В субботу (23.05.09) вернулся из Турции рейсом 9118 (Анталия-Внуково). Время вылета 11:15 (12:15 по Москве). Самолёт Ил-86, бортовой номер 86109.
С собой был GPS, по этому наши передвижения, высоту и скорость и фиксировал. Одно обидно, запись трека не вёл...
Итак, взлёт прошёл успешно и после совершения разворота над морем взяли прямой курс на Москву. Скорость 920, высота 10600.
Прошли Турцию, Чёрное море, вошли в Крым, захватили край Озовского моря (с высоты коса, азделяющая Сиваш и Озов выглядит просто изумительно завораживающе!). В общем всё по плану, всё штатно, все поели...
Как только прошли Крым, началась сплошная облачность и в иллюминатор разглядеть землю стало просто невозможно.
В районе Днепропетровска (точнее Павлограда) началась болтанка. Загорелось табло пристегнуть ремни и командир объявил по громкой связи, что мы входим в зону турбулентности. В общем-то трясло не сильно, примерно как на автобусе на скорости около сотни по дороге средней убитости. Стюардесса разносит пакетики...
При этом по показаниям GPS, мы заняли эшелон в 11500, добавили скорость до 980 и ушли правее, т.е. немного восточнее.
С этого момента в общем-то ничего не менялось, благополучно прошли Воронеж, правда так и сидели на ремнях.
В районе Орла начали снижение, проваливаясь шагами примерно метров по 700.
В районе Тулы заняли 1200 и продолжили снижение. Серпухов и Чехов проходили уже на 700...
На этой высоте сделали разворот в районе МКАД и ушли обратно через Наро-Фоминск на Малоярославец, далее на Серпухов и со снижением на Внуково.
Тут сделаю небольшое отступление, на GPS отображена абсолютная высота над уровнем моря, а в районе Внуково средняя высота 200 метров. Т.е. от моих цифр следует отнимать 200 метров высоты, что бы понимать истинную высоту.
Выпускаем шасси, начинается жуткий гул от сопротивления воздуха о них. Скорость примерно 350-320, в иллюминаторах сумеречный туман. Высота 400 (фактически 200), снижаемся. Понимаю, что садимся по приборам... Ниже, ниже... Уже жду землю в иллюминатор, на GPS не смотрю...
И тут замечаю, что рули на крыле задраны ну наверно максимально... Понимаю, что при этом самолёт долже вообще-то поворачивать, но судя по ощущениям и прибору мы идём идеально ровно! Практически с моментом осознания этого слышу включение "форсажа" и звук работы электромоторов, приводящих в движение гидравлику шасси. В общем шасси были убрани и мы начали подъём на 680 (фактически 480).
На этой высоте облака были над нами и под нами и видимо по этому был выбран этот эшелон...
В общем заходим на вторую попытку... Честно говоря было немного стрёмно и на GPS я уже не особо обращал внимание - смотрел в иллюминатор.
Выпускаем шасси, привычный рёв, закрылки на гашение скорости, рули постоянно шевелятся... Пытаюсь опять разглядеть в иллюминаторе землю и снова безуспешно...
Скорость опускается уже до 300-320, высота... Не до неё мне - я не пилот, мне страшно! Опять рёв турбин, опять Илюшка задирает нос и убирает шасси... Заваливаемся на левый борт, понимаю, что начинаем очередной разворот, но посмотреть на GPS некогда, пытаюсь понять где земля. Страшно? Да, страшно так, что просто впадаешь в ступор и начинаешь молиться за наших пилотов, которые должны быть самыми лучшими на свете, потому как только от них зависит сейчас жизнь трёхсот человек на борту, жизнь той худенькой стюардессы с чёрными волосами, которая бегает по салону, разнося пакеты, да и их жизнь в конце концов...
Сейчас я уже понимаю, как это трудно ему (нашему Илюшке и нашим пилотам) это было...
И тут резко пропадает облачность и я вижу... МКАД, мы идём ровно над ним! Кидаю взгляд на прибор... Высота 270! Фактически 70!, т.е. высота 25-ти этажки! Вижу машины, вижу стеклянный пешеходный переход над МКАДом, могу различить людей на автобусной остановке...
И тут всё скрывается в тумане... Мы снова набираем высоту и уходим в сторону Наро-Фоминска.
В салоне начинается паника... Кричат дети, пакеты пригодились многим... По салону расспространяется тошнотворный запах и звуки вроты... Блин, меня не укачивает совершенно в любом месте (ну по крайней мере пока), но тут от происходящего и мне стало муторно...
Как только стабилизировались и набрали 1200 (1000 фактически), командир корабля объявляет в громкоговоритель, что погодные условия прямо у земли не позволяют совершить посадку по метеоусловиям, а конкретно в связи с сильным порывистым боковым ветром. В общем нам предстоит кружить до наступления сносных метеоусловий.
Честно говоря это помогло и паника прекратилась, только дети плакали, но взрослые уже овладели собой и пытались их успокоить.
Уходим на большой круг, разворот над тульской областью и обратно на Москву, скорость 470, высота 670 по GPS. В какой-то момент мне даже показалось, что мы идём на Домодедово, но нет - опять на Внуково.
Начинаем снижение, слышу уже в третий раз выпуск шасси и мы проваливаемся в плотный тёмный туман...
Страшно, а вдруг опять не получится?!
Но получилось! Я вижу землю, облака ушли вверх... Высота (фактическая) 200-150-120-100-80-60-40-20-10-5... Касание! Есть, мы на земле!!!
Рёв аплодисментов, сначало неуверренный, потом наростающий...
Скорость 245 и снижается, переднее шасси коснулось... 220... Включаем реверс...
160... Всё, теперь я понимаю, что точно всё в полном порядке на скорости 140 начинаю хлопать сам. На сотне всё стихает...
Тороможение... Скорость практически нулевая... И снова рёв аплодисментов...
Уже на рулёжке при уходе с полосы замечаю, как следом за нами садится маленьких (VIP какой-то) самолёт, который раскачивает очень даже прилично. Но и с ним всё в порядке слава Богу...
Сели, докатились.
На связь выходит командир корабля, который сообщает, что мы благополучно приземлились в аэропорту Внуково со второго захода. Я вслух замечаю, что вообще-то с третьего раза и с четвёртого круга. Стоящая радом стюардесса услышала и улыбнулась. Она была бледная от страха как мне показалось (хотя кроме этого ничего в ней страха не выдавало) и дико уставшая, но она действительно широко и искренне улыбалась...
Командир корабля говорил... Говорил и запинался, говорил с огромным облегчением, как буд-то с него сняли несколько будов груза после получасовой пробежки... Ну а если честно и откровенно, то как буд-то человек, который успелтаки до туалета при диареи. =)
После того, как мы сели, я включил мобильник и позвонил отцу, который припарковался на машине возле аэропорта. Как оказалось он ждал нас на улице и наблюдал посадку. Я выяснил, что до нас не садился ни один самолёт на протяжении минут 30-ти - 40-ка, а за нами сели сразу 3.
Как я уже писал выше, всё это случилось 23 мая 2009 года. Первая попытка сесть была предпринята в 14:45 (+-5 минут), сели мы в 15:33.
Вот такая вот история. Может немного субъёктивная, но это именно так, как я запомнил...
Имя командира корабля Эдуард, фамилию не запомнил...
Вообще поведение всего экипажа я могу оценить на 10 по 10-ти бальной шкале, тем более летал с этим экипажем и на этом же самолёте дважды. Стюардесса даже не садилась, а носилась по салону и успокаивала пассажиров, пилоты... Ну тут мне сложно судить из-за дилетанства, но мо мнение - молодцы!!!
Спасибо им огромное!
Интересно, а кто нибудь слушал в это время подход и если ДА, что что-же происходило в эфире?
Да, совсем забыл про диспетчеров! В таком плотном сгущёном молоке именно они разводили борты, накопившиеся в небе за эти 40 минут!
=)))
Живы будем - не помрём!
В последние моменты до посадки схватил фотоаппарат и начал снимать...