В прошлые выходные у меня возникла необходимость по хозяйственным делам на пару дней выехать в родной поселок в Ивановской области. Но, так как скоростной флот, возрожденными услугами которого я так удачно воспользовался в августе (
тут был отчет), уже закончил навигацию, пришлось добираться и туда и обратно двумя поездами с пересадкой в Городе Иваново.
Конечно, я не мог упустить такого случая попробовать недавно приобретенный Деген-1103 в деле мониторинга поездной радиосвязи!
И вот, напевая "Услышу я эфира шум - и радостно станет!...", загружаюсь в вагон.
Первое включение приемника подтвердило мои опасения, вызванные отчетом
Pirat'а (
вот этим). Локальная жужжалка, коей являются ЛДС освещения вагона заполнили эфир сплошным беспросветным грохотом. Пришлось отложить мониторинг до «захода локального солнца». К сожалению, он случился через два с половиной часа, ибо проводница посчитала что большая часть пассажиров все же читает, а не спит… :-)
Но вот, свет наконец потух… «помониторю-ка эфирчик я часок-другой!…» Пристраиваю Деген поближе к окну, вытягиваю «штырь» и набираю заветные 2133…
Жужжит!!! Конечно, стало гораздо лучше, но, как оказалось, помехи создавали не только лапы освещения, но и, похоже, какой-то преобразователь или сам генератор вагона. Частота жужжания помехи менялась при изменении скорости движения. При этом помеха пропадала при остановке, и сходила на нет на большой скорости… Поэтому я склонен думать, что так портил жизнь какой-то преобразователь – стабилизатор…
Впрочем, уже через несколько секунд после включения приемника я услышал тональник!… Помеха совсем не мешала принимать переговоры нашего машиниста и диспетчера перегона. «Местный» сигнал был просто великолепен – в моменты выхода в эфир нашего машиниста были слышны звуки работающего в кабине оборудования! :-)
Машинист проверял связь:
«-Как слышите?
-Слышу вас хорошо!
-Я вас тоже очень… Очень хорошо слышу!»
В этот самый момент наш поезд приближался к остановочному пункту Новки-2. В этой точке поезд с плеча Нижний Новгород-Москва переходит на ветку на Иваново, в ведение Северных Железных Дорог. Ветка Новки-2-Шуя-Иваново не электрифицированная, поэтому в о.п. Новки-2 происходит смена тяги – электровоз ГЖД меняют на тепловоз СЖД.
На подходе к Новкам-2 ДСП, указав машинисту, что направляет его на 6 путь, сказала – «Остановочку подскажу!»…
Состав медленно втягивался на станцию…
«613 на шестом – остановочка!….» - и скрипнув тормозами, поезд замер.
Смена тяги, проверка букс вагонов – занимают чуть больше получаса. Я присмотрелся к то и дело проходящим мимо окон работникам станции… У всех имелись средства связи – к сожалению, точно определить, что это за рации, я не смог. Полагаю, на УКВ можно было бы услышать здесь много интересного.. Но и с Дегеном можно было узнать много всего интересного. Ибо команды на перестроение с пути на путь, отправка поездов – все это передавалось на КВ. Было слышно, как дали приказ на отправление стоящего на соседних путях «товраняка», потом отцепленный от нашего состава электровоз направили на Владимир. Нас же дальше вести предстояло тепловозу АТЭМ-1 под управлением машиниста Александрова.
Кстати, здесь, в Новках-2 были слышно диспетчеров из Владимира, и из Коврова, а иногда и машинистов, с которыми те разговаривали.
Наконец, ДСП дала добро на наше отправление…
Сперва в эфире было тихо. Однако когда наш поезд проследовал Большаково – сразу же раздался тональник. Диспетчер станции Большаково отправил в сторону Новок-2 товарный состав.
А мы продолжали свой путь. Правда, эфир стал значительно беднее. Лишь когда наш поезд проходил крупные регулируемые переезды, посты безопасности докладывали «замечаний по поезду нет». И это радовало! :-)
В Иваново я оказался в два часа ночи. Предстояло до 6 часов ждать проходящего поезда Москва-Кинешма, чтобы на нем продолжить свой путь. Ну а часы ожидания, конечно, я посвятил изучению эфира города Иваново. К сожалению, в вокзале ПРС было практически не слышно. Пару раз я услышал тональники, но речь было трудно разобрать.
Гораздо интереснее оказалось наблюдать за таксистами в районе 27 мегагерц. К сожалению, я не записал точную частоту, на которой принимал их. Было заметно работу сразу двух диспетчеров, причем было хорошо слышно и их, и чаще всего и самих таксистов. Я поразился интенсивности работы такси в Иваново. У нас в Нижнем в такое время очень редко можно услышать работу диспетчерской такси. Здесь же, кажется, у таксеров два часа ночи – самое «горячее» время…
В мои планы входило наблюдение переговоров по ПРС и в поезде от Иваново в сторону Кинешмы, но, сев в вагон, я предпочел все же хоть немного поспать. Теоретически, хотя эта ветка и не особо нагруженная, активность в эфире здесь можно ожидать, так как путь одноколейный, и, соответственно, управлять движением поездов сложнее. В любом случае – это пока «поле для будущих исследований» :-)
Мониторинг на обратном пути оказался не менее насыщенным событиями.
Обратный путь от Иванова до Нижнего Новгорода предстояло проследовать на проходящем поезде Самара-Санкт-Петербург. В Иваново он стоит полчаса. Устроившись в вагоне, достал Деген, и пристроил его в углу окна, вытянув антенну до верхней его кромки. Эфир разительно отличался от такового внутри помещения вокзала! Было прекрасно слышно диспетчера Коновалову пассажирского вокзала и, почти с тем же уровнем, диспетчера сортировочной станции. В этот момент по путям станции двигались дефектоскописты со своей высокоинтеллектуальной тележкой, о чем ДСП по радио предупреждала работающие маневровые тепловозы и проходящие по станции поезда.
Услышал я и такой текст: «Внимание машинист нечетного к станции Иваново-сортировочная. КТСМ-предупреждение». Этот текст был повторен трижды.
И тут – вот невезение! – Деген сказал, что ему больше нечего кушать из аккумуляторов, и впал в спячку! Надо заметить, что зарядника я с собой не брал, так как поездка была рассчитана на три дня… Однако спустя секунду ситуация прояснилась. Оказалось, что аккумуляторы, будучи вместе с Дегеном помещены к окну, от которого веяло осенним холодом, просто замерзли! Пришлось вынуть их, и на некоторое время спрятать в карман, для прогрева. К отправлению поезда Деген ожил, но, побоявшись, что до Новок-2 аккумуляторы недотянут, я, прослушав, как диспетчер объявил наше отправление, отключил приемник, так как уже представлял себе в общих чертах характер обмена на этой ивановской ветке.
В Новках-2 я вновь «вслушался в эфир». Работа тут кипела! Здесь тоже услышал довольно интересное сообщение в эфире: диспетчер трижды громко повторила какому-то из поездов «Тревога! Нарушен габарит! Входной сигнал закрыт!». Видимо, дальнейшее обсуждение проблемы происходило по маневровой укв-радиосвязи, так как больше я не услышал вызовов к этому поезду.
Здесь тепловоз 2ТЭ10М, под управлением машиниста Белякова был отцеплен от нашего поезда. Дальше нас должен был повести машинист Снегирев.
Поезд отправился в сторону Нижнего Новгорода.
Тут обмен на частоте 2130 оказался очень плотным, в особенности на станции Ковров. На линии работали ремонтные бригады, и машинистам то и дело передавали телефонограммы об ограничении скоростного режима.
В Вязниках услышал, как ДСП передала машинисту: «Сейчас приказ писать будем. Приказ номер 1! … » далее она продиктовала приказ о том, что разрешает прохождение какого-то запрещающего сигнала светофора.
Вот такой был мой первый опыт наблюдения ПРС из вагона поезда.
Хочу отметить следующие моменты:
- Деген 1103, даже не оснащенный спецсредствами в виде магнитной антенны позволяет слушать ПРС из вагона. Единственное условие - «штырь» приемника надо расположить как можно ближе к окну.
- Во время поездки я обращал внимание на волновод ПРС. На Ивановской ветке такового замечено не было. Она не электрифицирована, и вешать волновод вдоль путей просто не на что. На плече Москва-Нижний Новгород волновод чаще присутствует, однако есть участки где от него остались только изоляторы на столбах. Однако же какой-либо зависимости качества приема от наличия/отсутствия волновода я не заметил.
- Прием ПРС в вокзале, по крайней мере в г.Иваново – бесполезное занятие.
- Как я уже описал выше, в вагоне серьезные помехи приему создает освещение, и, на средних скоростях движения – какой-то преобразователь у вагонного генератора. Однако надо отметить, что на обратном пути, в вагоне самарского поезда подобной помехи не наблюдалось, эфир был очень чистым. Жаль, не записал номеров вагонов – надо было бы сравнить год их постройки. Судя по внешнему виду – вагон Самарского поезда построен совсем недавно.