Автор |
Сообщение |
|
Дата: 06 Сен 2011 23:10:41
#
Размышляю об улучшении УКВ связи из авто путем стекирования антенн. К сожалению вертикальный стек не рассматривается по объективным причинам )), а вот горизонтальный вроде как используется, неспроста же доморощенные тюнингеры стали украшать тонированные лайбы парными муляжами фаллоимитаторов)))
Для простоты рассмотрим банальную четвертушку, которая имеет сопротивление 50 Ом.
Всем известно, что стек из двух штыревых антенн добавляет +3дБ придавая диаграмме излучения небольшую направленность, что в случае применения в автомобиле скорее плюс, так как обычно корреспонденты находятся или впереди или сзади.
Общепринятым оптимумом межстекового расстояния является длинна волны, наименьшим допустимым 1/4 волны. Т.е. стандартной автомобильной крыши с запасом хватает для стека на UHF и приемлемо для VHF. (Стеки для CB остаются уделом грузовиков с расстоянием как раз 2,5метра между зеркалами :))
Конструктивно согласование антенн проще всего выполнить четвертьволновыми кусками кабеля 75 Ом от антенн до кабеля 50 Ом, идущему к трансиверу. В таком случае расстояние между антеннами ограничивается 1/2 волны (не предел мечтаний, но для 144 мГц почти предел возможностей по ширине крыши).
Интересует критика изложенных рассуждений, а также советы по следующим вопросам:
При использовании двухдиапазонных антенн согласующие трансформаторы из 75-омного кабеля, рассчитанные для VHF, на UHF имеют длину 3/4 волны. Будут ли они с такой длинной надлежаще исполнять свою функцию как трансформаторов на верхнем диапазоне ?
Как будут работать в таком стеке коллинеарные штыри типа COMET SB5, COMET CHL-250H
Использование антенн с сопротивлением 100 Ом и соответствующим кабелем позволит согласовывать стек простым соединением одинаковых отрезков кабеля. Есть ли штыри с таким сопротивлением?
Ну и самый главный вопрос: Стоит ли городить этот огород на крыше своего авто?
|
|
Дата: 06 Сен 2011 23:39:25
#
+3дБ
это всего лишь полл балла по шкале S-метра. Естественно на слух это никак не оценить.
Стоит ли городить огород с согласованием и тд- решать Вам.
Вот 5 элементов на автомобиле будет круто выглядеть!
Кстати, а что мешает применять не 1/4 излучатели, а один излучатель 5/8?
|
Реклама Google
|
|
|
Дата: 06 Сен 2011 23:48:21
#
что в случае применения в автомобиле скорее плюс, так как обычно корреспонденты находятся или впереди или сзади. - очень спорный момент.
|
|
Дата: 07 Сен 2011 00:02:39
#
DEN
+1
Стек 4х12 на 433 поворотный с элевацией, и все любители муляжей при виде этого будут себе делать харакирен.
С тем же успехом можно применять на ходу "змея" с коаксиальной колинеаркой в качестве верёвки.
Если серьезно - трёх-элементная яга даёт более достаточную прибавку, малая парусность, можно и в движении вращать, прикрутив её к релингу или багажнику.
|
|
Дата: 07 Сен 2011 07:33:25
#
DEN
Кстати, а что мешает применять не 1/4 излучатели, а один излучатель 5/8?
Никто не мешает, обсуждается принцип, а антенны можно (или нельзя?) применить любые типа COMET SB5, COMET CHL-250H
wspangolin
Вот 5 элементов на автомобиле будет круто выглядеть!
Стек 4х12 на 433 поворотный с элевацией, и все любители муляжей при виде этого будут себе делать харакирен
тем же успехом можно применять на ходу "змея" с коаксиальной колинеаркой в качестве верёвки
Ха-ха-ха, но рассматривается вариант который можно реализовать на практике. Любители муляжей приведены исключительно в качестве показателя того, что раз они ездят с муляжами-значит сначала где-то увидели настоящие антенные системы.
Если серьезно - трёх-элементная яга даёт более достаточную прибавку, малая парусность, можно и в движении вращать, прикрутив её к релингу или багажнику.
Если серьезно - то размышлял об Яги, реально могу представить себе двухэлементную с горизонтальной поляризацией, но не на своем авто :)
|
|
Дата: 07 Сен 2011 07:37:51 · Поправил: DEN (07 Сен 2011 07:39:13)
#
Если серьезно - то размышлял об Яги, реально могу представить себе двухэлементную с горизонтальной поляризацией, но не на своем авто :)
Смысла нет в 2х элементах. Начинать надо с 3х
Любители муляжей приведены исключительно в качестве показателя того, что раз они ездят с муляжами-значит сначала где-то увидели настоящие антенные системы.
Разве что друг у друга перенимают "настоящий" опыт или у таксистов- они любят тыкать антенны "чтоб красиво было".
|
|
Дата: 07 Сен 2011 09:13:58
#
Да, все совсем забыли, что можно сфазировать две четвертушки, чтобы получить не восьмёрку, а направленное излучение. http://dl2kq.de/ant/kniga/932.htm !!!
Только что делать с направленностью? Вращать машину? :) |
|
Дата: 07 Сен 2011 09:31:18
#
Конструктивно согласование антенн проще всего выполнить четвертьволновыми кусками кабеля 75 Ом от антенн до кабеля 50 Ом, идущему к трансиверу. В таком случае расстояние между антеннами ограничивается 1/2 волны (не предел мечтаний, но для 144 мГц почти предел возможностей по ширине крыши).
sssergey1
Согласовать импедансы проблем нет. Но есть проблема с пространственной селекцией. Адекватно стек из 2-х будет работать только в случае расположения источника сигнала симметрично относительно элементов такого стека. В случае с четырьмя не будет никак.
|
|
Дата: 07 Сен 2011 09:33:25
#
Только что делать с направленностью? Вращать машину? :)
Тогда уж нужно делать систему ЖПС позиционирования, чтоб при повороте автомобиля антенна сама на корреспондента поворачивалась! :)
|
|
Дата: 07 Сен 2011 11:49:13 · Поправил: sssergey1 (07 Сен 2011 18:12:22)
#
Dart
Поясните, почему не будет работать стек из четырех антенн? Другое дело что их разместить негде.
На счет повороток и GPSпозиционирования - ребята, ну давайте будем обсуждать то, что можно воплотить в жизнь!
Лично я считаю что направленностью в данном случае можно пренебречь, тем более что она минимальна и идет скорее во благо.
|
|
Дата: 07 Сен 2011 11:55:44
#
sssergey1
То что нам кажется бредом, для буржуа уже реализовано: спутниковые антенны с 3D слежением для яхт и автомобилей - скорость поворота/слежения: 60 градусов в секунду.
Поворотка вместе с антенной находится под защитным колпаком. Удобно, что маленькие размеры на 12ГГц. |
|
Дата: 07 Сен 2011 11:58:11 · Поправил: Dart (07 Сен 2011 11:59:17)
#
Dart
Поясните_почему не будет работать стек из четырех антенн? Другое дело что их разместить негде
sssergey1
Приходя с произвольного направления сигнал в каждой из антенн стека будет иметь фазовую задержку соответствующую физ. удалённости каждого элемента от источника. Суммируя произвольные фазы одного сигнала наивно надеятся на увеличения общего усиления пропорционально количеству рез. элементов такого стека. В особых случаях можно ожидать и взаимоподавления.
|
|
Дата: 07 Сен 2011 12:10:28
#
Насчет здравого смысла - не вижу необходимости делать стек. На УКВ, дальность связи больше зависит от прямой видимости, чем от количества "рог" на крыше автомобиля)).
|
|
Дата: 07 Сен 2011 17:58:58
#
Dart
Если я правильно понял, то что вы пытаетесь мне объяснить научным языком, просто и доступно отражает диаграмма направленности, показывающая что с некоторых направлений прием будет хуже чем при круговой диаграмме одиночного штыря. А стек из 4 антенн приведет к более узкой диаграмме, но это обсуждать не будем, так как четыре антенны поперк автомобиля не поставишь. А диаграмма направленности стека из двух антенн имеет вполне достаточную ширину для комфортного использования.
|
|
Дата: 07 Сен 2011 18:11:44
#
CodeGrinder
На УКВ, дальность связи больше зависит от прямой видимости, чем от количества "рог" на крыше автомобиля
Полностью с Вами согласен, но на Ваш взгляд: в условиях отсутствия прямой видимости из-за, например, колонны грузовиков,когда связь есть, но уже начинает ухудшаться, будет ли заметный невооруженным глазом эффект от стека или это все мертвому припарки?
|
|
Дата: 07 Сен 2011 18:35:25
#
будет ли заметный невооруженным глазом эффект от стека или это все мертвому припарки?
применяя 2 элемента- мертвому припарки, с тремя будет чуть лучше.
|
|
Дата: 07 Сен 2011 19:15:53 · Поправил: sssergey1 (07 Сен 2011 19:20:13)
#
Сегодня на улице Москвы
Увеличить
между прочим от всех четырех антенн уходят провода
|
|
Дата: 07 Сен 2011 19:45:59 · Поправил: DEN (07 Сен 2011 19:47:08)
#
sssergey1, это не стеки, как Вам кажется.
ну а по большому счету- непрофессиональное размещение антенн.
|
|
Дата: 07 Сен 2011 19:54:56
#
DEN
по большому счету- непрофессиональное размещение антенн.
с этим согласен
это не стеки, как Вам кажется
почему Вы так уверены, обоснуйте плз
|
|
Дата: 07 Сен 2011 20:15:11
#
sssergey1, пардон, устал уже что либо доказывать и обосновывать.
Хочется сделать- делайте. Потом отпишитесь о результате. Только хочется услышать отзыв, основанный на реальных измерениях реальными приборами, а не мифическими результатами оценки на слух.
Чудес не бывает и не будет.
|
|
Дата: 08 Сен 2011 16:33:11 · Поправил: ua3ikc (08 Сен 2011 16:37:44)
#
DEN, очень правильно,ничего доказывать и объяснять больше не надо, поробую вам помочь. )
Товарищ sssergey1, у вас перед тем как потратить деньги на ненужные 2-е или более антенн или материал на их самостоятельное изготовление есть два варианта правильного исхода дела.
Первый, дорогой и долгий, прочитать и тщательно изучить теорию построения антеннофидерных устройств.
Второй, он бесплатный, быстрый и в вашем случае самый верный - это сделать компьютерную модель воображаемой системы из нескольких антенн.
Вот это вам в помощЬ http://www.radio.ru/mmana/intro.shtml
Если посидите подольше, то разберётесь сами как это сделать, если нет, то попросите кого ни буть из радиолюбителей кто уже с этой программой знаком, делов не больше чем на час, при знании что и куда нажимать )).
Как только вы построите модель и компьютер выдаст вам на гора результат, вы поймёте как вы ошибались в проекте посадки леса антенн на ваше авто.
Удачи! |
|
Дата: 08 Сен 2011 16:45:46
#
Полностью с Вами согласен, но на Ваш взгляд: в условиях отсутствия прямой видимости из-за, например, колонны грузовиков,когда связь есть, но уже начинает ухудшаться, будет ли заметный невооруженным глазом эффект от стека или это все мертвому припарки?
Если говорить о стеке, то разницу можно будет реально ощутить только при очень слабом сигнале. А так, можно и не понять, ИМХО. Для того, чтоб реально помогло, нужна Яги. Притом, 4 и более элементов. Но в примере с грузовиками, вертикал должен быть тоже не плох, ибо переотражения могут помочь. ИМХО.
|
|
Дата: 08 Сен 2011 17:31:54
#
DEN
проверял 4 разных трансивера, у всех в одном балле S-метра содержалось по 3дБ.
|
|
Дата: 08 Сен 2011 19:47:43 · Поправил: DEN (08 Сен 2011 19:48:36)
#
проверял 4 разных трансивера
пардон, проверяли чем- прибором? Если так, то это проблема трансивера, вернее S-метра.
И ежели проверяли прибором, то должны были заметить отличие в показаниях S-метра на разных уровнях сигнала.
В дорогих трансиверах S-метр показывает практически правильно.
Одна единица шкалы S соответствует разнице в уровне сигнала 6 дБ.
http://www.radiolamp.ru/shem/tuner/3.php?no=21 |
|
Дата: 08 Сен 2011 20:07:19
#
у всех в одном балле S-метра содержалось по 3дБ.
Не путаете? Увеличение входного сигнала с 1 до 2 микровольт - это 6 дБ.
|
|
Дата: 08 Сен 2011 20:19:31
#
Генератор "импортный". Трансиверы тоже. ic-718, 9100, ft-857, 60, ts-790.
В децибеллах не путаюс.
|
|
Дата: 08 Сен 2011 20:44:40
#
Hob1
И S-метры небось встроенные ;)
|
|
Дата: 08 Сен 2011 20:50:44
#
sssergey1
Ну и самый главный вопрос: Стоит ли городить этот огород на крыше своего авто?
Иногда стоит. Например если у Вас цифровая станция, с отдельным разъемом для второй антенны и нужна качественная связь в условиях мегаполиса в движении на высокой скорости.
А если такая связь не нужна то тогда и не стоит заморачиваться. |
|
Дата: 08 Сен 2011 20:57:28
#
ic-718 и ft-60
улыбнуло по поводу точности S-метра
|
|
Дата: 08 Сен 2011 23:33:23
#
Рассчитал 4 антенны по 5/8 в линию типа "ёжик" на 435 МГц. В прямом направлении КУ почти 7дБ, без учёта потерь в кабеле. F/B 12db.
Увеличить Модель: 4gp.maa. То же самое из 3 антенн - КУ 6дБ. 3gp.maa. ДН здесь не восьмёрка, а похожа на Уда-Яги. Активное питание можно выполнить, если известен Кукор кабеля. |
Реклама Google |
|