Это мое первое сообщение на форумах "Радиосканнера". В основном я размещаю свои темы на форуме "История радиосвязи" сайта QRZ.RU и еще на 3-4 форумах в расчете на то, что контингент посетителей везде немного разный, и хорошие мысли высказываются не обязательно только на QRZ.RU.
Где именно на данном сайте следует размещать сообщения по военно-исторической тематике, я не знаю, так что помещаю свою тему в Главный раздел. Прошу не судить строго...
В середине марта в Радиомузее РКК появился новый любопытный экспонат ---
пеленгационный приемник из комплекта радиополукомпаса РПК-2. Он был снят с пикирующего бомбардировщика Пе-2, подбитого немцами в 1942 году на Волховском фронте и приземлившегося на заболоченную лесную поляну. В болоте самолет пролежал около 60 лет, и к моменту, когда до него добрались "копатели", был наполовину растащен местными жителями.
Но приемник радиополукомпаса, который обычно располагался под сиденьем пилота, уцелел и был извлечен из воды в 2001 году:
На его шильдике, по виду типичном для московского завода No.203 имени Орджоникидзе, указан год выпуска "1941":
До сих пор я как-то не интересовался аэронавигационной радиоаппаратурой, хотя и знал, что на заводе No.203 радиополукомпасы стали выпускать еще до войны. Но в данном случае аппарат попался из 1941 года, так что грех было не взглянуть на него повнимательнее.
А посмотреть, как оказалось, было на что. При всей внешней непрезентабельности (ни шкал настройки, ни ручек, одни только кабельные разъемы), внутри это был просто красавец. Я бы даже сказал, что этот самый РПК-2 был вершиной конструкторской мысли завода No.203 того времени. Вот как он выглядит изнутри:
В нем 14 радиоламп, 11 коробочек контуров "а-ля 6Н-1" и плотный монтаж американского типа. Думаю, советские конструкторы многое переняли у американских радиополукомпасов фирм "Бендикс" и "Фэйрчайлд", вот только найти конкретный американский прототип мне пока что не удалось...
Радиополукомпас MN-26 фирмы "Бендикс", который поставлялся в СССР по Ленд-лизу, сам появился только в 1940 году, так что не мог служить прототипом нашего РПК-2. То же относится и к приемникам ВС-433 из комплектов SCR-269 (их было 4 разновидности), которые мы получали по Ленд-лизу. Так что если кто-то сможет уточнить, что послужило прототипом нашего РПК-2, буду признателен...
Чтобы достойно показать этого красавца, мы перестроили экспозицию в ячейке по соседству с 13-Р. Там раньше (а на музейном сайте еще и сегодня) располагались три экспоната, передатчик 71-ТК-1 и приемники УС и УС-4С, а на заднем плане были выставлены ордена и медали времен ВОВ:
Теперь в этой ячейке не три, а пять экспонатов. Кроме РПК-2, который занимает центральное место, справа будет показана УКВ радиостанция РБС (она же 4-Р). Оба новых экспоната находятся в стадии реставрации, но в первую очередь будет очищен от грязи и копоти именно РПК-2:
На заднике ячейки мы показали изображения тех выносных пультов, при помощи которых штурман (а может быть, и пилот) мог перестраивать приемник РПК-2 по частоте, а также вращать выносную рамочную антенну пеленгатора, ориентируясь на минимум принимаемого сигнала:
Это ручное вращение рамочной антенны как раз и послужило причиной столь странного названия "радиополукомпас". Здесь не имеется в виду, что у него только половина магнитной стрелки, и т.п. Речь идет о "полуавтоматическом" режиме работы, когда направление на радиомаяк или вещательную радиостанцию штурман определяет вручную и передает координаты пилоту.
Очень хотелось бы найти реальные образцы таких выносных пультов, чтобы укрепить их позади нашего РПК-2. Если у кого-то что-то такое завалялось, сообщите, пожалуйста...