В майском номере журнала "Радио" появился мой материал "
Воскрешение исторической памяти (о Радиомузее РКК от первого лица)".
Статью можно прочесть на сайте журнала "Радио". Правда, там сначала идет текст на двух полосах, и лишь затем фотография 2-й страницы обложки, хотя в журнале эта фотография идет первой по порядку:
Со времени подачи этого материала в ячейках, фотографии которых приведены в тексте статьи, произошли кое-какие изменения. Так, Виктор Мальцев (RU3AL), известный также под ником QTH, справедливо отметил, что у нас показана не радиостанция РБС (она же 4-Р), а ее артиллерийский вариант РБС-А (4-РА).
Доказательством послужила 5-контактная колодка питания, где пятый контакт служит для подачи напряжения +200 В, что было характерно именно для артиллерийского варианта РБС-А:
У самого RU3AL сейчас на реставрации исходный вариант РБС (4-Р) с четырьмя контактами на разъеме питания:
Надеюсь, что вскоре Виктор пополнит фотографиями РБС свою страничку на сайте Радиомузея РКК, которую уже сегодня можно увидеть
в разделе "Коллекции друзей".
Ну, а ячейка нашей "советской" витрины, где выставлена РБС-А, сейчас выглядит так:
Во второй половине месяца из печати должен выйти майский номер "
Военно-исторического журнала", где Радиомузею РКК будет посвящен разворот, состоящий из 2-й страницы обложки и первой страницы самого журнала:
В июньский номер того же Военно-исторического журнала мы подали материал "
Радиосредства Красной Армии в первый год войны", который они намерены опубликовать на таком же развороте в самом начале журнала. Наш макет этого материала выглядит так:
Что касается журнала "Радио", то в июньском номере под рубрикой
"К 70-летию начала Великой Отечественной..." должна появиться первая часть моей статьи "
Московский радиозавод в годы войны". Она посвящена предприятию, которое с дореволюционных времен находится по одному и тому же московскому адресу, на Большой Татарской улице, что неподалеку от Павелецкого вокзала.
Сейчас оно называется ОАО "Московский радиозавод ТЕМП", а до войны самыми известными из названий этого завода были "Мосэлектрик" и "Завод имени Серго Орджоникидзе". За годы войны по Большой Татарской числились и завод No.203 имени Орджоникидзе, подчинявшийся Наркомату электропромышленности (НКЭП), и завод No.631 НКЭП, и завод No.2 НКО (Наркомата обороны), и, наконец, завод No.528 НКЭП.
Любопытно, что в коллекции Радиомузея РКК есть экспонаты, выпущенные на каждом из этих четырех радиозаводов. Отсюда и мой интерес к истории этого предприятия.
Статья в июньском номере "Радио" освещает временной промежуток от 1926-го и до конца 1941 года, т.е. от выпуска "Мосэлектриком" первой радиопродукции до эвакуации завода No.203 в Сарапул и обмена номерами, когда оставшееся в Москве производство было названо заводом No.631.
Вторая часть этого материала начнется с рассказа о 1942 годе, который был одинаково труден и для московского, и для сарапульского радиозаводов. Выйдет ли эта вторая часть уже в июльском номере "Радио", либо позже, сегодня с уверенностью сказать нельзя. Но я буду стараться закончить эту работу как можно скорее...
С журналом "Радио" мы договорились и о том, что в качестве третьей части материала по военной истории Московского радиозавода будет опубликована статья под условным названием "
История УКВ ЧМ радиостанций А-7. Новый взгляд". Ведь первые А-7, а за ними и А-7-А, и А-7-Б создавались именно там, на Большой Татарской улице.
При подготовке материала про А-7 я обязательно использую результаты той дискуссии, что мы вели на радиолюбительских форумах в августе-октябре прошлого года. С тех пор у меня появилось несколько любопытных архивных материалов, которые в форумных дискуссиях не упоминались. Так что надеюсь, рассказ про А-7 получится достаточно интересным...
Поздравляю всех с нашим праздником - Днём Радио !!