Автор |
Сообщение |
|
Дата: 01 Мар 2007 13:00:44 · Поправил: AVIAAMATOR (02 Мар 2007 10:25:02)
#
Коллеги ! Проясните, пожалуйста, кто знает (или дайте ссылку на литературу или Сеть):
1) борт, летящий в направлении МВЗ, докладывает диспетчеру: "Аэрофлот такой-то, эшелон 350, на смену 10100". Понятно, что на Западе высоты в футах (FL350=35000 футов), а в СНГ - в метрах.
Вопросы:
Сколько барометрических высотомеров на бортах (и западных, и СНГ-шных) ? Если два, то один показывает в метрах, другой - в футах ?
С какой точностью они показывают высоту ?
Подключены ли они еще куда-нибудь (кроме индикатора высоты) ?
2) борт летит на эшелоне от одной аэронавигационной точки к другой (например, MATUS-BAEVO). Радиомаяков в этих точках нет. Географические координаты известны точно (к примеру, BAEVO с54 30.2, в031 05.2).
Вопрос:
Как пилоты фиксируют проход аэронавигационной точки (варианты: по расчетному времени, по GPS, или им "подсказывает" бортовой компьютер, в котором "зашит" план полета) ?
|
|
Дата: 01 Мар 2007 13:21:56
#
С какой точностью они показывают высоту ?
+/- 20 метров
Подключены ли они еще куда-нибудь (кроме индикатора высоты) ?
К "чёрному ящику". |
Реклама Google
|
|
|
Дата: 14 Янв 2008 09:42:30
#
Практикуется ли в России (хотябы неофициально) заход на посадку по GPS?
Ведь при этом можно обеспечить точность навигации, ИМХО, не хуже чем при заходе по ОПРС или даже по ОПРС+РСП. То бишь возможно заходить на аэродром без приводов даже в СМУ, скажем, при минимуме 150х2000 или даже 120х1500?
З.ы. Я не лётчик, а метеоролог, поэтому прошу прощения, если мой вопрос звучит по-ламерски. ;)
|
|
Дата: 14 Янв 2008 09:54:09
#
Интересный сайт:
http://navgps.clan.su/
базы данных для GPS (под ПК и КПК) с аэронавигационной инфой по России:
- воздушные трассы
- аэродромы
- площадки МВЛ
и т.д. |
|
Дата: 14 Янв 2008 10:05:39
#
Практикуется ли в России (хотябы неофициально) заход на посадку по GPS?
А такой способ захода нигде не практикуется пока, только у крылатых и баллистических ракет. :)
Если серьёзно, то года 2 назад одна компания представляла на авиавыставке прототип навигационной системы посадки привязанной к ГПСу, но пока что далее прототипа дело не пошло.
Все существующие полусерийные образцы оборудования работают лишь как вспомогательное звено в существующих системах посадки, предоставляя лишь информационную составляющую но не командную.
Слишком уж много там нюансов и один из главных- надёжность этих систем.
борт летит на эшелоне от одной аэронавигационной точки к другой (например, MATUS-BAEVO). Радиомаяков в этих точках нет. Географические координаты известны точно (к примеру, BAEVO с54 30.2, в031 05.2).
А вот этим какраз и занимается такая наука как "Самолётовождение".
Если этот вопрос вам действительно интересен, посмотрите на авиасайтах в библиотеках книжечку с синей обложкой, она так и называется. Изучив её поймёте как всё происходит. А способов счисления пути очень много разных.
А вы думали пилоты на эшелоне только кофе пьют и стюардесс обжимают? :)
|
|
Дата: 14 Янв 2008 10:12:15 · Поправил: antony (14 Янв 2008 10:14:26)
#
по 1. ещё
для пилотов таблица эшелонов как в метрах так и в FL футах, всё равно что для паялы номиналы резисторов :). как таблица умножения.
п.2.
что есть радиомаяк ... АРК ?
|
|
Дата: 14 Янв 2008 10:27:52
#
А вы думали пилоты на эшелоне только кофе пьют и стюардесс обжимают? :)
ЗигЗаг
Нет, так я не думаю :)
... такая наука как "Самолётовождение".
ЗигЗаг
Это в принципе понятно. Но в учебнике по самолетовождению (например, Черный М.А., Кораблин В.И. Самолетовождение. - М., 1973 г.) изложена теория. Я же хотел выяснить практическую сторону вопроса, т.е. какая технология применяется сейчас на практике, ну, например, теми же штурманами Аэрофлота или пилотами Люфтганзы.
Практикуется ли в России (хотябы неофициально) заход на посадку по GPS?
Corvus
Недавно, кажется в журнале "Проблемы безопасности полетов", видел статью по проблемам внедрения таких систем, надо будет глянуть.
Интересный сайт: http://navgps.clan.su/
Corvus
Спасибо за ссылку. |
|
Дата: 14 Янв 2008 10:47:09 · Поправил: ЗигЗаг (14 Янв 2008 10:50:12)
#
AVIAAMATOR
Я же хотел выяснить практическую сторону вопроса, т.е. какая технология применяется сейчас на практике, ну, например, теми же штурманами Аэрофлота или пилотами Люфтганзы.
А всё от бортового оборудования зависит.
От тупого созерцания экрана полётной информации на А-340, до постоянных рассчётов в уме и работой с линейкой НЛ-10М на Ан-2.
Но любой пилот с любого Б-787, или А-380 просто обязан знать и уметь всё то, что знает и умеет пилот Ан-2 относительно навигации. Иначе если бортовой компьютер подохнет, или просто заглючит (а как определить что он заглючил, если паралельно ему самостоятельно не вести счисление пути?), то самолёт на этом месте и грохнется.
Это в принципе понятно. Но в учебнике по самолетовождению (например, Черный М.А., Кораблин В.И. Самолетовождение. - М., 1973 г.) изложена теория.
Да-да, именно этот учебник я и имел в виду.
Но там какраз не теория, а практика изложена. Просто теперь весь этот учебник в бортовом компьютере "сидит", а пилот получает уже готовую переваренную информацию. :)
|
|
Дата: 14 Янв 2008 10:48:34
#
Фотограф
кстати из последнего выложенного вами фапа:
Заход по GPS: Неточный заход на посадку по навигационной спутниковой системе GPS
Заход по ГЛОНАСС/GPS: Точный заход на посадку по комбинированной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС/GPS
|
|
Дата: 14 Янв 2008 11:17:59
#
Corvus
Практикуется ли в России (хотя бы неофициально) заход на посадку по GPS?
ЗигЗаг
…существующие полусерийные образцы оборудования работают лишь как вспомогательное звено… +1.
Отечественные модули сопряжения датчиков GPS с вычислителями (и с САУ) существуют, но пока нет нормальной практики (точнее – денег :). Продолжают обходиться основными - РСБН-6, 7 и пр. (если есть возможность); достаточно точно выводят в зону, ещё активно используется при встречах ВС на дозаправках (режим «Встреча»), что мы тут давеча по вечерам в МВЗ и слушали. Продвижение проекта GPS народ связывает с программой дальних дозаправок и с развитием ГЛОНАСС’а (оцените перспективу ;))
|
|
Дата: 14 Янв 2008 11:33:31
#
Вспомнил по поводу автоматизированных систем посадок.
Недавно про "Буран" показывали. Дедок один (академик РАН) рассказывал как они Бурановскую систему посадки разрабатывали с нуля. Сказал он, что до сих пор ничего подобного нет ни у кого.
Автоматизированная система посадки разрабатывалась как основная, а пилот в ней был лишь как последнее звено резервирования, на случай если все системы выходят из строя. (Челноки кстати до сих пор в ручном режиме сажают). Показали сборку этих компьютеров, алгоритмические таблицы разработчиков софта.
Рассказал академик и о знаменитом самостоятельном предпосадочном манёвре Бурана.
Говорит, ветерок тогда был сильно боковой, почти поперёк полосы, из-за этого даже хотели отложить запуск, но всётаки пустили.
Наземные команды естесственно дублировали все расчёты, чтобы предсказать поведение Бурана, и все однозначно ждали заход нашего челнока по вполне определённой траектории. Но всётаки "мозги" Бурана обладали более полными данными текущей обстановки и в один прекрасный момент Буран решает, что выбранная траектория захода не является оптимальной в сложившихся условиях. Он принимает решение зайти на полосу с другой стороны, хотя уже начал выполнять манёвр захода. Чтобы увеличить продолжительность пребывания в воздухе он переходит на режим планирования с максимальным качеством, убирает шасси (к тому моменту у него шасси уже были выпущены), меняет механизацию и выполняет отворот для захода с противоположным курсом.
На земле народ естесственно оказался, мягко выражаясь, в недоумении. Наверняка многие решили, что у аппарата крыша съехала. Но какова же у всех была радость, когда эта умная машина показалась точно на глиссаде с противоположным курсом, и совершила идеальную посадку!..
Вот так, без всяких ГПСов и ГЛОНАССов, работают автоматизированные интелектуальные системы посадки. :)
Жаль только, что таких великих людей (разработчиков тех систем) с каждым годом становится всё меньше и меньше. А наше новое ЕГЭшное образование абсолютно не предполагает наличие таких людей в будущем.
|
|
Дата: 14 Янв 2008 11:37:24
#
ЗигЗаг
тут и ещё более на авиа.ру писалось чего это стоило летчикам испытателям. для отработки, если мне не изменяет память, Ту-154 гоняли на посадку без тяги, в планировании и без визуального контакта.
|
|
Дата: 14 Янв 2008 11:38:17
#
ChowChow
Вы путаете собственно навигацию и автоматизированный, или полуавтоматический заход на посадку с использованием глобальных навигационных систем.
РСБН при посадке никак не используется. Тут вопрос в полной замене радиомаячных систем посадки на системы посадки с использованием ГПС.
А в обычной навигации ГПС давно используется, и с автопилотами её уже давно подружили. Тут проблем нету.
|
|
Дата: 14 Янв 2008 11:43:11
#
antony
Всё верно. Только они не без тяги его гоняли, а с включённым реверсом. Только в такой конфигурации траектория снижения Ту-154 более менее походила на Бурановскую. Специально двигатели дорабатывали для этой Ту-шки, чтоб они могли переносить длительную работу реверса на высоких скоростях полёта.
Причём даже испытатели не знали долгое время для чего конкретно их заставляют летать "раком", насколько всё было засекречено. :)
|
|
Дата: 14 Янв 2008 11:46:53
#
ЗигЗаг
ага. давно читал.
|
|
Дата: 14 Янв 2008 12:47:07
#
Но любой пилот с любого Б-787, или А-380 просто обязан знать и уметь всё то, что знает и умеет пилот Ан-2 относительно навигации. Иначе если бортовой компьютер подохнет, или просто заглючит (а как определить что он заглючил, если паралельно ему самостоятельно не вести счисление пути?), то самолёт на этом месте и грохнется.
Не отрицая необходимости уметь обходится классическим навигационным оборудованием, замечу, что современные системы навигации имеют двукратное и выше резервирование с перекрёстным контролем функционирования. Машину с двумя сотнями паксов оставлять в воздухе с отказавшей навигацией не очень разумно.
|
|
Дата: 14 Янв 2008 12:48:15
#
ЗигЗагу
Вы путаете…
:))
Я видимо коряво написал, но имел в виду конкретное оборудование для всего процесса – от навигации до захода, хотя вопрос Corvus’а был: Практикуется ли в России (хотя бы неофициально) заход на посадку по GPS?
РСБН при посадке никак не используется
Из описания: «6. Самолётная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации и посадки РСБН-6С с режимом «Встреча»:
6.1 Общие сведения.
Самолётная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации и посадки РСБН-6С с режимом «Встреча» представляет собой комплект радиотехнических устройств и вычислителей и предназначена для решения задач ближней навигации, межсамолётной навигации и посадки при автоматическом, директорном (полуавтоматическом) и ручном пилотировании.
…
Аппаратура РСБН-6С работает в трёх основных режимах:
режим навигации (полёт на ППИМ по заданному маршруту);
режим посадки;
режим межсамолётной навигации («Встреча»).
… Аппаратура обеспечивает формирование сигналов управления на следующих этапах полёта:
… заход на посадку до высоты 60 м;
повторный заход на посадку;
Ближайший открытый источник – у нас на сайте (- очередное спасибо scAvenger’у!):
http://www.radioscanner.ru/files/equipment/file4152/
правда, там кое-что выпущено (видимо специализированное издание). Другое дело, я напрасно привязался к этой РСБН, но не упоминать же «новинки» :) |
|
Дата: 14 Янв 2008 13:32:39 · Поправил: ЗигЗаг (14 Янв 2008 13:53:08)
#
ChowChow
Не, не совсем так.
РСБН- это всего лишь угломерно-дальномерная система навигации. Для решения навигационных задач она использует парметры Азимут и Дальность. Это её основа. Её современным аналогом можно назвать VOR/DME навигацию.
То, что как вы отметили, система РСБН позволяет выполнять заход на посадку, это лишь то, что в комплекс аппаратуры РСБН включено оборудование использования радиомаячных систем, грубо говоря тот-же ILS.
Именно поэтому вы не услышите от пилота запрос на посадку "заход по РСБН", он в любом случае скажет "заход по маякам/итп".
Т.е. я пытаюсь сказать о том, что просто базовый комплект оборудования дополняется различными модулями, выполняющими свою задачу, но использующие уже свои методы.
Скажем РСБН выводит ЛА в ТВГ, а дальше уже заход выполняется ILSом. Но эта ILS работает не как самостоятельный модуль, а как часть комплекса РСБН-ХХy.
ПС. Вот сейчас подумал, теоретически можно конечно и с РСБН завести ЛА на полосу без использования приводов, или ILS, даже если сам маяк РСБН не будет стоять на оси ВПП. Но тогда всю информацию должен обсчитывать компьютер постоянно в реальном времени без права на ошибку, и вопрос к точности захода остаётся. Если в последние модели РСБН включили такой комп, который может собирать всю информацию в реальном времени и обрабатывать- тогда да. Но это чертовски сложная штука должна получиться. ILS по любому проще и надёжнее, разве что РСБН сможет тогда посадить самолёт вобще на любую площадку без маяков и опознавательных знаков, если координаты точные и высоты вложить. :)
|
|
Дата: 14 Янв 2008 13:53:40
#
Для внесения доли ясности отмечу, что необходимую точность для посадки по спутниковой навигации можно получить, только оснастив аэродром соответствующим оборудованием, передающим дифференциальные поправки, а каждый самолет - приемником поправок. Потому как одних спутников для решения указанной задачи все равно мало.
|
|
Дата: 14 Янв 2008 14:07:19
#
Небольшой ОФФ:
"Корпорация Boeing разработала новую систему автоматического управления самолетами.
Заказ на разработку был получен от Госдепартамента США после теракгов 11сентября 2001 года. Новвя система позволит управлять самолетами с земли, будучи полностью защищенной от постороннего вмешательства из кабины пилотов.
Система включается вручную или автоматически при активации датчиков, вмонтированных в дверь кабины пилота, а также датчиков находящийся в салонах самолета. После этого ее невозможно отключить вплоть до посадки самолета, при этом воздушное судно будет управлятся наземными службами из аэропорта порадиоканалу с использованием системы GPS и систем автоматической посадки.
Внедние разработки ожидается в 2009 году. Данная технология сможет использоваться на самолетах любых производителей."
http://newfor.com.ua/news/a-14.html
Такие вот перспективы... |
|
Дата: 14 Янв 2008 14:13:42
#
al7
Интересные перспективы.
При большом желании можно будет с земли перехватить управление самолётом и вмазать его например в Эмпайерстэйт билдинг.
Появится плагин к MSFS вместе с радиопередатчиком "Реальная виртуальность" :)
|
|
Дата: 14 Янв 2008 14:26:21
#
ЗигЗаг
Есть такой фильм: "07-й меняет курс". Очень похоже.;)
|
|
Дата: 14 Янв 2008 14:28:40
#
ЗигЗаг
Проскакивало тут и сообщение о том, что FAA не одобрила последнюю инициативу Боинга - физически общую сетевую среду передачи данных бортовых вычислительных средств и медиа-сервисов для пассажиров, разделенных только логически. Вот это уже реальный FlightSimulator. :)
|
|
Дата: 14 Янв 2008 14:33:38
#
ЗигЗаг
Мы обсуждаем несколько разные вещи: я в своём посте упомянул конкретные РСБН-6 и 7 со всеми их «опциями» (которые являются неотъемлемыми компонентами систем), т.к. в вопросе упоминался заход на посадку.
Вы же – о РСБН в самом общем плане как …всего лишь угломерно-дальномерная система навигации, о природе которой я немного догадываюсь. Но, в общем-то, привык иметь дело с реальным применением и конкретным оборудованием, которое так и называется: РСБН-ХХ :)
|
|
Дата: 14 Янв 2008 14:43:34
#
ChowChow
Ну тогда чтоб расставить все точки над Й ответьте мне на такой вопрос.
В режиме "Посадка" конкретная РСБН-6/7 использует только маяки РСБН, или же она сажает самолёт по тем-же курсо-глиссадным маякам что и ILS?
|
|
Дата: 14 Янв 2008 14:58:16
#
|
|
Дата: 14 Янв 2008 15:10:46 · Поправил: ЗигЗаг (14 Янв 2008 15:23:36)
#
RadioElk
Из этих характеристик не понятно как она работает в режиме "Посадка".
Поэтому я и задал вопрос, какие маяки используются в режиме "посадка".
Если используются маяки ILS, то говорить о том что система РСБН обеспечивает выполнение посадки тоже самое, что сказать- Система GSM позволяет делать фотографии и играть в тетрис, только на основании того, что в сотовый телефон стандарта GSM встроена фотокамера и загружена игра Тетрис.
Если же эта система использует только свои маяки, тогда да- РСБН действительно может обеспечить выполнение захода на посадку.
===========================
О, невнимательно посмотрел, там во второй строчке ответ на вопрос.
Как я и предполагал, это просто обычный ILS интегрированный в комплекс РСБН.
Т.е. сама СИСТЕМА РСБН для выполнения посадки не используется. А работает обыкновенный ILS.
Другими словами, если курсоглиссадные маяки вырубить, то вся оставшаяся РСБН со своими маяками станет бесполезной для выполнения захода на посадку.
ПС. Справедливости ради стоит отметить, что хоть и принцип действия маяков ПРМГ ничем от ILS не отличается, они всётаки работают на других частотах. С этой точки зрения тогда можно сказать, что РСБН сама обеспечивает заход на посадку.
|
|
Дата: 14 Янв 2008 15:33:46 · Поправил: RadioElk (14 Янв 2008 15:35:49)
#
|
|
Дата: 14 Янв 2008 16:05:42
#
ЗигЗаг
ГОСТ Р 50860-96:
Стандарт распространяется на антенно-фидерные устройства (АФУ) самолетов и вертолетов (ЛА): …
- оборудования радиосистемы ближней навигации (РСБН) диапазонов частот 800 - 813 МГц, 726 - 1001 МГц; …
- курсовых радиоприемников (КРП) радиотехнического оборудования посадки (ILS) диапазона частот 108 - 112 МГц (диапазона метровых волн);
Тут народ как-то пытался принять «Комментатором» сигналы ILS’а – аппарат даже не отозвался.
они всётаки работают на других частотах.. сами и ответили :) Есть ещё кое-какие различия, но самое главное, - вроде разобрались. Дальше уже, - вопрос использования терминов.
|
|
Дата: 14 Янв 2008 16:09:52
#
ChowChow
Кстати, не в курсе чем закончилась эпопея с делёжкой РСБНовских частот?
Там вроде операторам сотовой связи их подарить/продать хотели год назад.
Но судя по тому, что аппаратура РСБН до сих пор на военные самолёты ставится, то значит не помер ещё совсем РСБН.
|
Реклама Google |
|