На главную страницу сайта
· Наш магазин · Объявления · Рейтинг · Статьи · Частоты · Копилка · Аэродромы · Live!
· Файлы · Диапазоны · Сигналы · Музей · Mods · LPD-форум · Клуб · Радиостанции
На сайте: гостей - 62,
участников - 9 [ lampovik, muha131, v61, momotych, Слесарь, rulezz 71, e2e4, rusal, SaDim]
 · Начало · Опросы · События · Статистика · Поиск · Регистрация · Правила · FAQ · Галерея ·
 Форум —› Любительская радиосвязь —› Методичка для соискателей 4 и 3 категорий 
Трансиверы Yaesu в нашем магазине


Yaesu FT-817ND
руб.

Yaesu FT-857D
руб.

Yaesu FT-897D
руб.

Yaesu FT-450D
руб.

Yaesu FT-950
руб.
Автор Сообщение
Shigeru
Участник
Offline2.9
с янв 2007
Москва
Сообщений: 247

Дата: 04 Янв 2007 18:57:43 #  

Возникла идея - методичка по 25-и теоретическим вопросам на 4 и 3 категорию.

Несмотря на то, что во многих регионах достаточно просто подать заявление без сдачи экзамена, думаю, что задуманный матерал будет полезен и поспособствует поднятию уровня грамотности среди начинающих коротковолновиков.

Большая просьба ко всем желающим - если есть желание, то напишите по статейке к экзаменационным вопросам. Для опытных радиолюбителей это будет не сложно.

Я попробывал , как сумел, написать ответ на первый вопрос. Не пинайте ногами, лучше поправьте, если что не так. Писал, просто выискивая матерал по книгам и инету. Я не специалист в области радиотехники.



1. Источники питания радиоаппаратуры и их применение:
а) постоянного тока (батареи, аккумуляторы, их устройство);
б) переменного тока (сетевые источники, их напряжение, промышленная частота).

Один из видов источников питания постоянного тока – гальванические элементы. Батареи и аккумуляторы. Принцип работы гальванических (по имени Луиджи Гальвани, открывшего явление электрического тока) элементов основан на возникновении электрического тока, при химической реакции между цинковой и медной пластиной, помещенными в кислотную среду. Изобретение гальванического элемента принадлежит итальянскому физику Александро Вольта.. Современные гальванические источники не имеют жидкого электролита и называются сухими элементами. Соединяя отдельные элементы последовательно( для получения большего напряжения) или параллельно (для получения большего тока) получаем батарею. При последовательном соединении полученное напряжение будет равняться сумме напряжений всех входящих в батарею элементов. При параллельном соединении элементов батарея даст во столько раз больший ток, чем один элемент, сколько элементов собранно в батарею. Основные типы гальванических элементов: марганцевые солевые, марганцевые щелочные, ртутно-цинковые, литиевые неводные,
Электрический аккумулятор служит для накопления электрической энергии путём превращения её в химическую с обратным преобразованием, по мере надобности. Аккумулятор - химический источник электрического тока многоразового пользования, работоспособность которого может быть восстановлена путём заряда, т. е. пропусканием тока в направлении обратном направлению тока при разряде. Аккумулятор характеризуется сроком службы, т. е. числом возможных циклов заряд-разряд, допустимым без значительного падения характеристик; электрическим зарядом (распространён термин «ёмкость»), т. е. количеством электричества в ампер-часах (а(ч), которое он может отдать при разряде. Основные типы аккумуляторов : свинцовые кислотные, кадмиево- и железо-никелевые щелочные, серебряно-цинковые, никель-цинковые, никель-водородные, цинк-воздушные, серно-натриевые.
В бытовых электросетях, от которых, как правило, и питается радиоаппаратура применяется переменный ток с напряжением 220 (реже 127) вольт и частотой 50 герц.
Для питания аппаратуры с указанным напряжением ниже 220 в. Должны применятся понижающие трансформаторы. (Cканирующие приемники поставляемые на американский рынок (и обратно) могут быть предназначены только для работы в сети с напряжением в 120 вольт. Включение такого приемника в сеть 220 вольт (если нет автоматического блока питания) приведет к его повреждению.)
Для питания нитей накала сетевой ламповой радиоаппаратуры используется переменный ток напряжением 6,3 в. Такое напряжение получают так же с помошью понижающего трансформатора.

Список используемой литературы.
1. В.Г. Борисов Юный радиолюбитель.
2. Терентьев Б. П., Электропитание радиоустройств, 2 изд., М., 1958; Вайнел Д ж. В., Аккумуляторные батареи, пер. с англ., 4 изд., М. — Л., 1960; Багоцкий В. С., Флеров В. Н., Новейшие достижения в области химических источников тока, М. — Л., 1963.
3. http://www.phreaking.ru/



А тут я привожу те самые вопросы.

Приложение 2.
Список вопросов для приема экзаменов для выдачи разрешения на эксплуатацию любительских радиостанций 3-й и 4-й категорий
Основы электро- и радиотехники
1. Источники питания радиоаппаратуры и их применение:
а) постоянного тока (батареи, аккумуляторы, их устройство);
б) переменного тока (сетевые источники, их напряжение, промышленная частота).
2. Понятие о токе, напряжении, мощности - потребляемая мощность от источника питания, выходная мощность по высокой частоте. Единицы измерения тока, напряжения, мощности. Понятие об активной (Ватты) и реактивной (Вольт-Амперы) мощности. Закон Ома.
3. Понятие об изоляторах, сопротивлении (активное, реактивное) и проводимости:
а) активное сопротивление (резисторы)- единица измерения, рассеиваемая мощность, схемы соединения (последовательное, параллельное, особенности соединений;
б) реактивное сопротивление- электрическая емкость (конденсатор), единица измерения, устройство, типы (керамические, слюдяные, электролитические, воздушные), использование, схемы соединения (последовательное и параллельное), их особенности;
в) индуктивность (самоиндукция), единица измерения, устройство (катушка индуктивности, трансформатор);
г) проводимость- проводники, полупроводники, единицы измерения проводимости.
4. Радиоволны (радиоволны как электромагнитные колебания; скорость распространения радиоволн и связь частоты и длины волны; поляризация, частота, единица измерения, длина волны, частота).
5. Понятие об амплитудной модуляции сигнала; несущая частота; звуковая частота, боковые полосы частот, необходимая ширина полосы частот; однополосная модуляция.
6. Диод (применение диодов: выпрямитель, стабилитрон).
7. Понятие о транзисторе (знать, что транзистор может быть использован как усилитель или как генератор).
8. Резонансные цепи (последовательный и параллельный колебательные контуры), их применение.
9. Фильтры нижних и верхних частот, полосовой и заграждающий фильтры (знать только о применении).
10. Приемники (типы: супергетеродинный приемник с одним преобразованием, приемник прямого усиления, блок-схемы CW-приемника, AM-приемника, SSB-приемника).
11. Принципы работы отдельных узлов- только на уровне блок-схемы: высокочастотный усилитель, генераторы фиксированной и изменяющейся частоты, преобразователь частоты, усилитель промежуточной частоты, детектор, телеграфный гетеродин, низкочастотный усилитель, автоматическая регулировка частоты, источники питания.
12. Передатчики (CW-, SSB-передатчики, работа следующих узлов: преобразователь, генератор (кварцевый и с самовозбуждением), буферный каскад, предоконечный усилитель, умножитель частоты, усилитель мощности, SSB-модулятор, источники питания- только на уровне блок-схем).
13. Характеристики передатчика (понятие о стабильности частоты, полосе излучаемых радиочастот, боковых полосах частот, выходной мощности, гармонике и побочных излучениях).
14. Антенны и линии передачи (типы антенн- только конструкция, направленность, поляризация: полуволновый диполь с центральным питанием, четвертьволновая вертикальная антенна, волновой канал).
15. Подключение антенн (коаксиальный кабель: преимущества и недостатки, конструкция и использование).
16. Согласование антенн с передатчиком, блоки настройки антенны.
17. Частотный спектр и распространение радиоволн (понятие о слоях ионосферы и их влиянии на распространение коротких волн; о замираниях, тропосфере и влиянии погодных условий на распространение КВ- и УКВ-сигналов; знать соотношение между частотой и длиной волны).
18. Измерения (как производятся измерения частоты, постоянного и переменного тока, напряжения и мощности, сопротивления, средней мощности, радиочастоты, пиковой мощности огибающей).
19. Измерительные приборы (универсальный измерительный прибор, измеритель коэффициента стоячей волны, абсорбционный волномер, эквивалент нагрузки).
20. Помехи от работы передатчика приему телевидения, вещательных станций, аудиотехнике.
21. Причины помех: побочное излучение передатчика, проникновение сигнала через антенный вход, помехи от прямого излучения, от сети питания.
22. Меры для подавления помех (использование фильтров в любительских радиостанциях, телевизорах и другой радиоаппаратуре, экранирование).
23. Безопасность при работе с электричеством (человеческое тело и электрический ток, предотвращение поражения электрическим током, первая помощь при поражении током, опасные напряжения).
24. Потенциальные опасности в аппаратуре (высоковольтные цепи и заряженные конденсаторы).
25. Молнии (опасность и меры защиты).
mc3372
Участник
Offline2.6
с мая 2006
Сообщений: 627

Дата: 04 Янв 2007 21:05:35 #  

а что, на них отвечать надо7
Реклама
Google
Shigeru
Участник
Offline2.9
с янв 2007
Москва
Сообщений: 247

Дата: 04 Янв 2007 22:48:56 #  

Я уверен, что озадачиваться этими вопросами, если человек не владеет предметом, мало кому хочется. Это же надо лазить по книжкам, что конечно полезно. НО, абсолютное большинство просто на это забъют, имея возможность пройти на халяву. А данная методичка (надеюсь соберем ее вместе) - сжатое конспективное изложение основных моментов. Пусть хоть это в голове осядет. А если подробнее человек заинтересуется, тогда уже серьезные материалы найдет.

Еще раз призываю радиолюбителей. Давайте поможем нашему хобби , хотя бы в этой скромной форме.
sav_5013
Участник
Offline1.5
с ноя 2006
Санкт-Петербург
Сообщений: 190

Дата: 04 Янв 2007 22:59:19 · Поправил: Вебмастер (04 Янв 2007 23:11:54) #  

Рамблер+ COPY+INSERT вам в помощ.
Например: Понятие об изоляторах, сопротивлении (активное, реактивное) и проводимости
<здесь была соверешенно неприличная по длине ссылка>

Получаем:
http://electrolibrary.narod.ru/3/31.htm
Shigeru
Участник
Offline2.9
с янв 2007
Москва
Сообщений: 247

Дата: 04 Янв 2007 23:14:12 #  

Спасибо за ссылку! Хорошее начало!

А попробуйте сформировать по этим материалам связный ответ на вопрос N3 или хотя бы часть его. Это будет действительно солидный вклад.
john_qkk
Участник
Offline4.0
с авг 2003
Санкт-Петербург
Сообщений: 4343

Дата: 05 Янв 2007 00:16:51 #  

http://www.radioscanner.ru/uploader/2007/exam.rar

Вирусов не должно быть. Сам все запускал.
Тренируйтесь ;)
Shigeru
Участник
Offline2.9
с янв 2007
Москва
Сообщений: 247

Дата: 05 Янв 2007 01:40:51 · Поправил: Shigeru (05 Янв 2007 01:42:19) #  

Отличный тренажер! На 4 кат. сдал сразу :) Однако, тему составления краткого обзора ответов на экзаменационные вопросы для 4 и 3 категорий тренажор не умаляет.

Пожалуйста, по возможности напиште ответ на один из вопросов.

Спасибо.
sav_5013
Участник
Offline1.5
с ноя 2006
Санкт-Петербург
Сообщений: 190

Дата: 05 Янв 2007 01:52:20 #  

Пожалуйста, по возможности напиште ответ на один из вопросов.

Тут ответ на многие: Азбука
Shigeru
Участник
Offline2.9
с янв 2007
Москва
Сообщений: 247

Дата: 05 Янв 2007 01:54:37 #  

Отлично! Почитаем.
Благодарю.
FUNK
Участник
Offline1.1
с янв 2007
Сообщений: 14

Дата: 05 Янв 2007 16:58:00 · Поправил: FUNK (05 Янв 2007 17:02:33) #  

Что-то не сработало сразу и в форум ушло моё сообщение дважды. Надеюсь, теперь останется одно.
FUNK
Участник
Offline1.1
с янв 2007
Сообщений: 14

Дата: 05 Янв 2007 16:58:51 #  

Возникла идея - методичка по 25-и теоретическим вопросам на 4 и 3 категорию.

Извините за серость: а какие ещё вопросы ставятся перед соискателями кроме теоретических?

Есть ли вопросы для проверки знаний в области этики поведения в эфире? Создаётся впечатление,
что позывными наделяются начинающие коротковолновики, которые должны получить некоторое образование при полном отсутствии воспитания. Что, впрочем, происходит сейчас во всём российском обществе.

Я действительно не знаком с экзаменационной программой. Должны ли знать соискатели, что нельзя настраивать передатчик на частоте работающих корреспондентов, должны ли они перед передачей
общего вызова убедиться, что частота никем не занята? И т.д. и т.п. Судя по тому, что происходит
сейчас на коротких волнах, такие вопросы перед соискателями не ставятся...

Я бы начинал экзаменовать именно с этого и менно теперь, т.к. у современного радиолюбителя,
купившего трансивер, порой нет даже паяльника на столе. Он может очень прилично представлять российский позывной в эфире не умея объяснить разницу между активным и реактивным
сопротивлением, но, не имея понятия об этичном поведении в радиолюбительских диапазонах,
будет всегда инвалидом на коротких волнах.
Shigeru
Участник
Offline2.9
с янв 2007
Москва
Сообщений: 247

Дата: 09 Янв 2007 16:51:44 #  

Фанк, очень важную тему затронули.
Для этого есть регламент и инструкция (поищите на этом форуме) там вопросы поведения в эфире освещены.

Была такая книга -Справочник коротковолновика. Поищите. Она местами устарела, но там очень хорошо изложенны примеры связи и поведения в эфире.

Я в своем посте затронул только технический аспект экзамена.

Вообще, по теме кв и укв радиолюбительства можено еще сюда http://forum.cqham.ru/

А то, что происходит в эфире - следствие неуважения к окружающим.
Раньше это само по себе было невозможно. Перед тем как получить личный позывной надо было обязательно быть радионаблюдателем. К счастью, на КВ не культурных радиолюбителей подавляющее меньшенство.
 

Создавать сообщения могут только зарегистрированные участники форума.
Войти в форум :: » Логин » Пароль
Начало
Средства связи, рации. Купить радиостанции Motorola, Yaesu, Vertex, приемники, антенны.
Время загрузки страницы (сек.): 0.047; miniBB ®