|
Дата: 20 Июл 2011 01:29:54
#
Вот Интернет издание "Туринфо" опубликовало интервью с Председателем Совета Директоров группы компаний "Инфофлот" и Генеральным директором судоходной компании "Инфофлот", неформальным лидером Портала и Форума "Инфофлот" и моим хорошим знакомым (раньше мы были друзьями) Александром Сосниным:
Новости речного флота и Круизные новости в России и в мире
Глава «Инфофлот» Александр Соснин: Внешний вид судна многое говорит о его техническом состоянии
Обновлено 19-07-2011 18:48
Интервью А.С.Соснина (Туринфо)
После крушения «Булгарии» круизная отрасль в России оказалась в непростой ситуации: падение спроса с одной стороны, давление властей – с другой. Удастся ли реабилитировать речные путешествия в глазах туристов?
Какие гарантии судоходные компании могут дать пассажирам? Что необходимо предпринять, чтобы подобные трагедии не повторились в будущем? На эти вопросы корреспонденту «Туринфо» ответил председатель совета директоров компании «Инфофлот» Александр Соснин.
Александр Сергеевич, инцидент с «Булгарией» показал, что в России судно может выйти в плавание без лицензии, без ремонта, без профессиональной команды, с перегрузом, и ни на каком этапе его не остановят. В отрасли царит анархия?
Случай с «Булгарией» даже нетипичным нельзя назвать, это дикий случай. Не понятно, как такое могло произойти. Еще нет окончательных результатов расследования, но, в общем-то, и мы, и судоводители склоняемся к тому, что причиной катастрофы стали не столько технических неисправности, сколько стечение обстоятельств – ветер, волна, сильный крен при маневре и ошибка экипажа, который вовремя не задраил иллюминаторы. Хотя, маловероятно, что из-за воды, попавшей через иллюминаторы, судно могло так быстро опрокинуться.
За несколько дней до трагедии на речных форумах появились сообщения пассажиров о плачевном состоянии судна – о том, что оно делает сильный крен, о том, что двигатель не работает. Почему же теплоход снова вышел в плавание? Разве его не должны были проверить перед очередным рейсом?
Изначально судно перед выходом проверяется рядом инспекций, за техническим состоянием должен следить Российский речной регистр. Инспектор, принимавший «Булгарию», сейчас арестован, и следствие как раз выясняет, почему он позволил судну выйти в рейс. Но вполне возможно, что на момент приемки инспектором речного регистра неисправностей не было выявлено. В рамках же эксплуатации судна за него уже отвечает капитан. Именно он должен был бить тревогу и отказываться идти в рейс, если видел, что судно неисправно. Но пока опять же неизвестно, что было причиной аварии.
Так что же, проверяющие службы смотрят на недочеты сквозь пальцы?
Нет. Помимо речного регистра нас проверяют и санитарная служба, и судоходная инспекция, и иногда милиция. Раз в две недели проверяют в порту, на маршруте также могут проверить. Мы никогда не сталкивались с тем, чтобы у нас не было каких-то документов, а нам позволяли идти дальше. Большинство судовладельцев старается, чтобы все документы были готовы еще до начала навигации. Если за две недели до выхода парохода у нас еще нет копии судовой лицензии, для нас это ЧП, мы начинаем ускорять процесс. Выйти в рейс без нее или без санитарного свидетельства – это, еще раз повторю, дикость.
Снизился ли спрос на круизные путешествия после случившегося?
Возврата путевок у нас нет, но спрос действительно упал примерно на четверть. Мы, честно говоря, ожидали худшего. Отказываются от круизов в основном те туристы, которые еще ни разу не плавали и только прикидывали, что им выбрать в этом году – Турцию, Черное море или путешествие по Волге. Их катастрофа действительно отпугнула. А те, кто плавал часто, готовы плыть и в этом году. И нам кажется, что в последние дни ситуация со спросом начала выправляться.
Туристы стали более требовательно подходить к приобретению тура?
Однозначно. Покупая тур, стали спрашивать документы – лицензию на право перевозки пассажиров, другие судовые документы. Но больше всего интересуются спасательным оборудованием, расположением противопожарных дверей. Во время проведения инструктажа по безопасности, в который входит надевание спасательных жилетов, на одном из теплоходов туристы спросили, можно ли им поплавать в спасательных жилетах. В том рейсе у нас была так называемая зеленая стоянка «Сосенки», и желающие – их было двое – имели возможность поплавать в жилетах в Волге.
В Москве, в Петербурге и в других городах перед выходом в рейс мы проводим демонстрацию судна, рассказываем-показываем, где что находится, как что работает. Туристы приходят, интересуются. Раньше, не думаю, что они стали бы тратить на это время.
А как обстоят дела с иностранцами, которые любят плавать по нашим рекам?
Иностранцы сначала совсем не испугались, никакого падения спроса не было. Но сейчас МИД Великобритании выпустил предупреждение для туристов об опасности путешествия по российским рекам. Пока не понятно, как это повлияет на спрос. Хотя это перестраховка, конечно, потому что «Булгария» и те суда, которые перевозят этих самых англичан, да и не только англичан, но и россиян – эти суда совершенно разного класса и состояния. Иностранцы перестраховываются, и их можно понять, но это, наверное, не очень оправданно.
Будут ли круизные компании снижать цены для привлечения клиентов?
Пока цены остаются на прежнем уровне, и будет плохо, если их начнут снижать. Представьте себе, с одной стороны, сейчас мы должны будем серьезно увеличить затраты на безопасность, с другой стороны - спрос падает, а тут еще и цены снизятся. Какие-то компании могут не пережить такого.
Стоит ли на время или навсегда снять с эксплуатации «братьев» «Булгарии» – теплоходы «Петр Алабин», «Михаил Лермонтов» и «Композитор Глазунов»?
Сложный вопрос. Головное судно этого типа было построено аж в 1952 году. Скоро уже 60 лет как они эксплуатируются, и до «Булгарии» не было ни одного случая, чтобы произошла потеря остойчивости какого-то из этих судов. Если через 60 лет это все-таки случилось, то я не думаю, что это повод для полной остановки. Другое дело, что надо проверить состояние судов.
Насколько я знаю, енисейский «Лермонтов» находится в очень хорошей форме. Насчет «Композитора Глазунова» не могу сказать уверенно – в прошлом с ним работал тот же арендатор, что и с «Булгарией», а до этого судно находилось на длительном отстое. Проверка ему не помешает. Что касается «Алабина», то, насколько я знаю, это достаточно ухоженное самарское судно, и мне, честно говоря, даже жалко его владельцев, которым до сих пор не дают разрешения на выход с пассажирами.
Мы все это время говорим про Волгу, а как отразилось крушение «Булгарии» на круизах по другим российским рекам?
Если говорить о Сибири, то там очень мало речных круизов, и спроса, в общем-то, и раньше почти не было. Скажем, по Енисею и Лене выполняется 3-4 круиза в год. По Оби и Иртышу еще меньше.
Насколько опасны речные путешествия? Как часто здесь случаются аварии, ЧП?
Последняя катастрофа, в которой погибли люди, произошла в 1983 году, когда теплоход «Александр Суворов» на полном ходу врезался в мост. После этого бывали инциденты, например, когда корабли садились на мель, но они обходились без жертв. Часто пассажиры даже не догадываются о том, что у судна были неприятности. Речной флот – достаточно безопасный вид транспорта.
После крушения «Булгарии» многие заговорили о том, что нашему флоту требуется обновление, но осуществить его невозможно. Что Вы думаете по этому поводу?
Обновление, конечно, требуется, хотя это и не связано напрямую с безопасностью. К примеру, на речных маршрутах Европы или Египта используются суда, которые были построены еще в 19 веке, но это не значит, что они устаревшие или опасные. За время эксплуатации у корабля постепенно меняют запчасти, механизмы, ставят более совершенные. Есть теплоходы, которые за время эксплуатации обновились на 100%. Поэтому, в принципе, судно может служить вечно.
Однако я хотел бы, чтобы флот обновился. Дело в том, что новые суда строятся с учетом современных требований – они более комфортны для пассажиров, более экономичны в плане расхода топлива, более удобны для работы команды. Старые суда более затратны, для их обслуживания требуется очень большая команда, кроме того они нуждаются в постоянном усовершенствовании. Например, на «Александре Бенуа» когда-то были очень маленькие каюты и огромный грузовой отсек. Сейчас, напротив, нужны большие каюты, а грузовой отсек не нужен вовсе. Пришлось все переделывать.
Что же мешает обновить флот?
Строительство одного судна обходится в 500-800 млн. рублей, а круизный бизнес, как я уже говорил, низкорентабельный. Банки предлагают кредиты под 12-13% годовых сроком на пять-семь лет. Для сравнения - на западе кредит на строительство теплохода выдается под 4-5% и на 15 лет. За этот период строительство теплохода возможно окупить.
Сейчас заговорили о господдержке, а я думаю, что отрасли не нужна господдержка как таковая, было бы гораздо лучше, если бы государство дало банкам гарантию под подобные кредиты.
И последний вопрос. Александр Сергеевич, Вы можете дать совет туристам, что они должны увидеть на корабле, чтобы понять, что ни в коем случае нельзя на нем плыть?
Не всегда, конечно, но, как правило, есть связь между внешним видом судна и его техническим состоянием. «Булгария» выглядела очень непрезентабельно, пассажирские помещения были крайне запущенными, это было видно даже непрофессионалу. Такие факторы указывают на недобросовестность оператора. Если он не считает нужным привести каюту в порядок, то он вполне может «забыть» починить двигатель.
Так что становится очевидным, что катастрофа "Булгарии" это не только не системный сбой речного транспорта и круизной отрасли, а случай из ряда вон выходящий, но наделавший много шума и ставший резонансным не только для России, но и зарубежья.
|