Выдался выходной и решил написать много букв ))))).
Но сначала я бы хотел послать вот такую поздравительную открытку ))) коллеге
ready63 из Краснодара cо вступлением в наши ряды :
Полный размер
Как говорит наш патриарх Кирилл, "радостно видеть", что ряды энтузиастов радарспоттинга в России, Украине и Беларуси растут не по дням, а по часам – Москва, Ивано-Франковск, Брянск, Краснодар, Уфа, Иркутск, Хабаровск, Тверь, Минск, ……
Как уже видно, многие "епархии, автономные церкви и экзархаты" уже охвачены и "верные чада" радарспоттинга начинают трансляции и все большее количество "мирян" покупают устройства Miro. И это абсолютно правильно.
Кстати, слово "миро" в церковном лексиконе - это вещество, используемое в одном из христианских таинств, через которое человек укрепляется в духовной жизни и совершается оно только один раз в жизни. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён.
К чему это я? Да к тому, что устройства Miro есть просто ваш входной билет в мир радарспоттинга и через какое-то время вы почувствуете, что мир радарспоттинга, который вам открыло это устройство, уже тесен для вас. В этом смысле я бы сравнил устройство Miro не со "свистком" (хотя в этом названии тоже есть сильный смысл), а с зажигалкой интереса к радарспоттинга.
Действительно, $100 за приемник плюс копейки за сат-усилок (а то и без него), подключение к radar24 (или еще куда-то) бесплатно и вот он - мир ADS-B – перед вами.
Но через короткое время пройдет радость видения первых отметок от бортов на adsbScope или их отображения на Интернет-ресурсах или даже на РР, и возникнет вопрос, а что остается вам? У вас возникло ощущение, что реальное небо у вас над головой отображается на экране вашего компьютера?
Думаю, что нет. Почему?
Да потому, что продукты класса Miro и Интернет-ресурсы для шаринга не дают вам достаточной визуализации, то есть ощущения, что вы просто смотрите в окно и наблюдаете борта своими глазами. Да и памяти (то есть архивов, логов, баз данных) они вам тоже не дадут. Проще говоря, пользовательское (то есть ваше личное) программное обеспечение (ПО) таких приемников минимально и весьма примитивно. И, кстати, это абсолютно естественно, принимая во внимание их стоимость.
Теперь плавно перехожу )))) к теме этой ветки, в части “ Видим..., Radarbox”, а собственно, почему стоимость комплекса Radarbox достаточно высока и это многих отталкивает от покупки. Да потому что это комплекс! Вы отдаете свои деньги не только за “коробочку”, но и за программное обеспечение, которое обеспечит вам чувство неба на вашем экране, о котором я говорил выше.
О каких деньгах мы говорим? Стоимость комплекса (в зависимости от версии ПО, места покупки, в России он не продается, дешевле всего у дилеров в Штатах) может составлять от $500 до $800 без пересылки и налогов на почте. Стоимость качественной антенны (в антистатическом исполнении и если вы не обладаете знаниями и способностями коллеги
DEN’а) – еще около $100. Вопрос МШУ мы пока оставим – не факт, что он вам реально нужен, желающие могут посмотреть подробности
здесь, там и про антенны тоже.
Стоимость годовой подписки на сеть Raradbox – от $ 80 за год (сетевые данные обновляются каждые 40 секунд, задержка относительно реального времени – 5 минут) от $ 160 за год (сетевые данные обновляются каждые 20 секунд, задержки относительно реального времени практически нет). Иными словами сеть стоит от $7 до $14 в месяц, не так уж и много, если радаспоттинг для вас реальное хобби. Любое реальное(!) хобби стоит денег, разве нет?
Существует распространение мнение, что в цену Radarbox входит пользование сетью. Это просто миф. Решение платить или не платить за сеть принимаете вы сами, да и первый год пользования ею уже включен в стоимость комплекса. В базовую цену входит программное обеспечение, которое позволит (в автоматическом режиме) подгружать c серверов Airnav в ваши собственные базы фотографии, регистрации, маршруты ваших локальных бортов и еще много чего делать вне зависимости от подписки на сеть.
Приемников ADS-B сейчас достаточно много, но ведь реальных законченных комплексов c двусторонним (!) обменом информацией с серверами производителя, кроме Radarbox, нет, и это нужно отчетливо понимать. И, главное, это программное обеспечение обеспечит вам то самое чувство неба у вас над головой. Я это проиллюстрирую чуть позже.
Много говорят о том, что Airnav совершил некую революцию в радарспотинге. В чем заключается эта революция? Отнюдь не в системотехнике ADB-S приемников. Продукт Kinetic Avionics SBS-1 (не говоря уже о промышленном SBS-2) вряд ли хуже в плане архитектуры или используемых компонентов. Просто Airnav сделал такой же революционный шаг, какой сделали производители гражданских лайнеров, перейдя от инструментальной к “стеклянной” кабине экипажа. Ту информацию, которую надо было собирать с нескольких приборов (в нашем смысле - с нескольких программных приложений - adsbScope, PP, RADAR24, airframes.org, airliners.net, flightstats.com и т.п.), Airnav объединил в одно, включая подобие EFB (отображение локальной и сетевой обстановки в реальном времени, базы данных, карты аэропортов, логи).
Ну, букв я уже много написал )))), а теперь собственно к вопросам визуализации и чувства неба над головой.
Это пользовательский интерфейс топовой версии Radarbox 4.03 (“в миру” - это Radarbox 3D). Одновременное отображение списка бортов с их маршрутами, историей и фото выбранного борта, воздушной обстановкой в двухмерном изображении с вертикальным эшелонированием и трехмерным отображением с реальными моделями и ливреями бортов. Вот где оно ощущение неба и “стеклянной” кабины. Вся обстановка у вас перед глазами и достаточно легкого движения мыши для получения полной информации о любом борте.
Полный размер
Так выглядит взлет борта British Airways из DME в 3D:
Полный размер
Одним щелчком мыши вы можете это преобразовать в обычное 2D (это, кстати, стандартный интерфейс версии Radarbox 3.13 (“в миру” - это Radarbox Pro).
Полный размер
А вот так выглядит обзор из кабины пилотов выбранного борта (в данном случае рейса Sky Express 304 при подлете к Москве):
Полный размер
Полный размер
3D, реализованное Airnav для радарспоттинга, разительно отличается от подобной реализации и в РР и в Авроре. Здесь присутствуют не только 3D треки, но и реальные 3D модели бортов с реальными ливреями. Кроме того, Аврора использует карты NASA, а не Google, поэтому уровень детализации поверхности у них невысокий (во всяком случае, в последней представленной версии ПО). Если вы посмотрите эту ветку внимательно, в ней можно найти много других скриншотов Radarbox 3D.
Кроме того, Radarbox 3D дает вам широкий простор для собственного творчества и развития продукта. Можно подгружать свои собственные kmz/kml файлы, писать дополнительные 3D модели и ливреи. Как я уже отмечал в этой ветке выше, с ливреями российских авиакомпаний там было негусто, поэтому я за прошедшие месяцы я сделал несколько дополнительных, Airnav включил их в текущие апдейты и стало теперь стало гораздо веселей:
Полный размер
Полный размер
Вы можете сами писать или подгружать схемы высокого разрешения для ваших домашних, да и любых других, аэропортов, корректировать (или создавать собственные) логотипы авиакомпаний, силуэты типов и иллюстрировать борт теми фотографиями, которые нравятся вам (заменяя подгруженные автоматически).
О памяти и истории…
Вся информация о ваших локальных бортах пишется во внутреннюю базу в стандартном SQL формате, которая может быть просмотрена и отредактирована как средствами Radarbox’а, так и внешними приложениями. Так, например, выглядит выборка из моей базы, касающаяся Уральских авиалиний:
Полный размер
А так – архивная запись о “жесткой” посадке дагестанской тушки в DME:
Полный размер
Наличие архивных баз (или истории) важно еще и потому, что при режиме трансляции 24/7 в этой базе скапливается много вкусной и интересной информации, которую другим путем получить просто не удастся. Я же не сижу у экрана круглосуточно, хорошо, если полчаса в день, а тем временем мой Radarbox, работая с ноября в режиме 24/7, отдает в сеть в среднем 700 бортов и 1500 рейсов ежедневно.
Cкажу более, как правило, я отключаю функцию приема бортов из сети, когда не за экраном, в том числе и для экономии интернет-трафика (объем информации, который я передаю в сеть Radarbox ежемесячно составляет сотни мегабайт, а объем трафика, получаемого из сети может достигать десятков гигабайт).
Теперь кратко по поводу сети Radarbox.
Повторюсь, у вас есть три выбора – не использовать ее вообще (первый год все равно бесплатно, а потом использовать общедоступные Интернет-ресурсы для просмотра сетевого трафика), подключиться к сети с задержкой от реального времени 5 минут ($80 в год) или к сети реального времени ($160 в год).
Moe мнение – сеть реального времени вам нужна, если в вашем городе (или достаточно близко от вас) есть другие пользователи Radarbox, данные которых позволят вам сопровождать борт в реальном масштабе времени, даже если он уже находится вне зоны приема вашего Radarbox’а. Проще говоря, чтобы закрывать “дыры” в вашей локальной диаграмме обзора. Проиллюстрирую это на примере МВЗ и экрана моего приемника:
Полный размер
Здесь я принимаю 30 бортов своим собственным приемником, и еще 29 дают мне коллеги. Странно было бы “потерять” борт своим приёмником на высоте, скажем, 300 метров и обнаружить его через 5 минут (в случае сети c задержкой) на высоте 200 метров. Это как-то “не спортивно” ))))).
А в случае просмотра воздушного трафика далеко от вас, как в следующих примерах, задержкой 5 минут иногда можно и пренебречь:
Эвакуация из Ливии (показана актуальная погода аэропорта Триполи):
Полный размер
Взлет Lufthansa A380 из Токио и наземная обстановка в порту:
Полный размер
Первое прибытие Дримлайнера В788 на авиасалон в Фарнборо:
Полный размер
Что хочу сказать в заключение. По моему мнению, качественное и понятное отображение воздушной обстановки для домашних виртуальных радаров является одной из важнейших характеристик, которые надо учитывать при выборе устройства, как и наличие возможности видеть локальный и сетевой трафик в одном приложении.
Устройства Miro и Radarbox не являются конкурентами, а есть последовательные ступени роста вашего интереса к хобби под названием радарспоттинг. Каким будет ваш следующий шаг после Miro (если будет вообще) – решать вам.
"Life will find a way" – © Dr. John Hammond, The Lost World: Jurassic Park, Universal Pictures, 1997