|
Дата: 04 Янв 2007 18:57:43
#
Возникла идея - методичка по 25-и теоретическим вопросам на 4 и 3 категорию.
Несмотря на то, что во многих регионах достаточно просто подать заявление без сдачи экзамена, думаю, что задуманный матерал будет полезен и поспособствует поднятию уровня грамотности среди начинающих коротковолновиков.
Большая просьба ко всем желающим - если есть желание, то напишите по статейке к экзаменационным вопросам. Для опытных радиолюбителей это будет не сложно.
Я попробывал , как сумел, написать ответ на первый вопрос. Не пинайте ногами, лучше поправьте, если что не так. Писал, просто выискивая матерал по книгам и инету. Я не специалист в области радиотехники.
1. Источники питания радиоаппаратуры и их применение:
а) постоянного тока (батареи, аккумуляторы, их устройство);
б) переменного тока (сетевые источники, их напряжение, промышленная частота).
Один из видов источников питания постоянного тока – гальванические элементы. Батареи и аккумуляторы. Принцип работы гальванических (по имени Луиджи Гальвани, открывшего явление электрического тока) элементов основан на возникновении электрического тока, при химической реакции между цинковой и медной пластиной, помещенными в кислотную среду. Изобретение гальванического элемента принадлежит итальянскому физику Александро Вольта.. Современные гальванические источники не имеют жидкого электролита и называются сухими элементами. Соединяя отдельные элементы последовательно( для получения большего напряжения) или параллельно (для получения большего тока) получаем батарею. При последовательном соединении полученное напряжение будет равняться сумме напряжений всех входящих в батарею элементов. При параллельном соединении элементов батарея даст во столько раз больший ток, чем один элемент, сколько элементов собранно в батарею. Основные типы гальванических элементов: марганцевые солевые, марганцевые щелочные, ртутно-цинковые, литиевые неводные,
Электрический аккумулятор служит для накопления электрической энергии путём превращения её в химическую с обратным преобразованием, по мере надобности. Аккумулятор - химический источник электрического тока многоразового пользования, работоспособность которого может быть восстановлена путём заряда, т. е. пропусканием тока в направлении обратном направлению тока при разряде. Аккумулятор характеризуется сроком службы, т. е. числом возможных циклов заряд-разряд, допустимым без значительного падения характеристик; электрическим зарядом (распространён термин «ёмкость»), т. е. количеством электричества в ампер-часах (а(ч), которое он может отдать при разряде. Основные типы аккумуляторов : свинцовые кислотные, кадмиево- и железо-никелевые щелочные, серебряно-цинковые, никель-цинковые, никель-водородные, цинк-воздушные, серно-натриевые.
В бытовых электросетях, от которых, как правило, и питается радиоаппаратура применяется переменный ток с напряжением 220 (реже 127) вольт и частотой 50 герц.
Для питания аппаратуры с указанным напряжением ниже 220 в. Должны применятся понижающие трансформаторы. (Cканирующие приемники поставляемые на американский рынок (и обратно) могут быть предназначены только для работы в сети с напряжением в 120 вольт. Включение такого приемника в сеть 220 вольт (если нет автоматического блока питания) приведет к его повреждению.)
Для питания нитей накала сетевой ламповой радиоаппаратуры используется переменный ток напряжением 6,3 в. Такое напряжение получают так же с помошью понижающего трансформатора.
Список используемой литературы.
1. В.Г. Борисов Юный радиолюбитель.
2. Терентьев Б. П., Электропитание радиоустройств, 2 изд., М., 1958; Вайнел Д ж. В., Аккумуляторные батареи, пер. с англ., 4 изд., М. — Л., 1960; Багоцкий В. С., Флеров В. Н., Новейшие достижения в области химических источников тока, М. — Л., 1963.
3. http://www.phreaking.ru/
А тут я привожу те самые вопросы.
Приложение 2.
Список вопросов для приема экзаменов для выдачи разрешения на эксплуатацию любительских радиостанций 3-й и 4-й категорий
Основы электро- и радиотехники
1. Источники питания радиоаппаратуры и их применение:
а) постоянного тока (батареи, аккумуляторы, их устройство);
б) переменного тока (сетевые источники, их напряжение, промышленная частота).
2. Понятие о токе, напряжении, мощности - потребляемая мощность от источника питания, выходная мощность по высокой частоте. Единицы измерения тока, напряжения, мощности. Понятие об активной (Ватты) и реактивной (Вольт-Амперы) мощности. Закон Ома.
3. Понятие об изоляторах, сопротивлении (активное, реактивное) и проводимости:
а) активное сопротивление (резисторы)- единица измерения, рассеиваемая мощность, схемы соединения (последовательное, параллельное, особенности соединений;
б) реактивное сопротивление- электрическая емкость (конденсатор), единица измерения, устройство, типы (керамические, слюдяные, электролитические, воздушные), использование, схемы соединения (последовательное и параллельное), их особенности;
в) индуктивность (самоиндукция), единица измерения, устройство (катушка индуктивности, трансформатор);
г) проводимость- проводники, полупроводники, единицы измерения проводимости.
4. Радиоволны (радиоволны как электромагнитные колебания; скорость распространения радиоволн и связь частоты и длины волны; поляризация, частота, единица измерения, длина волны, частота).
5. Понятие об амплитудной модуляции сигнала; несущая частота; звуковая частота, боковые полосы частот, необходимая ширина полосы частот; однополосная модуляция.
6. Диод (применение диодов: выпрямитель, стабилитрон).
7. Понятие о транзисторе (знать, что транзистор может быть использован как усилитель или как генератор).
8. Резонансные цепи (последовательный и параллельный колебательные контуры), их применение.
9. Фильтры нижних и верхних частот, полосовой и заграждающий фильтры (знать только о применении).
10. Приемники (типы: супергетеродинный приемник с одним преобразованием, приемник прямого усиления, блок-схемы CW-приемника, AM-приемника, SSB-приемника).
11. Принципы работы отдельных узлов- только на уровне блок-схемы: высокочастотный усилитель, генераторы фиксированной и изменяющейся частоты, преобразователь частоты, усилитель промежуточной частоты, детектор, телеграфный гетеродин, низкочастотный усилитель, автоматическая регулировка частоты, источники питания.
12. Передатчики (CW-, SSB-передатчики, работа следующих узлов: преобразователь, генератор (кварцевый и с самовозбуждением), буферный каскад, предоконечный усилитель, умножитель частоты, усилитель мощности, SSB-модулятор, источники питания- только на уровне блок-схем).
13. Характеристики передатчика (понятие о стабильности частоты, полосе излучаемых радиочастот, боковых полосах частот, выходной мощности, гармонике и побочных излучениях).
14. Антенны и линии передачи (типы антенн- только конструкция, направленность, поляризация: полуволновый диполь с центральным питанием, четвертьволновая вертикальная антенна, волновой канал).
15. Подключение антенн (коаксиальный кабель: преимущества и недостатки, конструкция и использование).
16. Согласование антенн с передатчиком, блоки настройки антенны.
17. Частотный спектр и распространение радиоволн (понятие о слоях ионосферы и их влиянии на распространение коротких волн; о замираниях, тропосфере и влиянии погодных условий на распространение КВ- и УКВ-сигналов; знать соотношение между частотой и длиной волны).
18. Измерения (как производятся измерения частоты, постоянного и переменного тока, напряжения и мощности, сопротивления, средней мощности, радиочастоты, пиковой мощности огибающей).
19. Измерительные приборы (универсальный измерительный прибор, измеритель коэффициента стоячей волны, абсорбционный волномер, эквивалент нагрузки).
20. Помехи от работы передатчика приему телевидения, вещательных станций, аудиотехнике.
21. Причины помех: побочное излучение передатчика, проникновение сигнала через антенный вход, помехи от прямого излучения, от сети питания.
22. Меры для подавления помех (использование фильтров в любительских радиостанциях, телевизорах и другой радиоаппаратуре, экранирование).
23. Безопасность при работе с электричеством (человеческое тело и электрический ток, предотвращение поражения электрическим током, первая помощь при поражении током, опасные напряжения).
24. Потенциальные опасности в аппаратуре (высоковольтные цепи и заряженные конденсаторы).
25. Молнии (опасность и меры защиты). |
|
Дата: 05 Янв 2007 16:58:51
#
Возникла идея - методичка по 25-и теоретическим вопросам на 4 и 3 категорию.
Извините за серость: а какие ещё вопросы ставятся перед соискателями кроме теоретических?
Есть ли вопросы для проверки знаний в области этики поведения в эфире? Создаётся впечатление,
что позывными наделяются начинающие коротковолновики, которые должны получить некоторое образование при полном отсутствии воспитания. Что, впрочем, происходит сейчас во всём российском обществе.
Я действительно не знаком с экзаменационной программой. Должны ли знать соискатели, что нельзя настраивать передатчик на частоте работающих корреспондентов, должны ли они перед передачей
общего вызова убедиться, что частота никем не занята? И т.д. и т.п. Судя по тому, что происходит
сейчас на коротких волнах, такие вопросы перед соискателями не ставятся...
Я бы начинал экзаменовать именно с этого и менно теперь, т.к. у современного радиолюбителя,
купившего трансивер, порой нет даже паяльника на столе. Он может очень прилично представлять российский позывной в эфире не умея объяснить разницу между активным и реактивным
сопротивлением, но, не имея понятия об этичном поведении в радиолюбительских диапазонах,
будет всегда инвалидом на коротких волнах.
|