Автор |
Сообщение |
|
Дата: 08 Авг 2007 14:09:28 · Поправил: Rulez Reloaded (08 Авг 2007 14:18:09)
#
Есть автомобильная антенна 5/8 на VHF. Магнитная, без противовесов (да, да, 5/8 и без противовесов - такие бывают и это прошу не обсуждать). Длина полотна - 130 см (это для частоты 138 МГц). Полотно голое, т.е. на нем ничего нет.
Внимание, вопрос: можно ли значительно укоротить полотно, чтобы получить должным образом работающую антенну на к.л. из участков диапазонов VHF или UHF? Но с одним условием - без вмешательства в катушку в основании.
Предложить ее обрезать на 170 можно не предлагать - на это у меня ума у самого хватает.
P.S.
Ответы принимаются только от шарящих товарищей, и кроме Falcon68 :)
|
|
Дата: 08 Авг 2007 14:36:02
#
Если укорачивать то на пол-волны...
Тогда, по моему, входное сопротивление полотна окажется без изменения и можно работать без вмешательства в катушку в основании
Но тогда 5/8-1/2=5/8-4/8=1/8 те половина от четвертушки... сантиметроф 25...
Работать будет намного хуже четвертушки... возможно в намного более узкой полосе...
По мне так проще четвертушку поставить..
|
Реклама Google
|
|
|
Дата: 08 Авг 2007 14:39:05 · Поправил: Rulez Reloaded (08 Авг 2007 14:39:59)
#
jkm__
Тогда, по моему, входное сопротивление полотна окажется без изменения и можно работать без вмешательства в катушку в основании
А это идея, если укорочение на 1/2 не изменит волнового сопротивления! Спасибо!
По мне так проще четвертушку поставить..
Ну это да, просто тут свои замыслы.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 15:01:04
#
это надо проверить...я могу ошибаться...
|
SilentУчастник
с мая 2005 г. Сокол, Вологодская обл. CQ de RA1QLL! Сообщений: 4466
|
Дата: 08 Авг 2007 15:17:02 · Поправил: Silent (08 Авг 2007 15:17:31)
#
Если без вмешательства в катушку, то длина, на которую обрезали, будет 5/8 для какой-то частоты. Думаю, подсчитать будет нетрудно.
"Я так думаю!" (с) ;)
|
|
Дата: 08 Авг 2007 15:43:25 · Поправил: Rulez Reloaded (08 Авг 2007 15:54:16)
#
Silent
Если без вмешательства в катушку, то длина, на которую обрезали, будет 5/8 для какой-то частоты. Думаю, подсчитать будет нетрудно.
ИМХО это канает только в ограниченной полосе частот, а дальше придется изменять схему погласования с фидером. Если там используется автотрансформаторный принцип, то отвод от катушки рассчитан на VHF. С увеличением частоты его придется двигать вниз.
Я так думаю :)
|
SilentУчастник
с мая 2005 г. Сокол, Вологодская обл. CQ de RA1QLL! Сообщений: 4466
|
Дата: 08 Авг 2007 16:13:46
#
Rulez Reloaded
Насколько я знаю, автотранс в антене нужен для согласования сопртивлениий излучателя и кабеля, то есть он трасформирует высокое сопротивление полотна в низкое сопртивление кабеля. Для этого он сделан с определнным Ктр, который. насколько мне известно, не зависит от частоты. Другое дело, что могут сказываться межвитковые емкости, которые превратят автотрасформатор в параллельный контур с отводом.
Но, думаю, это критично будет на ОВЧ.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 16:35:53 · Поправил: Ангстрем (08 Авг 2007 16:38:48)
#
Silent
автотранс в антене нужен для согласования сопртивлениий излучателя и кабеля
Смотря какая антенна.
Rulez Reloaded
Какая антенна у тебя? Я вот только что Dimond M285S мучал на ту же тему. Безрезультатно. Родная длина полотна у второй такой же антенны, которая у меня на крыше машины на магните, 1185 мм. По таблице, которая в комплекте с антенной, и на самом деле - острый резонанс при такой длине на частоте 145 мГц. Хотя наврано про 144 мГц. А при укорочении уплывает частота однозначно, но как 58 на другую частоту не хочет работать. Могу скан таблицы выложить - по нему всё замечательно, как обрежешь - туда и работает.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 16:37:04
#
Silent
Насколько я знаю, автотранс в антене нужен для согласования сопртивлениий излучателя и кабеля, то есть он трасформирует высокое сопротивление полотна в низкое сопртивление кабеля.
Верно.
Для этого он сделан с определнным Ктр, который. насколько мне известно, не зависит от частоты. Другое дело, что могут сказываться межвитковые емкости, которые превратят автотрасформатор в параллельный контур с отводом.
А мне казалось что автотрансы разные под разные частоты... Но я не настаюваю, давно соотв. литературку не почитывал...
|
|
Дата: 08 Авг 2007 16:42:22 · Поправил: Rulez Reloaded (08 Авг 2007 16:43:58)
#
Ангстрем
Какая антенна у тебя? Я вот только что Dimond M285S мучал на ту же тему.
Антенны у нас одинаковые - физическая длина, электрическая и диапазон. Согласовалки только могут быть разные.
Безрезультатно. Родная длина полотна у второй такой же антенны, которая у меня на крыше машины на магните, 1185 мм. По таблице, которая в комплекте с антенной, и на самом деле - острый резонанс при такой длине на частоте 145 мГц. Хотя наврано про 144 мГц. А при укорочении уплывает частота однозначно, но как 58 на другую частоту не хочет работать. Могу скан таблицы выложить - по нему всё замечательно, как обрежешь - туда и работает.
А вот тут ничего не понял. То замечательно, то не безрезультатно. Можно чуть яснее рассказать что делал и что получилось?
|
|
Дата: 08 Авг 2007 16:49:47
#
Rulez Reloaded
Вот таблица:
Получается - при попытке настроить антенну на частоты выше 150 мГц её реальный резонанс находится не на той частоте, которая должна быть по таблице. Сам не пойму в чём дело. До 150 мГц всё совпадает по таблице. |
SilentУчастник
с мая 2005 г. Сокол, Вологодская обл. CQ de RA1QLL! Сообщений: 4466
|
Дата: 08 Авг 2007 16:52:54
#
Ангстрем
автотранс в антене нужен для согласования сопртивлениий излучателя и кабеля
Смотря какая антенна
Насколько я понял, речь идет по вертикале 5/8, впрочем и в 1/2 он тоже используется. Или я не прав?
Rulez Reloaded
А мне казалось что автотрансы разные под разные частоты... Но я не настаюваю, давно соотв. литературку не почитывал...
Если и делают, то из конструктивных соображений - уменьшение межвитковых емкостей, для уменьшения потерь на больших мощностях и т.п., принцип-то везде один и тот же.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 16:53:49
#
Ангстрем
До 150 мГц всё совпадает по таблице.
Ну какая разница то получается? Огромная прям? Сколько?
|
|
Дата: 08 Авг 2007 16:55:20
#
Silent
Если и делают, то из конструктивных соображений - уменьшение межвитковых емкостей, для уменьшения потерь на больших мощностях и т.п., принцип-то везде один и тот же.
Жалко что анализатор сгорел. Сделал бы сейчас на коленке 5/8 и пооткусывал бы штырь от 140 до 450.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 16:59:54
#
Rulez Reloaded
Ну какая разница то получается? Огромная прям? Сколько?
У меня до нескольких мегагерц. Мож с катушкой беда? Я новую поставил сегодня такую же, а это старая - решил её помучать.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 17:03:08
#
Silent
Вот еще какое наблюдение есть. Производители антенн предлагают cutting chart'ы для антенн с катушками в основании (например, 5/8) только в пределах одного диапазона. А для антенн без катушек (1/4L) часто предлагается cutting chart 130-520 МГц. Оно и понятно - четвертушку можно кромсать как хочешь... Но если принцип-то везде один и тот же, то не понятно почему производитель умалчивает про то, что 5/8 тоже можно кусать как душе угодно? Что ему жалко чтоли если антенну на другой диапазон откусят? Я думаю причина в чем-то другом...
|
|
Дата: 08 Авг 2007 17:05:47 · Поправил: Rulez Reloaded (08 Авг 2007 17:08:40)
#
Ангстрем
У меня до нескольких мегагерц. Мож с катушкой беда? Я новую поставил сегодня такую же, а это старая - решил её помучать.
Бхааа! Да пара МГц - это детский сад. Вот когда на 20 МГц отличается, тогда это проблема.
Одно только влияние внешних факторов может быть гораздо больше нескольких МГц. А переставив антенну с мачты на машину там так резонанс может скакануть, что мало не покажется.
|
SilentУчастник
с мая 2005 г. Сокол, Вологодская обл. CQ de RA1QLL! Сообщений: 4466
|
Дата: 08 Авг 2007 17:06:25
#
Rulez Reloaded
Думаю, тут дело в тех же межвитковых емкостях - могуть быть перазитные резонансы, которые испортят всю малину.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 17:29:08
#
Rulez Reloaded
Ну, кому детский сад, а кому и нет... Просто мне переставить катушку надо от новой и попробовать.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 17:56:35
#
Если резать вибратор, то до определённой частоты антенна будет нормально перестраиваться вверх. Далее частота резонанса также продолжит смещаться, но при этом КСВ будет недопустимо увеличиваться. Тогда уже приходится корректировать параметры катушки.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 18:14:03 · Поправил: Rulez Reloaded (08 Авг 2007 18:55:21)
#
Ангстрем
Ну, кому детский сад, а кому и нет...
Я говорю не про то, кому кажется что мало, а кому много (слушая любительский эфир я не раз натыкался разговоры про КСВ=1,03..1,05). Я говорю про влияние внешних факторов. На одной машине антенна строится так, на другой "левее", на третей "правее". Установив ее стационарно там все может исказится так, что мало не покажется. И это все на одной и той же антенне. Влияние внешних факторов никто не отменял.
Пара МГц для УКВ - это небольшое влияние.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 18:14:58 · Поправил: Rulez Reloaded (08 Авг 2007 18:18:48)
#
Top Secret
Если резать вибратор, то до определённой частоты антенна будет нормально перестраиваться вверх. Далее частота резонанса также продолжит смещаться, но при этом КСВ будет недопустимо увеличиваться. Тогда уже приходится корректировать параметры катушки.
Вы это пробовали? На какой антенне? Какой диапазон? Где начинается рост КСВ? От каких величин к каким и т.д.?
В общем, нужны подробности.
|
SilentУчастник
с мая 2005 г. Сокол, Вологодская обл. CQ de RA1QLL! Сообщений: 4466
|
Дата: 08 Авг 2007 18:20:44
#
Если резать вибратор, то до определённой частоты антенна будет нормально перестраиваться вверх. Далее частота резонанса также продолжит смещаться, но при этом КСВ будет недопустимо увеличиваться. Тогда уже приходится корректировать параметры катушки.
Вы это пробовали? На какой антенне? Какой диапазон? Где начинается рост КСВ? От каких величин к каким и т.д.?
Да, мне тоже интересно!
|
|
Дата: 08 Авг 2007 20:27:52 · Поправил: Ангстрем (08 Авг 2007 20:34:57)
#
Rulez Reloaded
На одной машине антенна строится так, на другой "левее", на третей "правее". Установив ее стационарно там все может исказится так, что мало не покажется. И это все на одной и той же антенне. Влияние внешних факторов никто не отменял.
Оно это понятно. По-поводу машин - естественно разные форма и кол-во металла и прочее... ЛЭПы, деревья, особенно летом, когда листва. Я новую M285S даже резать по таблице не стал. В мануале написано ~145 мГц и хрен с ним:) Щас покатался по городу, попробовал на двойке - нормально работает. Лучше чем Maxrad MHB 5800 врезной даже.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 20:34:20
#
Rulez Reloaded, Silent
Вы это пробовали? На какой антенне? Какой диапазон? Где начинается рост КСВ? От каких величин к каким и т.д.? В общем, нужны подробности.
"Пробовал"... (пропади эта работа пропадом). Ежедневно по много раз и в течение нескольких лет. На самых разных моделях антенн 27, 144, 430 МГц, работая с хорошими приборами. Именно так, как я описал и происходит при настройке любой штыревой антенны. С какой точно частоты и насколько резко у конкретной антенны начинается рост КСВ? Все эти подробности помнить - так можно с ума сойти. Ну, если приблизительно, то можно неплохо настроить автомобильную антенну штырём (не меняя катушку) в диапазоне не более ± 15 % от её номинальной частоты. Дальше КСВ возрастает до скандальных величин.
Прошу меня извинить за такой обтекаемый ответ, но я никогда не ставил себе целью копить информацию, мне было вполне достаточно просто понимать физику того, чем я занимался.
|
|
Дата: 08 Авг 2007 20:37:31 · Поправил: Ангстрем (08 Авг 2007 20:38:19)
#
Ну, если приблизительно, то можно неплохо настроить автомобильную антенну штырём (не меняя катушку) в диапазоне не более ± 15 % от её номинальной частоты. Дальше КСВ возрастает до скандальных величин.
Вот я видимо с этим же явлением и столкнулся при перестройке 0.58 Diamond. Плюс - плывёт резонансная частота, то есть нелинейно меняется. Всё дело в добротности и прочее самой согласующей катушки.
|
Реклама Google |
|