Автор |
Сообщение |
|
Дата: 02 Июл 2008 10:49:39
#
Андрей Шарый
"Радио СВОБОДА"
2.07.08
Ровно 100 лет назад утвержден единый сигнал бедствия в радиотелеграфной связи - SOS . Это отдельный сигнал азбуки Морзе, последовательность из трех точек, трех тире и трех точек.
Считается, что первым спасенным по этому знаку бедствия судном стал лайнер «Кунар», потерпевший в начале 1909 года крушение в районе Азорских островов. По сигналу SOS в 1912 году удалось спасти многих пассажиров лайнера «Титаник». Рассказывает доктор технических наук, профессор, руководитель исторической секции научно-технического общества имени Александра Попова Виктор Пестриков:
- В 1902 году на первой международной радиотелеграфной конференции был предложен единый радиосигнал бедствия в виде кода S - S - S - D - D - D . Из-за разногласий сигнал не был одобрен. Некоторые радиотелеграфные фирмы имели свой код сигнала бедствия. Например, на судах, где была установлена аппаратура фирмы «Маркони», это три буквы – SQD.
По прошествии четырех лет в Берлине состоялась вторая радиотелеграфная конференция, на которой было предложено утвердить код SQD «Маркони», что вызвало серьезные возражения. Первые две буквы совпадали с кодом общего радиотелеграфного вызова, железнодорожной и телеграфной связи. В связи с этим немецкая фирма «Арта» предложили комбинацию SOE , но и это было отклонено: Е передается одной точкой и при помехах ее уловить. Символ E заменили на S , но, невзирая на это, продолжали использовать сигнал кода «Маркони». Когда произошла катастрофа «Титаника», телеграфист корабля начал посылать код «Маркони» - SQD , но на него откликнулось очень мало кораблей. Но когда через некоторое время телеграфисты «Титаника» послали SOS , откликнулось очень много кораблей и они начали приходить на помощь к тонущему «Титанику». SOS вошел в корабельную практику, как сигнал бедствия. Сигнал Маркони использовался не всеми кораблями. Чтобы его принять, нужна была специальная аппаратура, а для SOS подходила любая аппаратура, которая была на корабле. SOS оказался универсальным языком для кораблей, терпящих бедствие. Сигнал SOS служил верно 100 лет, но в XXI веке уже сигнала SOS нет.
Азбука Морзе теперь не имеет того распространения, как столетие назад. В 1999 году принята новая международная спутниковая система кодификации для передачи сигналов бедствия - GMDSS . А позывные бедствия СОС остаются одним из факторов культуры ХХ века.
Вопреки установившемуся мнению, SOS не аббревиатура, а просто удобно распознаваемая на слух последовательность знаков, объясняет обозреватель Радио Свобода Александр Генис:
- На мой взгляд (и слух), один из самых интересных аспектов в биографии юбиляра - лингвистический. Дело в том, что SOS - ложная аббревиатура. Чтобы ни пел Высоцкий, сочетание этих знаков вовсе не расшифровывается как «Спасите Наши Души». Поскольку речь идет о телах, а не душах, такой призыв о помощи можно было бы отправлять разве что в Ватикан. К тому же такая расшифровка подразумевает единую - чего на Земле нет, и никогда не было - теологическую систему. У буддистов, скажем, понятие «души» вовсе отсутствует. Между тем сигнал SOS понятен абсолютно всем.
Именно эта бескомпромиссная универсальность и превращает международный сигнал бедствия в высший образец поэзии. SOS - лучшее, и уж точно самое короткое стихотворение в современном, то есть рожденном примерно в то же время искусстве. С новой поэзией его роднит то, что отделяет ее от старой: стремление к бессловесному общению, которое поднимается над языком. Как мечтали футуристы, коммуникацию тут осуществляют не слова, а породившие их импульсы. Только в отличие от «дыр бул щил» знак SOS не вызывает вопросов. Он понятен всем, всегда, везде и как угодно: слева направо, справа налево, даже вверх ногами.
Не нуждающийся в переводе знак SOS осуществляет поэтическую мечту о внепонятийном контакте, который, уничтожая преграды между умами, выводит общение на онтологический уровень, где нас объединяет уже не культура, а природа. Это - опыт той коммуникации, что связывает человечество в одну грибницу.
Говоря иначе, SOS - первое слово на языке планетарной цивилизации, которая, увы, нуждается в нем сегодня не меньше, чем 100 лет назад.
|
|
Дата: 02 Июл 2008 11:56:38
#
Несколько раз слышал СОС в качестве звонка мобильника :)
|
Реклама Google
|
|
|
Дата: 02 Июл 2008 12:02:02
#
Sergey4565
Скорее всего вы слышали не звонок, а сигнал о получении СМС ... -- ... почти похоже на СОС.
|
Т80Участник
с фев 2005 Столица России одна - Город-Герой Москва Сообщений: 1058
|
Дата: 02 Июл 2008 13:12:21
#
сигнал о получении СМС ... -- ... почти похоже на СОС
именно так. Штатный звучок даже в неновых моделях Nokia.
|
|
Дата: 02 Июл 2008 13:15:16
#
Сигнал Маркони использовался не всеми кораблями. Чтобы его принять, нужна была специальная аппаратура
Кто-то может пояснить, почему?
|
|
Дата: 02 Июл 2008 13:19:54
#
To:Sergey4565 Между SOS и SMS разница в одно тире... Наверное от СМСки тоже может зависеть чья то жизнь (и).
|
|
Дата: 02 Июл 2008 13:25:53
#
Дело в том, что SOS - ложная аббревиатура. Чтобы ни пел Высоцкий,
А я где-то в буржуйских источниках видел что SOS = Save Our Souls.
Сигнал Маркони использовался не всеми кораблями. Чтобы его принять, нужна была специальная аппаратура
Кто-то может пояснить, почему?
Фирменный Макроневский скремблер?
|
|
Дата: 02 Июл 2008 13:42:37
#
Наверное от СМСки тоже может зависеть чья то жизнь (и).
Глупо это, возлагать вопросы жизни на смски.
Хотя так и есть.
|
|
Дата: 02 Июл 2008 13:44:22
#
Sashman
Вероятно доктор технических наук или не совсем владеет темой, или, скорее журналисты переврали его слова..
Скорее всего, предполагалось, что сигналы бедствия SQD передавались на какой-то частоте, назначенной фирмой Маркони, а сигналы SOS - на другой частоте(частотах).
|
|
Дата: 02 Июл 2008 13:52:00
#
ЗигЗаг
И мне такое помнится. Тока где читал не помню : (
Вопрос: а почему именно души спасать (souls - душа) ?
|
|
Дата: 02 Июл 2008 14:14:08
#
Еще раз, "Save our souls" - это обратное сокращение, т.е. возникшее уже после утверждения сигнала SOS.
Видимо, кто-то придумал - и прижилось.
|
|
Дата: 02 Июл 2008 14:32:07 · Поправил: taymyr (02 Июл 2008 14:33:48)
#
|
|
Дата: 02 Июл 2008 14:38:07 · Поправил: Sashman (02 Июл 2008 14:38:39)
#
taymyr, думаю, было и Save Our Sh1t, но в Википедии об этом умолчали))
|
|
Дата: 02 Июл 2008 14:44:46
#
Так как раз сигнал был не SQD, а CQD (come quick, danger). Ошибка в статье.
|
|
Дата: 02 Июл 2008 14:54:09
#
CQD (come quick, danger). Ошибка в статье.
Тогда опрератор мог перепутать с CQ DX и не ответить из вежливости.
|
|
Дата: 02 Июл 2008 15:01:55 · Поправил: Питер_AM (02 Июл 2008 15:28:23)
#
Ещё неточность в статье:
Но когда через некоторое время телеграфисты «Титаника» послали SOS , откликнулось очень много кораблей и они начали приходить на помощь к тонущему «Титанику».
Радист тогда передавал оба сигнала - и SOS, и CQD. Но, увы, на другом корабле, проплывавшем в зоне действия сигнала, радист в тот момент отлучился.
Сигнал SOS, по одной из версий, впервые прозвучал в эфире 10 июня 1909 года с пассажирского корабля "Кунард", потерпевшего катастрофу у Азорских островов. Однако только после гибели Титаника 15 апреля 1912 он получил широкую известность. http://obolon.info/article.php?story=2006110819510252 |
|
Дата: 02 Июл 2008 15:29:36
#
Сигнал SOS - условно принятый. На самом деле тут можно придумать что угодно потому что три точки три тире три точки передаются без раздела. Таким образом можно сказать 3б или ж7. Но красивее было SOS.
Ну а во вторых - сигнал SOS приказал долго жить. Отменен в феврале позапрошлого , если память не изменяет, года навсегда за ненадобностью............
|
|
Дата: 04 Ноя 2008 14:18:59 · Поправил: MultyLock (04 Ноя 2008 14:19:28)
#
Как ни странно, но вчера по телеканалу "Интер" прошла информация о том, что вчера был 100-летний юбилей сигнала SOS.
Увеличить
Применительно к данному сюжету рассказали легенду о том, что время от времени радиолюбители ловят сигнал СОС с тонущего "Титаника".
Показали также радиолюбителя из Киевской области Александра Ананьева.
Цитата:
Сигналу о бедствии "SOS" исполнилось сто лет. В начале прошлого века радисты договорились, чтобы не было путаницы в эфире - утвердить единый призыв о помощи. На азбуке Морзе S-О-S звучит как три точки - три тире - три точки. Этот простой сигнал использовали на море и в воздухе. Кто первым передал тревожное сообщение - точно до сих пор не установлено. По одной из версий - судно "Титаник". О тайнах самого важного радиосообщения прошлого века - Аким Галимов.
О том, что СОС - не аббревиатура, знают лишь настоящие радисты. "Спасите наши души" - такую расшифровку сигнала бедствия придумали моряки - рассказывает радиолюбитель Александр. Его дом - это одна большая радиорубка - отсюда он может связаться с любой страной. С такими же фанатами. Теперь эти люди единственные, кто использует азбуку Морзе для передачи сообщений.
Александр Ананьев, радиолюбитель:
- Они даже анекдоты рассказывают Морзянкой, я знаю таких людей, вот они привыкли они общаются только Морзянкой.
Теперь специально СОС никто не слушает, а ведь в прошлом веке три точки три тире три точки - были самым важным сообщением в радиосети.
Аким Галимов, кореспондент:
- По одной из версий первый сигнал СОС передали с "Титаника", но тогда на призыв о помощи никто не откликнулся. Подумали, что моряки просто развлекаются. После этого к сигналу о бедствии стали относиться серьезнее. 48 раз в сутки, каждый час - на пятнадцатой и сорок пятой минуте радисты всего мира останавливали свои переговоры, настраивались на определенную частоту и слушали: не зовет ли кто-то на помощь.
С "Титаником" и сигналом SOS связана еще одна, уже фантастическая история. Радист американского линкора в 1972 году принял сообщение о бедствии с затонувшего в начале века лайнера. Позднее моряк стал изучать феномен и в старых военных архивах раскопал - сигнал с Титаника ловили и раньше - он повторялся каждые шесть лет после трагедии. В конце концов расследование довело радиста до психбольницы.
Легенду о сигнале из прошлого - ученные называют красивой, но говорят - это просто вымысел.
Работать с телеграфным ключом в одесской академии связи уже давно не учат - аппарат для передачи морзянки теперь музейный экспонат. Ученый объясняет: радиосвязь заменила спутниковая - для спасения кораблей применяется новая глобальная морская система связи при бедствии.
Сергей Михайлов, директор Института радио и телевидения Одесской Национальной академии связи:
- Сигнал о бедствии сразу слышен спутникам - он при этом предается на СКС - спасательно-координационный центр, а тот уже переадресует тот сигнал тем спасателям профессиональным, которые находятся поблизости от терпящего бедствие судна.
Но старые моряки забывать сигнал не советуют - этот писк пробивает любые помехи.
Аким Галимов, Андрей Анастасов, Сергей Коваль, "Подробности", телеканал "Интер".
Вот ссылка на первоисточник
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить |
|
Дата: 04 Ноя 2008 15:03:57
#
SOS = Save Our Souls. - выдумка чистой воды : расшифровку подобрали под абривиатуру и намного позже появления самого сигнала.
|
|
Дата: 04 Ноя 2008 15:07:49
#
MultyLock - я смотрел.но только из полтора часовой съёмки - минута репортажа :(. А легенда ,упомянутая вами, уже как .......лет по земле гуляет.Уж больно жуткая и таинственная катастрофа была......
|
|
Дата: 04 Ноя 2008 15:16:25
#
CQD (come quick, danger). Ошибка в статье.
Тогда опрератор мог перепутать с CQ DX и не ответить из вежливости.
Конечно ошибка, вот и в статье доказательство:
По прошествии четырех лет в Берлине состоялась вторая радиотелеграфная конференция, на которой было предложено утвердить код SQD «Маркони», что вызвало серьезные возражения. Первые две буквы совпадали с кодом общего радиотелеграфного вызова, железнодорожной и телеграфной связи.
А вообще, жаль, что такой всем понятный сигнал умер. Что теперь передавать азбукой Морзе? GMDSS? Ну в микрофон мэйдэй кричать - это понятно, но Морзе дальнобойней. И где почитать о правилах подачи аварийных сигналов и сигналов бедствия?
|
|
Дата: 04 Ноя 2008 16:08:08 · Поправил: Антиквар (04 Ноя 2008 16:20:14)
#
Поскольку речь идет о телах, а не душах, такой призыв о помощи можно было бы отправлять разве что в Ватикан. К тому же такая расшифровка подразумевает единую - чего на Земле нет, и никогда не было - теологическую систему. У буддистов, скажем, понятие «души» вовсе отсутствует. Между тем сигнал SOS понятен абсолютно всем.
Ну, это какие-то придирки. Материалисты тоже употребляют слово "душа", подразумевая под ним человеческую личность, сознание, разум. Более того, они и слово "дух" употребляют, и даже считают себя духовными людьми :-)
|
|
Дата: 04 Ноя 2008 16:12:02
#
Но, увы, на другом корабле, проплывавшем в зоне действия сигнала, радист в тот момент отлучился.
Интересно, что потом стало с этим радистом... Если осознать, что из-за того, что ты тогда вышел "покурить", погибло столько людей, легко наложить на себя руки
|
|
Дата: 04 Ноя 2008 16:44:56 · Поправил: CheshireCat (04 Ноя 2008 16:45:43)
#
Когда произошла катастрофа «Титаника», телеграфист корабля начал посылать код «Маркони» - SQD , но на него откликнулось очень мало кораблей. Но когда через некоторое время телеграфисты «Титаника» послали SOS , откликнулось очень много кораблей и они начали приходить на помощь к тонущему «Титанику».
Скорее всего это приукрашивание. На первый сигнал с Титаника CQD MGY, переданный шесть раз в 0:15, через 35 минут после столкновения, откликнулось много судов. Примерно через 30 минут, приблизительно в 0:40 младший радист Брайд предложил послать SOS, что мало повлияло на исход катастрофы. Радист "Карпатии" Гарольд Томас Коттэм практически сразу принял сигнал бедствия.
Но, увы, на другом корабле, проплывавшем в зоне действия сигнала, радист в тот момент отлучился
Что-то не припоминаю такого факта. Вот то, что Коттэм уже хотел выключить радиостанцию незадолго до сигналов с Титаника - имело место быть.
Интересно, что потом стало с этим радистом... Если осознать, что из-за того, что ты тогда вышел "покурить", погибло столько людей, легко наложить на себя руки
Существует такой исторический факт: с "Титаника" передали неправильные координаты, и искали его сначала не там. "Карпатия" случайно оказалась первой на месте крушения. Так что еще не факт, что из-за "покурить" много народу утонуло.
|
Реклама Google |
|