Военно-морские силы Турции организационно включают четыре командования — военно-морского флота, Северной и Южной военно-морских зон, учебное. Кроме того, в оперативное подчинение командующего ВМС может передаваться командование береговой обороны, в мирное время находящееся в распоряжении министерства внутренних дел. Возглавляет ВМС командующий (штаб в г. Анкара), который непосредственно подчиняется начальнику генерального штаба вооруженных сил. Боевой основой ВМС является военно-морской флот (штаб в ГВМБ Гёльджюк), имеющий в своем составе четыре флотилии (боевую, подводных лодок, ракетных и торпедных катеров, минную), а также дивизион вспомогательных судов и авиабазу морской авиации.
В мирное время на командование флота возлагаются задачи по организации оперативной и боевой подготовки соединений, частей и кораблей, в военное время оно в соответствии с оперативным планом передает часть корабельного состава флота в подчинение командований оперативных соединений и групп. Командование флотилии подводных лодок переподчиняется непосредственно командующему ВМС, а береговые части и тыловые объекты командования флота переходят в распоряжение командира ГВМБ Гёльджюк.
Боевая флотилия (Гёльджюк) предназначена в основном для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, морскими десантами противника и постановки активных минных заграждений в районах военно-морских баз, на фарватерах и вероятных маршрутах движения конвоев противника. Эскадренные миноносцы могут привлекаться также для оказания огневой поддержки сухопутным войскам, действующим на приморских направлениях.
Флотилия подводных лодок (Гёльджюк) выполняет задачи по уничтожению амфибийных сил противника в момент выхода их из баз и на переходе морем, нарушению морских коммуникаций и постановке минных заграждений на вероятных маршрутах десантных кораблей противника в Черном море, обеспечению действий разведывательно-диверсионных групп боевых подводных пловцов.
Флотилия ракетных и торпедных катеров (Умурьери) предназначена для борьбы с надводными кораблями, десантными силами противника на ближних подступах к десантодоступным участкам побережья Турции, а также для постановки оборонительных минных заграждений на входах в военно-морские базы.
Минная флотилия (Гёльджюк) в военное время переходит в подчинение командования Северной военно-морской зоны. Она имеет в своем составе три дивизиона тральщиков, основной задачей которых являются противоминные действия в районах проливов Босфор и Дарданеллы и в Мраморном море, и дивизион минных заградителей, предназначенный для постановки минных заграждений в районах проливной зоны и десантодоступных участков Черноморского побережья.
Дивизион вспомогательных судов (Гёльджюк) отвечает за снабжение боевых кораблей, находящихся на якорных стоянках и в передовых пунктах базирования, боеприпасами, горюче-смазочными материалами, водой, продовольствием и другими материально-техническими средствами.
Авиабаза морской авиации (Топель) предназначена для базирования самолетов базовой патрульной авиации и противолодочных вертолетов, которые участвуют в решении задач по борьбе с подводными лодками, уничтожению легких надводных сил, ведению разведки корабельных группировок, соединений десантных кораблей и конвоев противника, используются для постановки активных минных заграждений, а также обеспечивают действия групп боевых подводных пловцов-диверсантов.
Командования Южной и Северной военно-морских зон (штабы соответственно в городах Измир и Стамбул) в мирное время выполняют задачи по обеспечению базирования и боевой подготовки корабельных соединений в своей зоне ответственности (побережье Турции разделено между зонами по параллели 39° 27' с. ш.). На них возложена организация боевого дежурства силами малых противолодочных кораблей, сторожевых катеров, подразделений морской пехоты, береговой артиллерии, десантных и противолодочных сил. Руководство планированием, оперативной деятельностью и материально-техническим обеспечением командующие осуществляют через свои штабы и командования военно-морских районов. В военное время на них возлагается оперативное управление и тыловое обеспечение переподчиняемых им сил и средств, а также организация береговой обороны, силы и средства которой в основном сосредоточены в зоне Черноморских проливов и районах ВМБ Эрегли (Черное море), Измир (Эгейское), Аксаз-Карагаач и Искендерун (Средиземное).
Учебному командованию подчинены военно-морские учебные заведения и центры. Оно обеспечивает комплектование и подготовку экипажей кораблей, а также отработку ими комплекса задач перед вводом кораблей в состав боеготовых сил флота.
Численность регулярных ВМС Турции достигает 60 тыс. человек, в резерве находится до 70 тыс. Корабельный состав включает 121 корабль основных классов (17 подводных лодок, пять эскадренных миноносцев, пять фрегатов УРО, 11 фрегатов, пять сторожевых кораблей, 43 десантных корабля, семь минных заградителей, 26 тральщиков, два патрульных корабля), 83 боевых катера (18 ракетных, один артиллерийский, три торпедных, 21 сторожевой, 33 десантных, семь тральщиков) и 101 вспомогательное судно. Самолетов базовой патрульной авиации насчитывается девять, вертолетов ПЛО - три. Численность личного состава авиации ВМС 900 человек. Морская пехота представлена одной бригадой (4 тыс. человек), которая включает штабную роту, три батальона МП и один артиллерийский дивизион, а также обеспечивающие подразделения.
Военно-морской флот оснащен в основном кораблями, построенными западными государствами и переданными Турции в рамках программ военной помощи. Турецкое командование, считая, что большинство из них технически и морально устарело, реально оценивает возможности своих ВМС как недостаточные для участия в современных действиях на море. Планами совершенствования военно-морских сил предусматривается значительное наращивание их боевых возможностей за счет строительства новых кораблей на национальных и иностранных предприятиях, закупок или получения военной помощи по линии НАТО, а также модернизации имеющихся кораблей, самолетов и вертолетов авиации ВМС.
При содействии Германии на национальных верфях построены шесть подводных лодок проекта 209/1200 и две проекта 209/1400, четыре фрегата УРО типа МЕКО 200 и два модернизированного типа МЕКО 200, восемь ракетных катеров типа «Доган». Продолжается строительство еще двух подводных лодок проекта 209/1400 и двух фрегатов УРО типа «Барбарос» (модернизированный МЕКО 200), а также заложены десантный корабль, танкер-заправщик, два ракетных катера типа «Доган» и два патрульных катера. Значительную помощь Турции оказывают США. Так, в течение 1993 — 1995 годов они передали ей восемь фрегатов типа «Нокс», которые заменяют выводимые из боевого состава эскадренные миноносцы, выработавшие свой ресурс. В рамках программы усиления южного фланга НАТО американский конгресс ратифицировал принятое ранее решение о передаче Турции трех фрегатов УРО типа «Оливер X. Перри»: FFG20 «Энтрим» (новое название «Газиантеп», бортовой номер F-490), FFG21 «Флэтли» («Гиресун», F-491) и FFG16 «Клифтон Спраг» («Гелиболу», F-492). Два из них переданы по программе военной помощи, а третий сдается в аренду на пять лет за 130 млн долларов. Турецкое командование ведет переговоры о дополнительной поставке еще одного фрегата этого типа.
В 1995 году завершена программа строительства серии из шести фрегатов УРО типа МЕКО 200. Предусматривается также постройка в общей сложности 10 — 12 ракетных катеров, оснащенных двумя счетверенными пусковыми установками контейнерного типа для ПКР «Гарпун». Принимаются меры по увеличению боевых возможностей эскортных кораблей и корабельных соединений, главным образом за счет вооружения их ПКРК «Гарпун», ЗРК «Тартар» и «НАТО — Си Спарроу». Так, в соответствии с программой модернизации эскадренных миноносцев типа «Гиринг» на них будут установлены ПКРК «Гарпун», которые согласно решению министерства обороны США с августа 1997 года начнут поступать на вооружение ВМС Турции, а также противолодочный ракетный комплекс ASROC и ЗРК «Тартар». В результате к концу 90-х годов количество надводных кораблей с ПКРК и ЗРК увеличится в 2 раза. Амфибийные силы будут развиваться за счет строительства универсальных десантных кораблей типа «Чакабей».
Повысить боевые возможности авиации ВМС планируется путем закупки новых самолетов базовой патрульной авиации и противолодочных вертолетов, внедрения новых образцов авиационного оружия и бортового оборудования. К концу 90-х годов ожидается поступление в морскую авиацию 10 самолетов Р-ЗС «Орион» и 12 вертолетов АВ.212 ASW. Намечается модернизация самолетов базовой патрульной авиации S-2E «Треккер» посредством оснащения их усовершенствованным бортовым оборудованием и ракетным оружием.
В целях расширения возможностей ВМС Турции по раннему обнаружению подводных лодок и надводных кораблей противолодочные вертолеты планируется оснастить новой аппаратурой, аналогичной американской «Лэмпс». Совершенствование береговой обороны предусматривается осуществлять в основном за счет модернизации артиллерийских систем, а также развертывания в дополнение к имеющимся новых мобильных батарей противокорабельных ракет «Гарпун» и «Пингвин».
Реализация программ совершенствования корабельного состава и авиационного парка ВМС Турции, а также оснащение кораблей и самолетов современными системами оружия значительно повысят наступательные и оборонительные возможности всех родов военно-морских сил для более эффективного выполнения ими боевых задач в составе объединенных ВМС НАТО и самостоятельно.
http://www.soldiering.ru/country/asia/turkey/navy.php