Автор |
Сообщение |
|
Дата: 15 Сен 2006 23:31:32
#
В 1947 году Тур Хейердал и пятеро его спутников, среди которых было двое радиолюбителей, на бальзовом плоту преодолели расстояние между Южной Америкой и Полинезией. Заняло это путешествие 101 день.
Для связи с землей на плоту была установлена кротковолновая радиостанция с батарейным питанием.
В книге Хейердала указана частота, на которой работал плот: 13990 КГц, указано название приемника: National NC-173, но нет описания передатчика и антенн.
Ниже представлена попытка как-то систематизировать сведения, собранные из разных источников об аппаратуре "Кон-Тики", на которой осуществлялась связь из Тихого Океана с берегом (Лима, Раротонга - один из островов Полинезии, Лос-Анжелес).
Итак, основное радиооборудование Кон-Тики:
Приемник
National NC-173 ( http://oak.cats.ohiou.edu/~postr/bapix/NC173.htm)
Чувствительность около 2 микровольт, батарейное питание, ламповый, естественно.
Передатчик
Мощность 6-7 ватт.
Антенна
Судя по фотографиям, "виндом", повешенный между мачтами. Горизонтальная часть метров 10 длиной.
Заземление - провод, опущенный в воду.
Аварийное радиооборудование:
British Mark II (параметры неизвестны).
Диапазон 20 метров, позывной LI2B, CW only. Дальность связи достигала 8000 км.
Некоторые ссылки:
Музей Кон-Тики
http://biblioteknett.no/alias/HJEMMESIDE/kon-tiki/Museum/
Википедия о Кон-Тики
http://en.wikipedia.org/wiki/Kon-Tiki
Описание путешествия
http://www.lib.ru/ALPINISM/HEJRDAL/heierdal_kontiki.txt
Кто может что добавить? |
|
Дата: 16 Сен 2006 00:52:51
#
слышал, что с ними непрерывно поддерживала связь наша станция, RZ1AWT. коллективная станция Гос университета аэрокосмического приборостроения, что в Питере.
в те времена, они имели капитальные антеннны, недоступные простому радиолюбителю. типа 3х элементного, полноразмерного, вращаемого волнового канала на 40 м.
5 эл вк на 20 м, 5 или 6 эл на 15 м плюс еще набор вертикальных антенн.
сейчас, к сожалению вк на 40 м они демонтировали, сломался, времена у них там настали тусклые...
|
Реклама Google
|
|
|
Дата: 16 Сен 2006 02:02:55
#
NBFM
В 47 году??
|
|
Дата: 16 Сен 2006 02:08:08
#
Ware
нет, не в 47... позже. где то в 70 е.
видимо, имелась ввиду другая его экспедиция.
|
|
Дата: 16 Сен 2006 09:14:57
#
Речь, как я понимаю, про бывший ЛИАП. Они работали с РА, папирусной лодкой, в экипаже которой был Сенкевич.
А антенны на ЛИАПе и сейчас впечатляют.
|
|
Дата: 16 Сен 2006 11:33:51
#
NBFM
Ware
нет, не в 47... позже. где то в 70 е.
видимо, имелась ввиду другая его экспедиция.
У меня что-то в голове крутится "Ра" и "Тигрис"))))
|
|
Дата: 16 Сен 2006 11:49:28 · Поправил: Valery
#
NBFM
Да, я их слушал.
От наших там был Сенкевич. Он потом получил позывной.
Скорее всего это было на Тигрисе.
|
|
Дата: 16 Сен 2006 11:52:29 · Поправил: Ефвфы
#
|
|
Дата: 16 Сен 2006 13:34:44
#
Дальность связи достигала 8000 км.
Вертится фраза из книги "Но ХХХ и ХХХ (вроде Норвегия) почти антиподы!
|
|
Дата: 16 Сен 2006 13:38:20
#
Ефвфы
То что на Кон-Тики ходили в 47 году, это только ребенок не знает:) Я про непрерывно поддерживала связь наша станция, RZ1AWT. коллективная станция Гос университета аэрокосмического приборостроения, что в Питере.
в те времена, они имели капитальные антеннны, недоступные простому радиолюбителю. типа 3х элементного, полноразмерного, вращаемого волнового канала на 40 м.
5 эл вк на 20 м, 5 или 6 эл на 15 м плюс еще набор вертикальных антенн. , если кто не понял.
|
|
Дата: 16 Сен 2006 13:49:45
#
То что на Кон-Тики ходили в 47 году, это только ребенок не знает
Смелое заявление :)
Попробуйте провести опрос на улице, результат Вас удивит.
А что насчет связи и антен RZ1AWT - виноват, понял, что речь идет немного о другом, но с некоторым запозданием.
|
|
Дата: 16 Сен 2006 16:39:37
#
Кстати, есть подозрение, что частота передатчика стабилизировалась кварцем. Иначе откуда они свою частоту с такой точностью знали? Кроме того, она лежит вне любительского диапазона.
|
|
Дата: 16 Сен 2006 23:39:50
#
SRPSPB
в те времена, в бортовой аппаратуре так и делали. сменные кварцы.
синтезаторов то тогда не было...
а обычные ГПД в условиях вибрации давали паразитную ЧМ и вообще, отличались нестабильностью.
Ефвфы
Valery
SRPSPB
да речь про ЛИАП. пардон, что ввел народ в заблуждение несколько, проглядев дату.
антенны там сейчас впечатляют... был у них там, в 2004м что ли? поалекал от них.
а они сами там не работают оттуда больше. все кислые, видать дела сов7 там плохие были.
а 3х элементный ВК на 40 м вроде как сняли. ( сломался редуктор, восстановлению не подлежит.(
|
|
Дата: 17 Сен 2006 11:55:09
#
Итак, разыскиваются старые журналы Радио, а именно:
11-1969, статья "Ра" - Лениград"
1-1970
Они работали с Тигрисом, Радио, файл 11.djvu, под 10 мегабайт.
Ктати, более-менее успешной была только первая экспедиция, на "Кон-Тики". Остальные, на тростниковых лодках, были с большими проблемами и риском. |
|
Дата: 17 Сен 2006 20:52:39
#
Да, я их слушал.
От наших там был Сенкевич.
И ему было 10 лет?
|
|
Дата: 17 Сен 2006 21:04:52
#
Скорее всего это Вам было 10 лет, когда Сенкевич плавал на Тигрисе.
|
НеотеслаУчастник
с мая 2008 Город-Герой Кыйив, столица нашей Родины Сообщений: 1744
|
Дата: 03 Дек 2008 20:47:56
#
Мне сообщили, что в одной из экспедиций Хейердала использовалась радиостанция Atlas 210X. Кто-нибудь что-нибудь слышал об этом?
|
|
Дата: 03 Дек 2008 20:54:17
#
|
НеотеслаУчастник
с мая 2008 Город-Герой Кыйив, столица нашей Родины Сообщений: 1744
|
Дата: 03 Дек 2008 21:06:08
#
Ув. Стас!
Так где там инфа о Хейердале & Atlas 210X? Я не нашёл ни единого слова. То, что радиостанция Атлас 210Х существует в природе, я знаю давно...
|
|
Дата: 03 Дек 2008 21:32:12
#
на бальзовом плоту
А плот-то, вероятно, был бальсовый?
|
|
Дата: 03 Дек 2008 21:39:51 · Поправил: CADET (03 Дек 2008 21:46:32)
#
Атлас 210Х
Хороший трансивер! Простой и надёжный. Справа от Васюка. :)
|
|
Дата: 03 Дек 2008 21:54:58
#
Неотесла
извините, наверно я неправильно понял вопрос =))
|
|
Дата: 03 Дек 2008 23:18:24 · Поправил: Грифон (03 Дек 2008 23:32:31)
#
на бальзовом плоту
А плот-то, вероятно, был бальсовый?
В 1947 году на "Кон-Тики", построенном по образцу древнеперуанских плотов из бальзовых деревьев с тростниковым парусом, Тур Хейердал вместе с пятью спутниками прошел за 101 день около 8 тысяч километров от Кальяо (Перу) до островов..... (с)
Перед экспедицией Хейердал и еще пятеро путешественников — Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер — прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики». (с)
На Кон-Тики не было Юрия Александровича Сенкевича.
Двадцать пятого мая 1969 года семь человек из семи стран ступили на борт папирусной лодки в порту Сафи, в Марокко. Русский врач, американский штурман, египетский аквалангист, мексиканский антрополог, плотник из Республики Чад в Центральной Африке, итальянский альпинист и я сам, норвежец, руководитель эксперимента. Когда мы спустя два месяца уже в американских водах покинули пропитанные водой связки папируса, то чувствовали себя не просто друзьями, а почти братьями. У нас позади были общие радости и невзгоды, общая работа на нашем кораблике, где жизнь и благо каждого зависели от товарищей.(с)
|
|
Дата: 17 Фев 2012 15:12:52 · Поправил: mister Flud (17 Фев 2012 15:30:14)
#
Прочитал только что книгу об экспедиции Хейердала на папирусной лодке РА через Атлантику. Действительно использовался трансивер Atlas как на фото выше, а бесперебойную связь с ними удавалось поддерживать Валерию Агабекову UA6HZ из Пятигорска(в книге об этом не упоминается). Кстати из трехсот с лишним связей проведенных LI2B больше половины были с радиолюбителями СССР, а ведь в то время наши работали в основном на UW3DI.
PS Пардон, DI-шка, тогда только-только появлялся..
|
|
Дата: 20 Фев 2012 15:42:14 · Поправил: mister Flud (20 Фев 2012 16:53:45)
#
Немного начинаю разбираться..
В 1947 была экспедиция на Кон-Тики через тихий океан..
В 1969 на Лодке РА через Атлантику с участием нашего Ю.Сенкевича
В 1979 на лодке "Тигрис" через Индийский океан, также с Сенкевичем. Именно последнюю экспедицию поддерживал связью В.Агабеков UA6HZ.
На Кон-Тики использовался американский приемник “NC-173” и армейский передатчик времен второй мировой войны - “BritishMarkII
Наши радисты с самого начала испытывали большие трудности. Уже в первый день нашего плавания в водах течения Гумбольдта они были вынуждены укрыть под парусиной угол,, в котором находилась чувствительная радиоаппаратура, чтобы спасти от воды все, что возможно: вода начала струиться по ящикам с батареями. Кроме того, им пришлось решать и другую трудную проблему: как установить довольно длинную антенну на маленьком плоту. Они попытались поднять антенну с помощью бумажного змея, но порыв ветра сбил змея вниз и он утонул в море. Тогда они решили поднять антенну на воздушном баллоне, но тропическое солнце прожгло в нем дыры, он сжался и исчез в океане. Были у них, как известно, большие неприятности с попугаем. К этому еще надо добавить, что мы провели четырнадцать дней в течении Гумбольдта, прежде чем выбрались из мертвой зоны около Анд, где на коротких волнах было слышно не более, чем из пустой консервной банки.
Но однажды коротковолновые позывные пробились, и сигнал Турстейна был принят случайным радиолюбителем в Лос-Анжелосе, который настраивал свой аппарат, чтобы связаться с другим радиолюбителем в Швеции. Как истинный радиолюбитель, он первым делом спросил, какой системы наш аппарат, и, получив исчерпывающий ответ, спросил, кто такой Турстейн и где он живет. Когда же он узнал, что Турстейн живет в бамбуковой хижине на плоту, путешествуя по Тихому океану, что-то странно заклокотало в аппарате, после чего Турстейн поспешил добавить другие подробности. Как только радиолюбитель немного пришел в себя, он рассказал, что его зовут Гал, а его жену - Анна, она родилась в Швеции. Он обещал сообщить нашим семьям, что мы живы и здоровы.
В тот вечер нам было странно сознавать, что совершенно чужой нам человек, по имени Гал, киномеханик, живущий далеко, в кипучем Лос-Анжелосе, был единственным человеком в мире, который, кроме нас самих, знал, где мы находимся и что у нас все в порядке. С той самой ночи Гал, иначе Гарольд Кемпель, со своим другом Франком Куэвасом сидели каждую ночь по очереди у своего радиоаппарата и ждали сигнала с плота. Вскоре с их помощью Герман принял телеграмму начальника американского бюро прогнозов погоды, который благодарил за два ежедневных кодированных сообщения. Бюро получало из этого района мало сообщений и не имело о нем никаких метеорологических сведении. В дальнейшем Кнут и Турстейн почти каждую ночь связывались с разными радиолюбителями, и они пересылали наши приветствия в Норвегию через радиолюбителя Эгиля Берга в Нотоддене.
Не прошло и нескольких дней пребывания в океане, как в радиоуголке скопилось слишком много соленой воды и радиостанция заглохла. Радисты день и ночь работали отвертками и паяльниками. А все радиолюбители решили, что плот поглощен океаном. Но однажды ночью сигналы "LI2B" были вновь посланы в эфир, и несколько сотен радиолюбителей в Америке одновременно бросились отвечать, так что у нас в радиоуголке загудело, как в осином гнезде.
Между прочим, когда мы входили во владения радистов, нам всегда казалось, что мы садимся на осиное гнездо. Дело в том, что морская вода проникла во все уголки плота, и хотя около места радиста и лежал резиновый коврик, часто случалось, что нас било током и в пальцы и в спину, когда мы дотрагивались до ключа Морзе. И если кто-нибудь из нас, непосвященных. пытался стащить карандаш из хорошо оснащенного радиоуголка, то волосы становились у нас дыбом, а из огрызка карандаша сыпались искры. Только Кнут, Турстейн и попугай могли без ущерба для себя находиться в радиоуголке. Мы приклеили большой кусок картона там, где начиналась опасная для нас зона.
Однажды ночью Кнут, возившийся при свете фонаря в радиоуголке, внезапно дернул меня за ногу и сказал, что ему удалось связаться с человеком, по имени Христиан Амундсен, живущим в окрестностях Осло. Это был рекорд радиолюбителя, потому что маленький коротковолновый передатчик на плоту
обладал частотой в 13 990 килогерц и мощностью в 6 ватт, то есть приблизительно такой же, как лампочка карманного фонарика.
Это случилось 2 августа, мы уже проплыли 60o на запад, и Осло находился по ту сторону земного шара.
|
|
Дата: 20 Фев 2012 15:52:52
#
Георгий Члиянц(UY5XE )
"Если раньше достаточно было открыть остров - и ты уже считался путешественником, то сегодня этот остров нужно "рассмотреть в микроскоп".
(Бенгт Даниельссон - участник плавания на "Кон-Тики").
1947 г.:
Перед первой своей экспедицией, известный норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал [1914 - 2002] и еще пятеро членов его команды: радисты - Кнут Хаугланд (LA3KY) [1917 - 2009] и Турстейн Робю (бывший военный радист) [1918 (1920) - 1964], а также члены экипажа - Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг и Герман Ватцингер, прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот. Его они назвали “Кон-Тики”. К такому плаванию их подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.
7 августа 1947 г., по прошествии 101-го дня мореплавания, “Кон-Тики”, преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Во время плавания, в эфире звучал позывной LI2B(использовался американский приемник “NC-173” и армейский передатчик времен второй мировой войны - “BritishMarkII”). Проводились постоянные трафики с W1AW (на частоте 13,990 МГц)
Книга Тура Хейердала “Kon-Tiki" (Rand-McNally: 1950, p. 263),была переведена на 66 языков мира, а документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 г. премию “Оскар”.
1969-1970 гг.:
Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная “Ра” (Pa– по древнеегипетской мифологии бог солнца, почитался как царь и отец богов, отождествлялся с богом Амоном), была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии.
В середине мая 1969 г. “Pa” вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. В составе ее экипажа были: Тур Хейердал (Норвегия), Норман Бейкер (США) – радист и штурман, Карло Маури (Италия), Юрий Сенкевич (СССР) [1937 - 2003] - врач, Жорж Сориал (Египет), Сантьяго Хеновес (Мексика) и Абдулла Джибрин (Чад).
Главными координаторами трафиков с LI2Bбыли норвежцы (LA5KGиLA7RF). Им активно помогали ленинградцы - Алексей Старков (UA1BX, МС СССР [S.K. – 30.04.2011]) и операторы “коллективки” ЛИАП - UA1KBW(ныне – СГУВАП, RU1A). На UA1KBW постоянно дежурили – Валерий Коровин (ныне – RZ9WX) и Вадим Мохов (позже – RU1AP, ныне – S.K.). Первое QSOс LI2Bу них состоялось 30 мая. В свой аппаратный журнал удалось записать QSOАлександру Камалягину (UA4IF, МС СССР, СВК, ныне – S.K.) – 28 июня и Георгию Джунковскому (UA1AB, к.т.н., лауреат Государственной премии, ныне – S.K.) – 18 июля.
Вечером 8 июля, Юрию Сенкевичу удалось услышать голоса своего отца – Александра Осиповича и дочери Даши, которые специально для этого приехали на UA1KBW. По возвращению домой, в Ленинград к своим эфирным друзьям приезжал и сам Юрий Сенкевич.
По прошествии нескольких недель “Ра” стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.
В 1970 г. другая лодка, “Ра-II”, доработанная с учетом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать такие плавания. Об этих экспедициях была написана книга “Экспедиции на „Ра“” и создан документальный фильм.
Экипаж “Ра-II”: к Туру Хейердалу, Норману Бейкеру, Карлу Маури, Юрию Сенкевичу, Жоржу Сориалу, Сантьяго Хеновесу добавились Кей Охара (Япония) и Мадани Аит Уханни (Марокко).
Координаторами радиосвязей с LI2Bстали ленинградцы - Алексей Старков (UA1BX, МС СССР) и операторы UA1KBW(В. Коровин и В. Мохов, ныне - RU1A). В свой аппаратный журнал удалось записать QSO Георгию Джунковскому (UA1AB, к.т.н., ныне – S.K.) и Александру Камалягину (UA4IF, МС СССР, СВК, ныне – S.K.).
1977-78 гг.:
В 1977 г. Тур Хейердал построил уже тростниковую лодку - “Tigris” (на русском яз. - “Тигрис”), задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. Лодка была построена в Ираке и отправилась в плавание через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания “Тигрис”, сохранявший свои мореходные качества, был сожжен в Джибути 3 апреля 1978 г. - в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.
У "Тигриса" были тяжелые дни. В сильный шторм на помощь папирусной лодке пришел советский теплоход "Славск", взял его на буксир и в течение двух дней отбуксировал к Бахрейну. Радистом "Славска” был Роман Липский – воспитанник Херсонской СЮТ (UK5GAB). В труднейших условиях только радиосвязь помогла добиться нужного взаимодействия. Уставшего Нормана Бейкера сменял Юрий Сенкевич и, работая, как заправский радист, четко поддерживал связь между теплоходом и "Тигрисом". Все закончилось благополучно и "Тигрис" продолжил свое плавание.
В своем открытом письме Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму Хейердал, в частности, написал:
“Сегодня мы сжигаем наше гордое судёнышко… в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море. В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, руководствующихся соображениями безопасности, мы были вынуждены высадиться в маленькой, ещё нейтральной Республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества по пути в третье тысячелетие.
Мы обращаемся к простым людям всех индустриальных стран. Необходимо осознать безумные реальности нашего времени… С нашей стороны будет безответственным не требовать от тех, кто принимает ответственные решения, чтобы современное оружие не предоставлялось народам, которых наши деды корили за секиры и мечи.
Наша планета больше камышовых бунтов, которые пронесли нас через моря, и все же достаточно мала, чтобы подвергнуться такому же риску, если живущие на ней люди не осознают неотложной необходимости в разумном сотрудничестве, чтобы нас и нашу общую цивилизацию не постигла участь тонущего корабля”.
Экипаж “Тигриса”: Тур Хейердал, Норман Бейкер, Карло Маури, Юрий Сенкевич, Ханс Петтер Бен (Норвегия), Норрис Брок (США), Асбьерн Дамхус (Дания), Герман Карраско (Мексика), Рашад Назир Салим (Ирак), Тору Судзуки (Япония) и Детлеф Цольтцек (ФРГ).
Главнымкоординаторомрадиосвязейс“Тигрисом”былВалерийАгабеков(UA6HZ), аегопостояннымипомощникамибыли: ГеннадийГуляев(UY5XS, ранее- UA3HK, ныне– UA4HLK), АлександрБеспальчик (UA4RO), ГеоргийХоджаев(UA4PW, ныне– S.K.) иВладимирМиткевич(UW3DR, поэже: RW3DR, U3DR, ныне– S.K.). Периодические переговоры Юрия Сенкевича с его семьей осуществлялась через радиостанцию Константина Хачатурова (UW3HV).
За время плавания "Тигриса" было проведено более 60 сеансов служебной радиосвязи, более 360 QSOs(из них около 240 - с коротковолновиками СССР).
По просьбе Валерия Агабекова, экипаж лодки (после ее сожжения) на некоторое время приютил старый друг Валерия - Петрос Рейсян (BedrosReissian- J28AZ, позже: ET3AZ, в Марселе - F6GZA, ныне - S.K.). Спустя несколько лет, Петрос приезжал в гости к Валерию Агабекову и Юрию Сенкевичу. Петрос привез Валерию в подарок малогабаритный КВ-трансивер FT-77B, который в 1988 г. (после землетрясения) им был передан в Армению… В 1989 г. было еще одно посещение Петросом своїх друзей.
В 1978 г. гостем журнала “Радио” был Юрий Синкевич. На эту встречу приехали и его эфирные корреспонденты: Валерий Агабеков (UA6HZ), Алексей Старков (UA1BX), Руслан Мания (UF6HV, ныне - S.K.), Константин Хачатуров (UW3HV, ныне – RT3A), Владимир Миткевич (UW3DR), Виктор Захаров (UA3FU, ныне – S.K.) и Анатолий Волынщиков (UW3DH, ныне – RX3AU).
Литература и источники:
1. “Радио” (#11/1969, c. 26-27; #1/1970, c. 20; #11/1978, c. 17-18).
2. Материалы Интернета.
3. Личный архив UA6HZ.
4. Георгий Члиянц, UY5XE. "Легендарные экспедиции Тура Хейердала". ["Радиомир. КВ и УКВ": #8/2011, c.3-4].
Комментарии
0 #1 Валерий 19.09.2011 11:31
Жора, ты забыл помошника Васила Терзиева LZ1AB. Он всегда был на частоте. А дома мне помогал брат и даже клгда я летал к Яше забрать очередной трансивер, Вова был за меня на связи. Ксения пару раз ездила к Костев шэк.
73.
Цитировать
Обновить список комментариев
|
Реклама Google |
|