В июле в отпуске удалось вырваться на наше балтийское побережье. С планами в свободное время немного помониторить там авиадиапазон взял с собой старенький и слегка раздолбанный, но все еще живой Tecsun R-828T, перетянутый на авиачастоты. В то время, когда у меня еще не было сканера, он являлся прекрасным помощником для радиомониторинга воздушного пространства, т.к. обладал высокой чувствительностью и шумоподавлением.
В наблюдении за небом также помогал Flightradar24 на телефоне, а запиывал все на диктофон:
Сразу отмечу весьма благоприятные условия для мониторинга эфира: номер с балконом на 8-ом этаже гостиницы с частичным видом на море. До аэропорта Храброво - около 10 км. Никаких дополнительных антенн с собой не брал, прием велся на родной встроенный телескоп мыльницы.
Покрутив колесико УКВ диапазона, сразу же наткнулся на АТИС местного аэропорта. Практически все время моего пребывания там для захода бортов использовалась ILS. Лишь один раз заметил, что переключили на VOR-DME. Именно этот немного экзотический вариант захода решил записать. Передача идет на двух, рядом расположенных частотах: 122.050 - на русском, 122.475 - на английском. Собрал их в одном файлике:
АТИС аэропорта Калининград-Храброво
В один из вечеров при "сканировании", если так можно назвать кручение колесика настройки частоты, пробивалась очень слабая передача на английском языке, похожая на АТИС. Найдя наилучшее расположение антенны, станция стала более-менее разборчива. Проблема была с ее идентификацией, позывной сразу сложно было понять. Посмотрев в инете близлежащие аэропорты с номерами ВПП, выяснилось, что это был литовский аэропорт Паланга (EYPA). Частота - 127.8.
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/palanga-atis.mp3
Вообще, был крайне удивлен возможностью приема наземной станции ATIS с таким как у меня оборудованием (штырек антенны - 40 см) на удалении около 120 км. Вероятно, здесь благоприятствовал рельеф местности, т.к. Паланга находится на побережье, получается прямая видимость по водной поверхности (зеленый кружок на карте ниже). Ну и скорее всего, в этот день было какое-то особенное прохождение на УКВ, т.к. в последующие дни попытки услышать ее снова не удались.
Основной радиообмен для транзитных бортов идет на частоте "Контроля" 123.7. Эфир достаточно оживленный, хотя после МВЗ не кажется особо активным. Изюминкой является уникальное расположение калиниградского сектора, окруженного со всех сторон сразу тремя иностранными зонами ответственности: Литвы, Польши и Швеции:
Из того, что услышал, наши диспетчера отправляли борты на: Vilnius-Control 133.3, 132.275, Warszawa-Control 129.075, Sweden-Control 128.055 и 124.150 (немного непривычные для средней полосы России авиачастоты в плане количества цифр после запятой :)
Двухминутная запись стандартного радиообмена на "Контроле". Приятно было услышать (летчикам, уверен, тоже) женский голос:
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/umkk-control_123.7.mp3
Транзитные борты, следовавшие на более низких эшелонах, а также те, что прилетали/улетали в Храброво, работали с сектором "Подхода" на 126.0. Частоты "Круга" там нет, так что на "Подходе" экипаж получает все указания по выполнению захода на посадку, после чего передается "Вышке".
Шедшие в Польшу винтовые транзитные самолетики (в основном латышские SAABы) диспетчер нашего сектора передавал на частоту "Gdansk-Approach" 127.275.
Работа "Подхода":
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/umkk-approach_126.0.mp3
Диспетчер "Вышки", совмещающий "Старт", "Посадку" и "Руление", работает на частоте 127.2. У меня ее по зеркалке большую часть времени забивал сигнал какой-то "цифры", поэтому записал немного:
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/umkk-tower_127.2.mp3
Настраивая приемник, случайно наткнулся на частоту "Транзита". Если верить АИПу - 131.7:
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/umkk-transit_131.7.mp3
Из интересного, один раз диспетчер "Контроля" не мог достучаться до борта DAF 5510 и прибег к помощи другого самолетика, чтобы через него передать информацию:
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/daf_5510.mp3
Проблемы со связью периодически имели место. Здесь, например, с рейсом KLM 903:
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/klm_903.mp3
На "Подходе" засветился снижающийся борт с позывным 63182, который далее передали "Глинозему". Визуально наблюдал пролет маленькой Тушки (Ту-134). Но у них, насколько я помню, регистрационные начинаются с 65...
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/63182.mp3
С собой еще притаранил вечный Degen. На средних волнах хорошо принимались привода Храброво. ДПРМ - 840 кГц, чуть слабее БПРМ -410 кГц:
Дальний привод:
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/kr_840.mp3
Ближний привод:
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/k_410.mp3
На 117.05 вещает калинингадский ВОР с позывным KRD. Любопытно, что при его записи (напоминаю, прием на УКВ велся на перетянутую мыльницу) прослушивалась еще одна морзянка, правда намного слабее - LEP. Судя по схемам, это ВОР Лиепая, работающий на соседней с калининградским "коллегой" частоте 116.95. Он еще дальше упоминавшейся Паланги от меня, что тоже было весьма неожиданным услышать (на схеме в верху поста обведен синим кружком):
http://www.radioscanner.ru/uploader/2014/krd_117.05_lep_116.9.mp3
Еще немного фоток.
"Аэрофлотик" на стоянке в Храброво:
За ним - "Тушка" с надписью "Тренажер":
Этот пассажир летел с нами "зайцем", но это - большой секрет :))