Автор |
Сообщение |
|
Дата: 03 Янв 2007 19:23:27
#
Возник вопрос на каких частотах была радиосвязь в авиации с момента её появления, и в особенности частоты и аппаратура применяемая в авиации времён ВОВ
|
|
Дата: 03 Янв 2007 19:31:31
#
Бродяга
Что так всё у вас плохо? |
Реклама Google
|
|
|
Дата: 03 Янв 2007 19:38:01
#
Летун
если такой умный дай номиналы частот Bf-109 G-6as, ЯК-3, ПЕ-2, P-39
|
|
Дата: 03 Янв 2007 19:44:44
#
Вы сейчас мне не поверите. Это именно про связь, авиацию и ВОВ.
В году, приблизительно, эдак 1986 я беседовал с одним профессором из ЛЭТИ (Ленинградский электротехнический ин-т им. Ленина, тот самый, где до революции преподавал А.С.Попов). Его фамилия, кажется, была Первицкий. Вот он мне рассказал, что в 1941 г. их институт изготовил систему телевизионного наблюдения, которую установили на истребителе И-15 (или И-16). Изображение немецких позиций передовалось по КВ радиоканалу в штаб. Может кто где читал про этот факт? Тогда очень прошу скинуть ссылочку.
|
|
Дата: 03 Янв 2007 23:45:08
#
Вот он мне рассказал, что в 1941 г. их институт изготовил систему телевизионного наблюдения, которую установили на истребителе И-15 (или И-16). Изображение немецких позиций передовалось по КВ радиоканалу в штаб. Может кто где читал про этот факт? Тогда очень прошу скинуть ссылочку.
Опаньки! Подобное было описано в книге "Первый удар" (1939 г.), по которой потом был сделан фильм "Глубокий рейд". Я думал, выдумки...
http://militera.lib.ru/prose/russian/shpanov/index.html
Буквально на днях прочитал... |
|
Дата: 03 Янв 2007 23:48:35
#
Разведчики летели патрулями на высоте от семи до восьми с половиной тысяч метров. Они оставались почти невидимыми и неслышными. Еще несколько лет тому назад они были бы на такой высоте совершенно слепы и, следовательно, бесполезны. Но применение мощной оптики в соединении с автоматически работающими фотоаппаратами позволяло теперь вести самое действительное наблюдение пересекаемой местности. Постановка разведывательной работы в дальних рейдах была совершенно новой. По новому наставлению «разведки сопровождения дальнего рейда», на обязанности летчика-наблюдателя лежало главным образом наблюдение за окружающим воздушным пространством. При современных скоростях, появление в воздухе истребителей или аэростатов заграждения могло быть обнаружено лишь при постоянном и внимательном наблюдении за воздухом. Та же большая скорость наряду с большою высотой полета делала визуальное наблюдение земли очень трудным. Человеческий глаз, даже вооруженный лучшей оптикой, уже не мог фиксировать предметы с точностью, какая требовалась разведчику, чтобы раскрыть местность.
Для наблюдения местности с большой высоты на большой скорости на борту советских самолетов-разведчиков имелся прибор, созданный соединенными усилиями советских радиотехников, оптиков и химиков. Это был сложный агрегат из фотосъемочного, лабораторного, демонстрационного и радиобильдаппаратов.
Интересной деталью этой установки было применение новых цветочувствительных эмульсий, очень чувствительных к природе фиксируемых красок. Искусственные краски (химические) действовали на эмульсию совершенно иначе, нежели естественный. Изображение получалось резко искаженным по цвету и сразу бросалось в глаза наблюдателю. Это давало возможность быстро обнаруживать всякого рода искусственные сооружения и маски.
Главным затруднением на пути конструкторов этого фотографического «наблюдателя» было преодоление времени в фотохимических процессах. Но они справились и с этим. Через восемьдесят две секунды после спуска затвора фотокамеры позитив уже проектировался на экран.
|
|
Дата: 04 Янв 2007 05:14:03
#
Бродяга
в те времена укв диапазоном были частоты около 20 Мгц-)
танкисты в Т34 работали что-то в районе 14 Мгц. видал живьем приемник из танка.
если такой умный дай номиналы частот Bf-109 G-6as, ЯК-3,
здесь была очень большая тема по технике связи времен ВОВ.
поищите поиском. там и куча ссылок на иностранные ресурсы коллеционеров/реставраторов, в основном немецких, как мне показалось.
ЗЫ- облегчил Вам задачу вот эта тема: |
|
Дата: 04 Янв 2007 10:05:17
#
Бродяга
Спросите на www. rkk-museum.ru, у них есть коллекция авиационных радиостанций этого периода
|
|
Дата: 04 Янв 2007 12:23:27
#
Вот цитата из книги Руделя "Пилот Штуки":
Когда я
приближаюсь к цели, я с трудом верю своим глазам: на большом расстоянии,
к северу от Кечкемета по дороге движутся танки, это русские. Над ними,
как виноградная гроздь висит густой зонтик советских истребителей,
прикрывающих эту ударную группу. Один из сопровождающих меня офицеров
знает русский и тотчас же переводит мне все, что может разобрать. Советы
опять используют для своих переговоров нашу частоту. Они кричат друг на
друга и создают такой страшный шум, что окажется просто чудом если
кто-нибудь из них сможет понять то, что ему говорят. Мой переводчик в
190-м может разобрать примерно следующее:
"Вызываю всех Красных соколов - одиночная "Штука" с двумя длинными
полосами собирается атаковать наши танки - мы уверены, что это тот самый
нахальный нацист, который расстреливает наши танки - с ним несколько
фоккеров. Атаковать эту "Штуку, а не фоккеров - его нужно обязательно
сбить!
Он часто упоминает что "Иваны" постоянно используют "Их" частоту.
Вот я и хочу понять возможно ли такое, позволяла ли аппаратура, или тогда была куча разных диапазонов.
|
|
Дата: 04 Янв 2007 12:29:53
#
Я таки думаю ( да простят мне мое невежество) в те времена основным приемником был регенератор и сверхрегенератор с большой полосой пропускания - вот и была какофония в эфире
|
|
Дата: 05 Янв 2007 01:38:41
#
Это из книжки "Очерки истории радиоэлектронной борьбы"
Авторы: Палий и Куприянов. |
|
Дата: 05 Янв 2007 02:00:39
#
Уже чтото, но странно, Ю-52, Ю-58 у них в бомбёры заделались хотя это ВТА, а истрибитель Хенкель-111 это вобще супер.
|
|
Дата: 05 Янв 2007 04:13:02 · Поправил: NBFM (05 Янв 2007 04:13:24)
#
Бродяга
гляньте ту ссылку, что я вам выдал, в той теме была ссылка на какой то немецкий музей, с фотографиями и тех данными всех этих станций.
|
|
Дата: 05 Янв 2007 09:51:52 · Поправил: dimss (05 Янв 2007 09:57:35)
#
O:
http://www.geocities.com/wwllcollection/feldfu.html
The Feldfu b radio is a two-way ukw (ultrakurtzwelle) tranciever that transmits and recieves from 90,57 to 109,75 Mhz on the AM band. It has 30 channels - marked as 211 to 240 on the channel switch. It has a 0,15 watts output power, and has (according to it's original user manual) a range up to 1200 meters (1,2 kilometers). It has three regular radiotubes, RL 2,4T1, RV2,4P700 and RL2,4P2. It also have a Wchselgleichrichter/Zerhackerpatrone (WGI 2,4a). It is powered by a 2,4 Volt battery (2,4Nc28). |
|
Дата: 05 Янв 2007 17:23:48 · Поправил: Бродяга (05 Янв 2007 17:24:23)
#
|
|
Дата: 05 Янв 2007 17:27:37
#
Это из книжки "Очерки истории радиоэлектронной борьбы"
Авторы: Палий и Куприянов.
Странно, что авторы умалчивают использование в германской авиации УКВ частот.
На многих самолётах (например, FW-190) были установлены радиостанции
"FuG 16 ZY", работающие в диапазоне 38,5-42,3 МГц.
Кстати, многие радиолюбители СССР с успехом эксплуатировали в послевоенные годы эти трофейные радиостанции в любительском диапазоне 38-40 MHz.
Более подробно со всем этим любознательные участники форума могут познакомиться на:
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=lw40&page=obfw190 |
|
Дата: 06 Янв 2007 23:00:34
#
|
|
Дата: 07 Янв 2007 00:48:10
#
pinguin
Так вот я и поугорал что аффтар книги его в истрибители записал, сразу доверие к информации из такой книженции пропадает, не факт что остальные данные там не с потолка взяты.
|
|
Дата: 08 Янв 2007 06:41:16
#
NBFM
Подскажите, что это за приемник в Т-34 который МОГ работать на 14 МГц?
|
|
Дата: 08 Янв 2007 06:57:01 · Поправил: NBFM (08 Янв 2007 06:57:39)
#
UA0SQ
NBFM
Подскажите, что это за приемник в Т-34 который МОГ работать на 14 МГц?
к сожалению, марку его не запомнил. дело было более 10 лет назад. если удастся отыскать того товарища, что мне его демонстрировал(не видел и не слышал его уже лет 8), то тогда подскажу.
но шкалу на нем помню. там были два поддиапазона. один из них что-то от 13.Х до 14.5 кажется.
второй не помню.
|
|
Дата: 09 Янв 2007 05:54:11
#
NBFM
В танках Т-34 никогда не было приемников с диапазоном выше 6МГц...
Промышленность не могла качественно делать передатчики выше 7 МГц(значит и приемники не нужны с высоким значением частоты), да и по директиве связи в танковых частях был выделен маленький участок от 3,7 до 6,0 МГц...
Архивы танковых заводов хорошо сохранились, поэтому очень подробно известно какие заводы и в какое время ставили на Т-34(всех модификаций) радиостанции, их количество, типы и т.д...
|
|
Дата: 23 Янв 2007 04:35:28
#
По истории авиационой радиосвязи хорошо расписано в мемуарах Кояндера "Я Рубин-Приказываю". А вообще я сам собираю материал по истории авиационной связи для создания сайта и имею кое какой материал. Буду рад любой инфе мне на мыло Меfistofel1978@yandex.ru |
|
Дата: 23 Янв 2007 04:37:29
#
По истории авиационой радиосвязи хорошо расписано в мемуарах Кояндера "Я Рубин-Приказываю". А вообще я сам собираю материал по истории авиационной связи для создания сайта и имею кое какой материал. Буду рад любой инфе мне на мыло Меfistofel1978@yandex.ru |
|
Дата: 23 Янв 2007 07:23:36
#
Тип радиостанции
Мощность в антенне, Вт Дальность действия, км Диапазон волн, м Способ транспортировки
ТЛФ тлг
САМОЛЕТНЫЕ
РСБ-Збис
50 до 350 до 1500 25—120 самолет
РСИ-4
5 до 150 60—85,71 самолет
РСР-М
до 30 до 100
до 200 25—120 самолет
Новые типы радиостанций по своим качествам превосходили находившиеся в то время в войсках по компактности, удобству и простоте эксплуатации, по экономичности питания и диапазону частот. Однако количество их было крайне недостаточным и ни в коей мере не могло удовлетворить потребности войск.
Необходимо отметить, что хотя в боевых действиях Красной Армии в 1939—1940 гг. более широкое применение, чем прежде, находила радиосвязь, роль ее все еще недооценивалась, и основным средством управления до Великой Отечественной войны считалась проводная связь.
К 1941 г. на вооружении Военно-Воздушных Сил имелись самолетные радиостанции: для истребительной авиации — радиостанция РСИ, для разведывательной — РСР, для бомбардировочной РСБ— 3бис.
Радиостанция РСИ-3 являлась приемно-передающей, симплексной, коротковолновой, телефонной радиостанцией. Она обеспечивала двухстороннюю радиосвязь между самолетами в полете, а также самолетов с радиостанциями наземных пунктов управления. Приемник этой радиостанции настраивался на одну частоту из пяти возможных при большой погрешности частоты за счет нестабильности (порядка 0,2%). Питание приемника осуществлялось от аккумуляторов и сухих батарей.
В конце 1939 г. был разработан более совершенный самолетный радиоприемник типа РСИ-4 («Малютка»). Он был выполнен по супергетеродинной схеме с плавной перестройкой по диапазону и имел автоматическую и ручную регулировку громкости при чувствительности 2—5 мкВ. Питание шести ламп приемника осуществлялось по аноду от умформера РУ-11А и по накалу от бортовой сети.
Самолетная радиостанция разведывательной авиации РСР являлась приемно-передающей, симплексной, коротковолновой, телефонно-телеграфной радиостанцией. Она обеспечивала двухстороннюю связь самолетов с радиостанциями наземных пунктов управления и между самолетами в полете. Схема радиопередатчика станции была выполнена на пентодах с высокой стабильностью частоты (уход частоты за 5 мин. работы не превышал 0,03%). Питание всей радиостанции осуществлялось от бортовой сети.
Самолетная радиостанция бомбардировочной авиации РСБ-3бис являлась приёмно-передающей, симплексной, коротковолновой, телеграфно-телефонной радиостанцией. Она обеспечивала двухстороннюю радиосвязь экипажей самолетов бомбардировочной авиации с радиостанциями наземных пунктов управления и между самолетами в полете. Радиоприемники этой станции УС-3, а затем УС-4 были выполнены по супергетеродинной схеме на лампах с металлическими баллонами в непрерывном диапазоне от 20 до 120 м. Чувствительность приемника составляла 4 мкВ в телеграфном и 20 мкВ в телефонном режиме.
Самолетная радиостанция для морской авиации РСБМ-бис являлась приемно-передающей, симплексной, телефонно-телеграфной радиостанцией. В наземном варианте эта радиостанция нашла широкое применение в истребительной и штурмовой авиации в качестве наземной приводной радиостанции (МПАР).
Для обеспечения связи между членами экипажа внутри многоместных самолетов применялось самолетное переговорное устройство СПУ-Ф. Связь и звуковая сигнализация в СПУ-Ф осуществлялась циркулярно между всеми членами экипажа.
В 1939 г. начали применяться летные шлемофоны с телефонами ТА-2 и ларингофонами ЛА-2, а затем ЛА-3. В 1939 г. все самолеты боевой авиации были оборудованы жесткими антеннами.
К началу Великой Отечественной войны на вооружении ВВС имелись наземные радиостанции: ПАК, 5АК, PAT, PA, РАФ-КД (использовались и как приводные) и РСБ-Ф.
Радиостанции ПАК и PAT применялись преимущественно для связи с самолетами дальней авиации (ДА), а также между наземными штабами авиационных объединений и соединений. Однако радиостанция ПАК не обеспечивала потребной дальности и надежности радиосвязи с самолетами ДА. Кроме того, она имела неустойчивость частоты по времени (уход частоты 0,1% за 15 мин.). Радиостанция PAT в сравнении с ПАК имела значительно лучшие характеристики. Ее создание в 1938 г. на заводе имени Коминтерна было крупной победой нашей радиопромышленности. Она обеспечивала быстродействующую телеграфную работу со скоростью до 120 стандартных слов в минуту. Станция имела два супергетеродинных приемника с двойным преобразованием частоты для связи и один супергетеродинный приемник типа «Дозор» для приема метеосводок от специальных международных станций.
Радиостанции РАФ-КД, РСБ-Ф и 5АК использовались для радиосвязи во фронтовой авиации, а также для наземной связи в авиационных соединениях и частях.
В предвоенные годы возникла необходимость в подвижном радиоузле для обеспечения радиосвязи при частых перебазированиях авиационных штабов. В 1940 г. на базе радиостанции типа PAT была создана приемно-передающая, коротковолновая, симплексно-полудуплексная радиостанция типа РА. Радиостанция РА наряду с ручной телеграфной работой обеспечивала быстродействующую телеграфную связь со скоростью 500 стандартных слов в минуту, а также симплексно-полудуплексную радиосвязь и связь фототелеграфом. В своем составе радиостанция имела пять однотипных радиоприемников. Это дало возможность использовать приемную машину в качестве приемно-манипуляциочного пункта в системе подвижного узла связи. Радиостанция РА вполне удовлетворяла требованиям управления авиацией. Однако серийное изготовление ее было прекращено в связи
с перебазированием завода имени Коминтерна в начале войны в тыл страны.
В ходе войны в 1942 г. был создам подвижный радиоузел типа РУК-42. Он состоял из передатчика типа РБМ, пяти приемников типа УС-Зс, приемника РБМ и размещался на одной автомашине ГАЗ-ЗА.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны ВВС Красной Армии имели на вооружении разнообразные по назначению самолетные и наземные радиостанции. Однако в процессе их эксплуатации выявился ряд недостатков, например: двигатели Л6 и ЛЗ имели недостаточный моторесурс и выходили из строя раньше положенного срока, часто отказывали динамомашины РДН-2500; использование радиостанции РАФ-КД для связи и привода себя не оправдало. Нерешенной к началу войны оказалась задача по обеспечению буквопечатающей радиосвязи в звене ВВС округа — авиационный корпус, авиационный корпус — дивизия, а также слабо были отработаны вопросы с оборудованием подвижных и стационарных узлов связи. Решение этих вопросов продолжалось уже в период Великой Отечественной войны.
Внезапное вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу страну вынудило эвакуировать значительную часть заводов, производивших средства связи. В труднейших условиях рабочие и инженерно-технический состав радиопромышленности в ответ на призыв ЦК нашей партии героически трудились над всемерным развитием производственных мощностей и совершенствованием образцов техники. Так, в первый же год войны на базе радиостанции РАФ-КД была создана радиостанция типа РАФ-КВ, а затем РАФ-КВ-3 — основная наземная радиостанция в частях и соединениях ВВС.
|
|
Дата: 31 Янв 2007 04:27:50
#
Почти все правильно.Куски вырваны с разных источников.Стиль и почерк написания-начало 80 годов прошлого века.Вроде обо всем и ни о чем сразу,(цензура! перепутаны даты,названия,- УС-4 имел диапазон немного скромнее- до 13,5МГЦ, а РАФ-КД вообще никто не знает(даже завод-изготовитель), и П-АК очень маленький след оставила в ВВС, а "...приемник РБМ" даже трудно представить(распилили, наверно).Сегодня есть масса источников, документов и, конечно, ВВС заслуживает современного подхода к историческому освещению существовавших средств радиосвязи ...
|
|
Дата: 15 Янв 2009 02:57:43
#
Есть РСИ -4А в хор.сост...
Как мне его применить"-)
Антон.
8-952-353-72-81 C17-00до 24-00.
|
|
Дата: 12 Мар 2009 00:41:13
#
|
|
Дата: 31 Авг 2012 12:37:02
#
Тема так и осталась нераскрытой.
По собранной мной информации из Сети, в авиации СССР во время ВОВ для радиосвязи между самолётами и самолётов с КДП использовались короткие волны (в районе 5 МГц). Затем вроде был короткий период, когда стали использовать УКВ диапазон (около 40 МГц). Ну а где-то с середины 50-х или в 60-х годах авиация перешла на 118–136 МГц.
Но вот точных данных по периодам времени использования соответствующих диапазонов в радиосвязи военной авиации СССР не нашёл нигде (должны же быть какие-то приказы МО?). Можно делать только какие-то косвенные выводы, например:
"МиГ-15 оборудован приемно-передающей КВ радиостанцией РСИ-6К, которая на более поздних МиГ-15бис заменена станцией РСИУ-3 «Клен»". Учитывая то, что этот самолёт эксплуатировался с 1949 года до начала 70-х, можно понять, что переход на 118-150 МГц произошёл в этот период времени. Но где узнать точнее?
|
|
Дата: 31 Авг 2012 12:54:12
#
rokada
50-х или в 60-х годах авиация перешла на 118–136 МГц. со 100 мГц авиадиапазон в то время начанался.
|
|
Дата: 31 Авг 2012 15:38:29 · Поправил: rokada (31 Авг 2012 15:42:48)
#
со 100 мГц авиадиапазон в то время начанался.
В авиационных УКВ станциях того времени, как и значительно более позднего периода, диапазон был от 100 до 150 МГц, но это не означает, что переговоры в авиации велись на частотах, например, выше 140 МГц (о введённом ещё позже ДМВ диапазоне 220–400 МГц здесь речь, естественно, не ведётся). Да вопрос-то, впрочем, не в том. Хочется узнать — лучше всего со ссылками на приказы МО — о точных датах (ну, хотя бы с точностью до года) смены диапазонов радиосвязи в военной авиации Советского Союза.
|
Реклама Google |
|