Ухтинец
достал из загашника несколько авиакарт 80-го года и не увидел на них никаких пятибуквенных точек …
У Вас какие карты? Полётные или полимаршрутные, скорее всего? Если так, то на них 5-букв. ПОДы и позже не обозначались. Это только «болванки», где вообще мало что есть. Так сделано для того, чтобы не перегружать листы ненужной информацией. За исключением нек-рых специальных изданий.
При подготовке к полёту на них наносят всё своё - от ПОДов до частот, маршрутов, ППМов, каналов РСБН, телефонов подруг и пр. Иногда там всё настолько изрисовано, что слово из пяти букв уже может быть лишним.
В ~ 83 - 85 г.г., как мне подсказали в Росаэронавигации, между СССР/МГА и ICAO были заключены соглашения о стандартах навигац. информации, в числе которых были и эти пятибуквенные ПОДы. И примерно в это же время у нас была разработана форма специальных радионавигационных карт. Первые юзеры, как всегда, были военные. Где-то у меня валяются карты 85-87 г.г. - там уже всё нанесено. Вот пример 1990 г., ещё СССР:
Увеличить
А не может ли это быть связано с открытием воздушного пространства СССР…
Коридоры для иностранцев были по крайней мере с 50-х г.г., но летали немного, соглашения на пролёты как правило заключались на временной основе.
В 1970 г. СССР вступил в ICAO, после чего стали серьёзно заниматься транссибирскими маршрутами из Европы в Японию. Первое что у нас сделали, - разработали пять вариантов трасс прохода территории и обильно окучили их радиотехническими позициями ПВО.
Иностранцы при полётах над СССР пользовались: а). картами Jeppesen, которые делались на полуофициальной основе (покупали советские карты + добавляли кое-что своё); б). просто перепечатанными советскими картами. Прелесть была в том, что все спокойно могли игнорировать авторские и пр. права: СССР долго не хотел присоединяться к конвенции и спокойно издавал у себя всё что хотел. Иностранцы поступали так же. Потом в году 75-м ввели жесткие правила полётной документации для иностранцев, что, впрочем, не касалось транзитных бортов - с чем они там летали - Бог весть…
Ходили по ОПРС (Вы правы), их же и докладывали. Было, говорят несколько ЧП, когда ОПРС не работали и экипажи не могли их обнаружить - «органы» потом разбирались, почему своевременно не довели до сведения. Мероприятия по проводке иностр. ВС чем-то напоминали торговлю за валюту - система работала чётко, да и деньги за это брали нехилые. Считалось, что «гонорар» идёт «Аэрофлоту», но по нек-рым документам, это, похоже, не совсем так.
Проблем с информацией видимо хватало. Разговаривал как-то с одним дедом, который летал в скандинавской SAS через СССР: если что-то не получалось на УКВ с территориальным управлением, при всех вопросах связывались на КВ со своим руководством, а те уже - с советскими органами УВД. Самое интересное, другой дед, уже наш отечественный, мой знакомый, летал КВСом на Ту-114 - рассказывал то же самое. Похоже, на КВ тогда было что послушать.
ведь трудновато было им наверное русские названия ОПРС произносить
- им за это доплачивали… :)
или иностранцы и намного ранее через СССР летали?
- аж с 20-х годов. В 30-х годах, напр., немецкие самолёты разной принадлежности фактически бесконтрольно летали вплоть до Сибири, а может и дальше. Куда и зачем - до сих пор никто толком не знает. Кроме аэрофотосъёмки, говорят, ещё были версии.
Ещё о ПОДах.
Пятибуквенные обозначения (у них этот стандарт обозначается 5LNC) были приняты FAA и ICAO в 1960-х г.г. Американцы говорят, что идея пришла от них: при полётах бомбардировщиков нужно было как-то передавать по открытым каналам рапорты о проходе маршрутных пунктов. Нужным точкам заранее присваивали сменные кодовые имена, которые сообщали в эфире. Потом перешли на короткие слова, чтобы было удобнее передавать телеграфом. Потом зафиксировали длину в 5 знаков для контроля ошибок передачи.
В то же время в СССР во время войны была похожая практика, только брали обиходные слова. Подозреваю, отсюда возникли все эти Огурчики, Задорные Ассистенты и пр. Обычная фронтовая авиация этим не пользовалась, только спец. борты, летавшие в тыл из Остафьево или Ходынки - видел карты-миллионки, изрисованные такими названиями и обозначениями ШВРС с частотами.