http://quality.eup.ru/index.php?subaction=...rt_from=&ucat=&
Дело 2-583/06 20 февраля 2006 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский федеральный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Бакуменко Т.Н.,
При секретаре Добрецовой Ю.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скобина Юрия Владимировича об оспаривании бездействия органа государственной власти, -
у с т а н о в и л:
Скобин Ю.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал и пояснил, что бездействие Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии выразилось в не размещении в сети Интернет информационных ресурсов - текство национальных стандартов и общероссийских классификаторов. Скобин Ю.В. полагает, что бездействие Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии нарушает его право на доступ к государственным информационным ресурсам, предоставленным ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", ФЗ "О техническом регулировании".
Представитель заинтересованного лица - Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в судебное заседание не явился, представил заявление согласно которому не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие, при этом исковые требования не признает ввиду того, что Федеральное агентство осуществляет опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также их распространение через четыре магазина стандартов, расположенных в различных регионах России, читальный зал, Интернет-магазин, а также сеть дилерских центров. Кроме того, в обоснование своих возражений ссылался на то, что свободный доступ к информации равно как и ее опубликование, не означает автоматического бесплатного доступа к ней.
Выслушав представителя истца, истца, изучив и оценив материалы дела, суд находит требования Скобина Ю.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суд действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Порядок реализации права на доступ к информации из информационных ресурсов и гарантии предоставления информации установлены в ст. 12, 13 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации".
Постановлением Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 федеральные органы исполнительной власти обязаны своевременно и регулярно размещать информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том, числе в сети Интернет.
В судебном заседании истец пояснил, что фактически тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов в настоящее время Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии не опубликованы. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии -
http://www.gost.ru содержит ссылку, согласно которой указанные ранее информационные ресурсы можно приобрести обратившись в Интернет-магазин ФГУП "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (далее ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и в фирму "ИНТЕРСТАНДАРТ".
Согласно ст. 68 ГПК РФ в случае если сторона, обязанная доказать свои возражения не представляет их суду, суд вправе обосновать свои доводы объяснениями другой стороны.
Доводы заявителя подтверждаются материалами дела (л.д. 29, 30, 70-72), из которых следует, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии имеет официальный Интернет сайт -
http://www.gost.ru на котором оно в соответствии с Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 № 594 "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации"; Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" должно официально опубликовывать национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Однако фактически указанные сведения Федеральным агентством не опубликованы. Интернет сайт содержит ссылку о возможности приобретения указанной информации в Интернет-магазинах ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" и в фирме "ИНТЕРСТАНДАРТ", в то время как названные ранее Положения возлагают обязанность по предоставлению и распространению информации непосредственно на Федеральное агентство.
Согласно подпункта "г" пункта 15 "Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.08.2003 № 500, единая информационная система по техническому регулированию, созданная с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, кроме всего прочего, обеспечивает предоставление определенных видов продукции и услуг (информация о документах, информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информационного фонда, документы и копии документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме).
В соответствии с пунктом 18 приведенного Положения, только эти продукция и услуги могут предоставляться заинтересованным лицам за плату, размер которой устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Для обеспечения всех прочих целей, в числе которых опубликование в электронно-цифровой форме текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов, а также уведомлений об утверждении национальных стандартов, информации о внесении в них изменений, дополнений, поправок, отмене и замене, текстов изменений, дополнений и поправок, предусмотрено финансирование исключительно за счет средств федерального бюджета в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 № 791.
Таким образом, доводы заинтересованного лица, изложенные в представленном суду отзыве о том, что свободный доступ к информации, равно как и ее опубликование не означают автоматически бесплатного доступа к ней суд находит необоснованными, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ заинтересованное лицо не представило суду объективных, достоверных и допустимых доказательств своим доводам.
На основании изложенного суд приходит к выводу, об удовлетворении заявления Скобина Ю.В. об оспаривании бездействия органа государственной власти.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином своих прав.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 68, 167, 254-258, 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Заявление Скобина Юрия Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, выразившееся в отсутствии в сети Интернет информационных ресурсов - текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов.
Обязать Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии разместить в сети Интернет тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней.
Санкт-Петербургский городской суд перенес рассмотрение кассационной жалобы Ростехрегулирования на решение Красногвардейского районного суда С-Петербурга, согласно которому предписано обеспечить свободный и бесплатный доступ ко всем ГОСТам в Интернете, в связи с неявкой представителя Ростехрегулирования
Ранее, 20 февраля 2006 года Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил жалобу юристов Института Развития Свободы Информации и обязал Ростехрегулирование опубликовать на своем официальном сайте тексты стандартов и общероссийских классификаторов.
Тем самым была полностью удовлетворена жалоба юристов Института Развития Свободы Информации, направленная в суд еще в сентябре 2005 года.
Напомним, что поводом для обращения в суд стал отказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования) разместить на своем официальном сайте
www.gost.ru ГОСТы продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации, а также обеспечить свободный доступ к этим информационным ресурсам.
Действующее законодательство России, в т.ч. Постановление Правительства РФ № 594 от 25 сентября 2003 года, которым утверждено «Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» обязывает Ростехрегулирование (бывший Госстандарт) размещать на своем официальном сайте все государственные стандарты качества производимой и реализуемой на территории России продукции. Однако эта обязанность органом государственной власти не исполняется.
Когда потребитель, сомневающийся в соответствии качества той или иной продукции, обращается за интересующим его ГОСТом в Ростехегулирование - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение базы данных всех национальных ГОСТов, то чиновник ему отказывает и предлагает обратиться в «специализированную организацию». А в «специализированной организации» гражданину предлагают оказать информационную услугу и приобрести желанный документ за "скромную" плату 500 рублей за страницу. Кроме того, при получении копии ГОСТа с потребителя возьмут обязательство относится к полученному документу как к конфиденциальной информации.
Таким образом, государственный орган создал условия для сокрытия от общественности значительный объем социально-значимой информации. Вместе с тем ряд коммерческих структур при поддержке Ростехрегулирования наладили торговлю информацией из государственных информационных ресурсов.
Известно, что во время разработки Постановления Правительства, согласно которому все ГОСТы должны быть опубликованы для открытого доступа на сайте Ростехрегулирования, доходило до угроз в адрес разработчиков нормативного правового акта - сотрудников Минэкономразвития РФ. Угрозы исходили со стороны тех коммерческих структур, которые опасались за то, что ГОСТы станут общедоступными, и их бизнес потеряет актуальность.
Несмотря на то, что с момента принятия указанного Постановления Правительства России прошло более двух лет, база данных с ГОСТами все еще не размещена на официальном сайте Ростехрегулирования и важная информация остается сокрытой от потребителей.
Во время рассмотрения дела в суде первой инстанции Ростехрегулирование представило отзыв, в котором настаивало на своем праве торговать ГОСТами. Однако, суд не прислушался к аргументам федерального органа исполнительной власти и удовлетворил жалобу.
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2006 года призвано восстановить нарушенное право на доступ к социально-значимой информации.
Между тем, Ростехрегулирование обжаловало решение суда в кассационном порядке.
Институт уже имел положительный опыт по защите права на доступ к информации.
18 октября 2005 года Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил жалобу Института об оспаривании бездействия некоторых федеральных органов исполнительной власти, которые либо не открыли свои официальные Интернет-сайты, либо недостаточно наполнили их информацией о своей деятельности. Согласно вынесенному судом решению Федеральной службе охраны было предписано в срок до 1 января 2006 года сформировать информационные ресурсы по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 98 от 12 февраля 2003 года и разместить их в сети Интернет на своем официальном сайте. Суд учел, что к моменту рассмотрения дела Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) и Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) и Министерство регионального развития хоть и создали свои сайты, но сделали это весьма формально, недостаточно позаботившись о содержании публикуемой информации. Поэтому суд обязал эти федеральные органы исполнительной власти до конца 2005 года привести содержание своих официальных сайтов в соответствие с вышеупомянутым Перечнем. Суд также обязал Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП) до 1 января 2006 года привести содержание своих информационных ресурсов, опубликованных на сайте Правительства РФ в соответствие с Перечнем.
Рассмотрение кассационной жалобы Ростехрегулирования состоится в 12-00 8 июня 2006 года в Санкт-Петербургском городском суде по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 16.