|
Дата: 12 Июн 2008 18:56:42
#
Уважаемый ЗигЗаг и другие участники форума, наконец-то настал тот долгожданный момент, и пусть до получения пилотского свидетельства еще далеко и предстоит сделать очень долго, приложить кучу усилий и пролить немало пота, но недавно настал тот момент, когда я смог подняться в воздух. Это было совсем недавно и вот, как я и обещал, маленький репортаж об этом событии.
Итак, сегодня у меня был особенный день! Сегодня день моего первого полета в качестве члена учебного экипажа! Не буду рассказывать, что предшествовало этому, о том волнении, которое пришлось пережить, так что пульс на стартовом мед. осмотре подошел к верхней границе допустимой нормы. Начну с самого полета.
Я занял место на командирском месте, подогнал под себя привязной ремень, пристегнулся, одел наушники и, осмотревшись в кабине, был полностью готов к полету. Через какое-то время пришел инструктор, и все началось. Мы быстро произвели контроль по карте, я запросил запуск, запустили двигатель, прогрели его и вдруг мой инструктор говорит мне: «Полетишь с командиром звена». Если честно, поначалу я даже огорчился. Как это первый полет и сразу не со своим инструктором, а с командиром звена? В общем, приготовился к тому, что меня уже в первом полете будут в чем-то проверять. А если проверка в технике пилотирования пока бессмысленна, то будут проверять в знаниях.
И вот все началось. Я, по команде командира запросил предварительный, с его помощью вырулил на предварительный старт с линии осмотра, затем снова контроль по карте. Пока готовились, другой борт опередил нас и вырулил на исполнительный. Стоит сказать, что учебный аэродром и разбивка старта на нем во многом отличается от привычного расположения стартов на обычном аэродроме. Наконец, другой борт взлетел, и мы по разрешению руководителя полетов вырулил на исполнительный. Командир сказал мне, давай взлетай. Первая мысль, возникшая в моей голове: «Но как? Я же не умею!» Но я, нажав кнопку СПУ, дал команду: «Внимание, экипаж, взлетаем, режим номинальный!» Затем аккуратно вывел двигатель на номинальный режим, удерживая самолет от страгивания с места на тормозах, затем переложил вторую руку на штурвал, продолжил команду. «Включить часы, сектора держать!» Двигатель задрожал, завибрировал от повышенного режима, самолет рвался вперед, удерживаемый только тормозами. Отпустил тормозную гашетку, и мы помчались. Аэродром грунтовый, что здорово ощущается при разбеге, когда неровности взлетной полосы сильно чувтвуется по тряске и ударам. И вот, наконец, после небольшого пробега отрыв, и колеса повисли в воздухе! Нас подхватило и мы, борясь с порывами ветра, исправляя крены и выдерживая направление, легли на поток набегающего воздуха. Конечно, взлетал инструктор, я лишь держался за управление и пытался что-то делать. После выдерживания и набора иволютивной скорости 120 километров в час, мы перешли в набор высоты. Инструктор что-то говорил мне по переговорному устройству, показывал запасные площадки, куда можно сесть на случай отказа двигателя, на которые я даже успел бросить мельком взгляд. Земля медленно удалялась от нас. Подошло время уборки закрылков, которые убирал я по команде командира. Первые два нажима на нажимной переключатель уборки я сделал очень быстро и хорошо ощутил своей пятой точкой просадку самолета. Последующую уборку закончил уже помедленнее. Подошло время первого разворота. Я и сам не заметил, что самолетом управляю уже я сам, а инструктор уже спокойно сидит, отпустив штурвал и педали. Мы осмотрелись и я аккуратно ввел самолет в крен, предварительно отдав штурвал немного от себя, тем самым, обеспечив самолет дополнительной скоростью. Затем второй разворот и только ветер, раскачивая самолет, заставлял меня попотеть. После выполнения второго, я еще раз мельком бросил взгляд на инструктора, он сидел спокойно, не держась за управление. Почему-то до этого я думал, что ноги он все-таки держит, уж очень тяжело было ворочать их. Но нет, педали с его правого кресла были свободными. Подошли к третьему. Я по его указанию доложил на землю, что мы на третьем 600 в наборе 900, запросил разрешение на выход в зону. Мы обошли город по южной окраине, взяли курс на первую деревню, центром которой и была наша пилотажная зона. Там мы крутили виражи с креном 15, 30, 45. Командир показал мне парашютирование, рассказал на примере, какой умный самолет Ан-2 и как он сам, теряя скорость, опускает нос, избегая тем самым штопора. С нами пассажиром летел курсант с моей летной группы. Инструктор, озорно посмотрев на меня, сказал. «Ну что, встряхнем товарища?» Я, пожав плечами, смущенно улыбнулся. Командир резко отдал штурвал от себя и мы перешли в очень крутое снижение. Все мое нутро стремилось вверх. Затем резко штурвал на себя и меня вдавило в сидение. Ощущения непередаваемые! Так мы летали в зоне. Затем командир, приказав мне выполнять виражи, а сам посмотрев в мои удивленные глаза, улыбнулся, встал и вышел из кабины в салон. Если честно, я был очень удивлен, но не скрою меня это очень польстило и вдохновило. И вот, разворачивая самолет в вираже, видя в левую форточку крыло своего лайнера и проплывающую слева деревню, я понял, что лечу сам. Я лечу! Лечу сам! Эти слова бились в моих жилах, в моих висках, вытекали горячими струйками пота с моего лба. Потом на земле, курсант, который летал с нами пассажиром рассказал мне, что на его удивленный взгляд, когда командир вышел и кабины, второй показав ему в направлении меня, пошутил: «Чкалов!» Минут через пять-десять он снова пришел в кабину, и мы, покружившись некоторое время еще, пошли на аэродром. Запросили вход в круг, и, подождав борт, который, взлетев, выполнял первый, затем второй развороты, пристроились за ним, вышли ко второму, построили прямоугольный маршрут и зашли на посадку. Пилотировал все время я, мне повезло, как я потом узнал, не все инструктора разрешали курсантом это делать, сами, не переставая держать управление. Начав снижение после третьего, который мы выполнили строго над железной дорогой, перешли на снижение, выполнили четвертый, винт на малый шаг, сбавили скорость, выпустили закрылки и, устремив капот в точку выравнивания, заскользили по невидимой глиссаде и вскоре мягко коснулись колесами травы летного поля. Естественно, посадку производил командир, я лишь после того, как более менее ровно с подсказками вывел самолет на прямую мягко держался штурвал. После посадки и заруливания, в кабину зашел уже мой инструктор и мы сделали с ним еще один круг. В этом полете, я тоже внимательно слушая указания инструктора пытался сам вести машину. Запомнилось то, что между вторым и третьим разворотом, инструктор сказал мне, отпусти штурвал, сними ноги с педалей и сам сделал тоже самое. Говорит мне: «Смотри, видишь, он летит. Сам летит.» И действительно, самолет летел сам. Он же САМОЛЕТ! Так и закончился мой первый летный день. После того, как мы помыли самолет, одели на него струбцины, я заглянув в открытую дверь фюзеляжа, похлопал его по обшивке и поблагодарил за то счастье, которое он предоставил мне сегодня, за счастье ЛЕТАТЬ!
|