дальних ночных прохождений и удалённых на достаточное расстояние станций и локомотивов, благодаря которым можно было бы получить практически назакрывающийся шумодав и жутко обозлённых коллег по Форуму, пытающихся мучительно дождаться того момента, когда среди всего этого многочасового хлопанья появится хотя бы тональник (про помехи уже сказал). При этом объём флэш-памяти диктофона (всего-то 64 MB) оказался бы либо забитым под завязку, либо давящийся от такого количества впихиваемой информации диктофон послал бы всех куда подальше сообщением вроде "Out of memory" (если учесть то, что данная модель диктофона обеспечивает не более 12 часов записи в режиме HQ, хуже которого ставить, IMHO, ну просто некуда).
b) Большинство принятых и записанных (естественно в режиме VOX) сигналов всё же имеют такой уровень громкости, при котором вполне реально понять содержание радиообмена.
Содержание поездных переговоров в основном традиционное, по сабжу и практически без оффтопа. Но всё же иногда на 1-м канале ПРС имел место флуд и флейм. К примеру - весьма забавным явлением было обсуждение (не без приколов) машанистами стада коров, идущих вдоль полотна на перегоне Локня-Стримовичи и разборка машиниста с поездным диспетчером в районе ст. Жмеринка.
По плотности радиообмена за весь путь сдледования лидировала Украина (порядка 1 часа записи). Белоруссия и Россия немножко отстали в этом плане от своих украинских зализнычных коллег (Рус + Бел = 1 ч записи). Самые "девиастые" передатчики (в большинстве своём) были зафиксированы по пути через Украину, самые "тихие" - при путешествии по БЧ. Россия по параметру "девиастости" заняла второе место.
Радиообмен по пути через просторы России и Белоруссии производился с использованием чистейшего русского языка (в Белоруссии немножко добавился акцент, но не более того), а практически по всей Украине начиная от Овруча и почти до Котовска ощущался украинский язык и национальная манера общения, изредка разбавляемая русской речью (к примеру -...Южным парком. - Понял, пiвденним парком...). Одесская Железная Дорога встречала прибывающих на отдых (и возвращающихся домой) пассажиров весьма интересным и необычным русскоязычным говором с примесью украинского акцента в небольшом количестве при весьма непривычных для ушей обычных россиян обротах речи, которые можно назвать не иначе, как одесский диалект (хоть он был и не в том виде, что лет 40-50 назад на Привозе или на Молдаванке, но всё же).
Вот записи этих самых переговоров. Общее время звучания всех "саундтреков" порядка 2-х часов, общий объём информации порядка 16 MB. Файлы имеют расширение .MP3 и битрейт 20 kbps (mono). Обо всех глюках, возникших при скачивании файлов, желательно сообщать как можно быстрее, дабы в течение суток (пока имеется возможность редактирования сообщений) можно было устранить возникшие неполадки:
http://radioscanner.spb.ru/pirat/parovoz08_06_1.mp3 (450 kB)
http://radioscanner.spb.ru/pirat/parovoz08_06_2.mp3 (3 MB)
http://radioscanner.spb.ru/pirat/parovoz08_06_3.mp3 (3,2 MB)
http://radioscanner.spb.ru/pirat/parovoz08_06_4.mp3 (1,4 MB)
http://radioscanner.spb.ru/pirat/parovoz08_06_5.mp3 (4,5 MB)
http://radioscanner.spb.ru/pirat/parovoz08_06_6.mp3 (4,2 MB)
В заключение этого подраздела хочу выразить огромнейшую признательность Вадиму (aka Stumbler) за предоставленный хостинг, а таже всем тем, кто читает эту ветку. И не только эту, но и наш замечательный Форум во всей его красе:))) |
|
Дата: 22 Сен 2006 17:13:56
#
Pirat
А как там 2ка и 70см? Не мониторили?
|
|
Дата: 22 Сен 2006 17:25:21
#
Молния
Смотрите начиная с 1-й страницы. Там есть инфо:))
C ув.
|
|
Дата: 22 Сен 2006 17:41:31
#
Pirat
Я имел ввиду не в самой Одессе, а в дороге. Т.е. были ли города-поселки по дороге, где наблюдалась бы активность на этих диапазонах?
|
|
Дата: 22 Сен 2006 22:20:37
#
Ну шож вы все так нетерпеливы-то:)) Всё будет, распишу в ближайшие дни. Кстати об этом кто-то уже спрашивал.
|
|
Дата: 22 Сен 2006 23:45:38
#
Pirat
Спасибо за интересный репортаж! К сожалению на форуме редко бываю - зашел, а тут оказывается про Одессу! Просто с другой стороны на свой город посмотрел! Рука сама к запыленному сканеру потянулась!!!
Жаль поздно узнал о Вашем приезде.. Надеюсь на следующий год на встречу!
вот такая интересная вышечка с антеннами явно не сотовой связи
Эта вышка стоит на територии штаба ВВС и ПВО, соответственно и антены. Ей правда лет сто! Проржавела наскозь! Поэтому и GSM наверное выше не рискнули ставить..
|
Реклама Google |
|