На главную страницу сайта
· Наш магазин · Объявления · Рейтинг · Статьи · Частоты · Копилка · Аэродромы · Live!
· Файлы · Диапазоны · Сигналы · Музей · Mods · LPD-форум · Клуб · Радиостанции
На сайте: гостей - 52,
участников - 8 [ VOVARADIWOW, XOR, DangerAlex, Unkers89, denik17, Несущий свет, ew2abc, Quinta]
 · Начало · Опросы · События · Статистика · Поиск · Регистрация · Правила · FAQ · Галерея ·
 Форум —› Главный раздел —› Записи радиоперехватов времен Второй Мировой 
Си-Би радиостанции в нашем магазине: Alan и Midland, Alinco, Intek, MegaJet, President, Yosan, Беркут, Таис


Alan 48 Excel
руб.

Alinco DR-135CBA New
руб.

MegaJet MJ-3031M Turbo
руб.

President Harry III ASC
руб.

Yosan Stealth 5
руб.
Автор Сообщение
dottor
Участник
Offline2.0
с июн 2009
Москва
Сообщений: 271

Дата: 27 Дек 2011 00:45:57 #  

Возник вопрос - где бы послушать записи радиоперехватов времен Второй Мировой Войны, особенно желательно "лётных"? Собственно, пересматривал "В бой идут одни старики" и захотелось послушать реальные переговоры. Потратил время, практически ничего не нашел. Технические средства для записи звука на 1941 год были на вполне достаточном уровне для того, чтобы такие записи делались. Понятно, что не так уж много шансов, что эти записи сохранились. Но вполне можно предоложить, что в период массовой подготовки пилотов, радиоразведчиков и т.д. во времена "Холодной Войны" могли использоваться для обучения копии таких записей - а вот они уже с большей вероятностью могут сохраниться.
По ходу поисков нашел небольшой архив морских записей, в том числе по Второй Мировой. Есть переговоры по внутренней связи корабля во время боя - очень интересно. Но больше всего там учебных материалов для операторов гидрофона - звук стрельбы торпедой, моторы подводных лодок, киты и т.п. http://www.hnsa.org/sound/index.htm - можно скачать mp3.
Собственно, ещё раз главный вопрос: нет ли у кого-нибудь записей боевых радиопереговоров по Второй Мировой, или знаний по возможному месту их добычи? Полагаю, что они и в сети вполне могут быть, но как-то мне не удалось зацепить. Возможно, правильнее искать на немецком языке, но я в нём не особенно силён в предметной области и, видимо, не смог придумать правильные ключевые слова для поиска. По "вещалкам" того периода много записей в интернете - речи, новости и т.п., а вот с боевой связью как-то не очень получилось найти.
Djacka
Участник
Offline2.5
с авг 2008
Архангельск
Сообщений: 409

Дата: 27 Дек 2011 01:50:18 #  

правильнее искать на немецком языке, и у немцев. У них ни одна бумажка не пропадала, а уж тем более звукозапись. А вот у нас - я что-то сомневаюсь, что бы в то время что-то писалось на проволочку-пленочку.
Реклама
Google
dottor
Участник
Offline2.0
с июн 2009
Москва
Сообщений: 271

Дата: 27 Дек 2011 02:04:39 #  

Я больше у американцев искал. У англичан с такими записями всё было очень хорошо, но у них другое отношение к секретности. А американцы работали и с русскими и против немцев и против японцев. Да и от американских переговоров тех времен я не откажусь.
Широкий охват информационного поля получается.
У немцев как раз очень много чего пропало. Причём многое совсем, а что-то к американцам и к русским.
А в СССР под конец войны было много хорошей техники, в том числе немецкой и американской. То, что некоторые радиоперехваты писались - определенно. Но такие записи были под грифом и "на дороге не валяются". Вот учебная "выжимка" из них могла существовать - на что я тоже надеюсь.
brokenpot
Участник
Offline3.1
с сен 2009
Киев
Сообщений: 787

Дата: 28 Дек 2011 02:58:04 · Поправил: brokenpot (28 Дек 2011 03:00:16) #  

"В первые же дни войны проявилось наше отставание от немецкой техники связи вообще и в авиации в частности. Самолетные приемопередающие станции были сложны и невысокого качества. Использовались диапазоны главным образом коротких и средних волн. Радиостанции ставились только на самолетах командиров эскадрилий. Например, в Московском военном округе на 1 января 1940 года радиостанции стояли только на 43 самолетах-истребителях из 583. Основным видом связи в воздухе являлись сигнальные ракеты и покачивание крыльями. Системы земного радио обеспечения в сложных метеорологических условиях и ночью только разрабатывались. Отсутствие радиосредств на земле и в воздухе в первый год войны привело к дополнительным потерям. Во многих случаях делалось невозможным управление полетами, воздушным боем, приведение на свой аэродром ночью или в плохую погоду. Только во время войны появилось управление самолетами по радио внутри группы, наведение с земли и элементарная радионавигация. Я останавливаюсь на этой проблеме потому, что имел к радиосвязи в авиации в период войны самое прямое отношение."
Б.Е.Черток. Ракеты и люди.
dottor
Участник
Offline2.0
с июн 2009
Москва
Сообщений: 271

Дата: 28 Дек 2011 03:30:42 · Поправил: dottor (28 Дек 2011 03:33:19) #  

Да, это известно. Но ближе к концу Второй Мировой насыщенность радиосредствами была уже довольно высока и голосов в эфире было немало.

Вот, к слову, процитирую воспоминания катерников. Если я правильно понял из пока ещё бегло просмотренного текста, речь идёт о боевой работе в 1944 году.
"Стало очевидно, что действующая система радиопереговоров, как между
катерами в море, так и между ними и нашим КП, не выдерживает критики. И штаб
бригады сделал из этого надлежащие выводы. Мы переняли опыт летчиков и
перешли на систему открытых переговоров с момента обнаружения противника,
ибо ТУ С (таблица условных сигналов), а тем более кодирование радиограмм не
позволяли оперативно руководить боем." Цитата по "А.В.Кузьмин. В прибрежных водах. М. 1967". http://lib.ru/MEMUARY/1939-1945/FLOT/v_pribrezhnyh_vodah.txt

В любом случае, я хотел обсудить именно вопросы доступности технических записей речевого радиообмена по указанному периоду. По вопросу наличия в войсках у Вермахта и РККА средств радиосвязи уже много было обсуждений и много копий сломано. Мне кажется, нет смысла ещё раз подробно обсуждать здесь этот вопрос.

Наличие средств радиосвязи у всех конфликтующих сторон очевидно, факт использования средств связи в боях также не вызывает сомнений. Если найдутся записи переговоров лётчиков, или катерников СССР, сделанные немцами, либо записи танкистов Вермахта, или пилотов Люфтваффе, сделанные американцами - я считаю, многим будет интересно ознакомиться. А достаточность (для производства записи радиоперехвата) уровня технического оснащения немцев и американцев в той войне, надеюсь, ни у кого не вызывает сомнений. Так что и причина для споров на предмет техоснащения в связи с данной темой, я считаю, отсутствует.
brokenpot
Участник
Offline3.1
с сен 2009
Киев
Сообщений: 787

Дата: 28 Дек 2011 04:42:54 · Поправил: brokenpot (28 Дек 2011 04:43:22) #  

Нет, нет, я вовсе не предлагаю спорить, я просто хотел выразить сожаление по поводу того, что вероятность найти такие записи - ниже, чем хотелось бы.

Но она вовсе не нулевая.
dottor
Участник
Offline2.0
с июн 2009
Москва
Сообщений: 271

Дата: 28 Дек 2011 05:16:12 · Поправил: dottor (28 Дек 2011 05:25:20) #  

Я считаю, что вероятность невысока скорее по другим причинам - подобные записи либо уничтожаются в течение короткого времени после обработки, либо хранятся как секретные в закрытом архиве. Вопрос рассекречивания и получения данных из архивов довольно трудозатратен. Плюс ещё чисто техническая проблема живучести носителей при хранении. Поэтому я в первую очередь и "ставлю" на учебные нарезки из боевых перехватов. В конце концов, есть ещё интересная тема учебных киноматериалов, где показывается организация боевого взаимодействия.
Например в "Инструкции по воздушному бою истребительной авиации (Д-ШБИ А-45)" от 23 февраля 1945 года, задача которой, по заявлению составителя, состоит "в обобщении боевого опыта истребительной авиации в области форм и приемов воздушного боя", содержатся следующие указания:

"§ 78. Район сбора обычно назначается на земле и известен летчикам до вылета. Команду сбора подает командир группы по радио или сигналом эволюциями самолета, указывая квадрат (если он не был указан на земле) и высоту.

Районом сбора назначается характерный ориентир, хорошо известный летчикам и хорошо видимый с воздуха.

§ 79. По команде «Сбор» командир уходит или оттягивает бой в назначенный район и информирует по радио командиров звеньев (пар) о своем местонахождении. Летчики, пары, звенья, получив команду на сбор, при отсутствии угрозы нападения следуют в район сбора, а при наличии угрозы атаки со стороны противника контратаками и использованием моментов, когда противник в данное время не может атаковать, отрываются от него и уходят в район сбора."

"§ 97. Перед вылетом летчики-истребители должны знать:
...
— радиоданные (волна, позывные, радиосигналы и пароль);
..."

"§ 98. Управление воздушным боем осуществляется:

— путем непрерывной радиосвязи между самолетами, а также между командиром группы, радиостанцией КП и радиостанциями наведения;
..."

"§ 99. Воздушным боем управляет непосредственно командир, находящийся в воздухе. После того, как истребители наведены на противника с земли, радиостанция наведения свою работу прекращает и возобновляет ее только в случае подхода свежих сил противника или когда создается угроза внезапной атаки. "


"§ 101. Командир с земли через командную радиостанцию (радиостанцию КП или радиостанцию наведения) осуществляет:

— вызов истребителей для наращивания сил;

— наводит истребителей на противника;

— вводит в бой свой резерв;

— указывает способы действий истребителям, если есть в том необходимость;

— вносит свои коррективы в действия командира в воздухе, если последний допускает тактические ошибки;

— оказывает моральное воздействие на летчиков, ведущих бой путем поощрений или порицаний их действий.

§ 102. Основными средствами управления истребителями в бою является радио и личный пример командира. Для предотвращения провокационной работы противника по радио летчик должен пользоваться установленным паролем.

§ 103. Работа по радио на передачу в боевом вылете разрешается только командиру группы. Ведомые включают свои радиопередатчики в случаях:

— вызова командиром группы;

— при появлении воздушного противника, не замеченного командиром группы;

— при необходимости выхода из боя.

§ 104. С целью достижения и сохранения наибольшей скрытности полета прибегать к помощи радио необходимо только в крайних случаях.

§ 105. При поиске противника основным средством общения между летчиками в паре (и даже между парами в звене) должны быть сигналы эволюциями самолетов. Кроме этого, ведомый в паре должен понимать командира по его поведению и не нуждаться в излишних сигналах (командах).

§ 106. Информацию об обнаруженном противнике также целесообразно производить эволюциями самолета, так как при широко развитой сети подслушивания противника, истребители, пользующиеся радио, могут быть своевременно обнаружены с земли, о чем будут предупреждены самолеты противника.

§ 107. В воздушном бою радио является основным и единственным средством управления, особенно, когда в бою участвует значительное число самолетов. Командир пары, управляя в бою ведомым по радио, имеет также возможность передавать свою волю ведомому личным примером и эволюциями самолета.

§ 108. Командир эскадрильи (группы) в бою управляег командирами звеньев, координируя действия звеньев в рамках поставленной задачи, и в управление звеном, как правило, не вмешивается. Управление звеном должно всегда осуществляться командиром звена путем передачи команд, сигналов командиру ведомой пары.

§ 109. В бою командир группы (звена), подавая команду, обращается к командиру звена или ведомой пары по фамилии открытым текстом и этим ориентирует остальных летчиков о принятом решении.

§ 110. Радиодисциплина является непременным условием эффективности управления боем по радио. Соблюдение радио- дисциплины при радиообмене является важной обязанностью летчика. "

"§ 113. При боевом маневрировании маневр разворотом на 90—180° необходимо производить подачей следующих команд по радио:

команда № 1—влево (вправо) марш—разворот влево (вправо) на 90°;

команда № 2—влево (вправо) кругом марш—разворот влево (вправо) на 180°;

команда № 3—веером марш—разворот на 180° веером;

команда № 4—сходящимся веером марш—разворот на 180* сходящимся веером.

§ 114. При отказе радио у командира он должен передать управление группой своему заместителю сигналом эволюциями самолета № 5 или руководить группой с помощью сигналов, подаваемых эволюциями самолета.

Следующие сигналы являются обязательными для всей истребительной авиации:

сигнал № 1—«противник в направлении»—покачивание с крыла на крыло, затем разворот или очередь в направлении на противника;

сигнал № 2—«атакуем все»—быстрое покачивание с крыла на крыло и личный пример командира;

сигнал № 3—«атакует ведущая пара (звено)»—быстрое покачивание с крыла на крыло, затем горка;

сигнал № 4—«атакуют замыкающие пары (звенья)»—две горки;

сигнал № 5—«выхожу из строя, заместитель примет командование»—покачивание с крыла на крыло, затем пикирование с уходом под строй;

сигнал № 6—«действуйте самостоятельно»—покачивание с крыла на крыло, затем змейка в горизонтальной плоскости;

сигнал № 7—«сбор»—-глубокое многократное покачивание с крыла на крыло.

§ 115. Данные сигнала могут быть дополнены и другими, но значение вышеуказанных сигналов не должно быть изменено. Сигналы подаются до повторения их подчиненными.

Сигналы, подаваемые ведущим пары, относятся к ведомому, командиром звена—к командиру ведомой пары и т. д.

Сигнал № 1 повторяется только после обнаружения противника. При встрече со смешанной группой противника сигнал № 4 означает: «Атакуйте истребителей прикрытия противника». "

А также в вышеуказанной инструкции приводятся "ПРОГРАММНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТЧИКА-МАСТЕРА ВОЗДУШНОГО БОЯ", в том числе:

"Во всех вылетах и особенно при комплексных полетах для управления действиями истребителей максимально используется радио для связи как между самолетами, так и с землей."

http://lib.rus.ec/b/144777/read документ вообще интересный, рекомендую.

Из приведенных цитат, кроме прочего, ясно, что к началу 1945 года практически на всех самолетах, применявшихся для обучения в "ВЫСШЕЙ ОФИЦЕРСКОЙ ШКОЛЕ ВОЗДУШНОГО БОЯ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ", были установлены не только приемные, но и передающие радиостанции.
И вполне может существовать по этому поводу очень интересный учебный фильм.

В качестве примера киноматериалов, которые я намерен искать, приведу (и порекомендую интересующимся соответствующим периодом истории) довоенный учебный фильм по танковым войскам, к сожалению не раскрывающий подробно роль радио в боевом управлении, но от этого не менее интересный. "Тыл танкового батальона"
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=524828 Его можно смотреть и кусочками на ютьюбе http://www.youtube.com/watch?v=ofj1AHtpB7k
meteorolog
Участник
Offline4.6
с окт 2005
Москва
Сообщений: 6000

Дата: 29 Дек 2011 00:03:35 · Поправил: meteorolog (29 Дек 2011 00:29:36) #  

dottor
Возник вопрос - где бы послушать записи радиоперехватов времен Второй Мировой Войны, особенно желательно "лётных"?
Наших наверное уже нигде :(
Есть небольшой шанс по немцам и американцам.
Вот в 2009 году уже обсуждали подобный вопрос

Ну и далее в той же ветке ссылка на английский текст немецкого перехвата.

Здесь за денежку предлагают записи вещательных станций Второй мировой.
А вот тут и тут уже бесплатно. (Там много исторических записей: объявление Риббентропа и Гебельса о нападении на нашу страну, сообщение о капитуляции немцев под Сталинградом, объявление что "фюрер ист гефаллен").

Конкретно про авиацию есть еще вот такая ветка.

P.S. Кое что может есть в учебных фильмах подобного типа

[Видео YouTube - нажмите для просмотра]
Эст
Участник
Offline3.3
с фев 2005
Москва
Сообщений: 2608

Дата: 29 Дек 2011 00:44:13 · Поправил: Эст (29 Дек 2011 00:45:29) #  

dottor

наших записей скорее всего нет вообще. В природе. Я более менее интересовался историей радиоразведки (нашей) и не разу не видел материалов в которых упоминалось чудо техники - магнитофон (в период войны)....карандаш-бумага..... карандаш заточенный с двух сторон.... Радиосвязь радиоконтроль авиации - по сравнению с радиоразведкой вещь много менее приоритетная.

чтобы служба меньшего приоритета была оснащена (звукозаписью) лучше чем служба большего приоритета ?...
dottor
Участник
Offline2.0
с июн 2009
Москва
Сообщений: 271

Дата: 29 Дек 2011 00:52:39 #  

meteorolog
Конкретно про авиацию есть еще вот такая ветка.

P.S. Кое что может есть в учебных фильмах подобного типа


По вещалкам - знаю, их много. А вот за эту конкретику спасибо. Там сразу по ссылке в начале отличные материалы по 1958 году - не так уж и далеко от ВМВ.


Эст
наших записей скорее всего нет вообще. В природе. Я более менее интересовался историей радиоразведки (нашей) и не разу не видел материалов в которых упоминалось чудо техники - магнитофон (в период войны)....карандаш-бумага..... карандаш заточенный с двух сторон.... Радиосвязь радиоконтроль авиации - по сравнению с радиоразведкой вещь много менее приоритетная.

А вот тут я думаю про то, что наших могли "писать", например, немцы. Что-то у них могло сохраниться. А из захваченных материалов наши вполне могли сделать учебный фильм. Звуковое кино до войны было в СССР уже весьма распространено.
Tik
Участник
Offline1.3
с сен 2006
Сообщений: 102

Дата: 29 Дек 2011 08:39:41 #  

meteorolog
Огромное спасибо за фильм!
Превосходно несомненно.
Ballast
Участник
Offline1.8
с апр 2010
СКФО
Сообщений: 206

Дата: 02 Янв 2012 11:20:20 #  

Извините, если не в тему, но вот как-то слышал, что якобы после первой мировой войны в западной прессе выкладывались тексты открытых переговоров многих воюющих сторон, приведших к разглашению секретов и т.п. (что вроде бы и было главной причиной любви флажков и двуногих эсэмэсок в красной армии). А есть у кого эти самые тексты радиоперехватов первой мировой?
dottor
Участник
Offline2.0
с июн 2009
Москва
Сообщений: 271

Дата: 02 Янв 2012 12:19:09 #  

Вроде бы одна из русских армий в ПМВ попала в неприятное положение по причине каких-то нарушений в использовании шифров. Толи повторное использование одноразовой КД после появления у противника материлов для раскрытия старой шифрограммы, толи повторили для "отстающего" подразделения старым шифром. Соответственно компрометация шифра, расшифровка сообщения и поражение от противника, узнавшего замыслы и планы на операцию. Деталей не помню. А по поводу "флажков" - они и до сих пор применяются в различной форме и радиосвязью их заменить возможно далеко не всегда. Например, у немцев в ВМВ, насколько мне известно, был единый и безусловный сигнал "свои" - белая ракета, что позволяло сильно снизить потери от "дружественного огня". Расшифровка этого сигнала врагом не приводила к серьезным проблемам, а вот отсутствие такого сигнала "свой" у порождало множество очень серьезных и неприятных последствий. И не только в ВМВ - в локальных конфликтах конца 20 века - тоже. Выше я цитировал материал про условные знаки у лётчиков - а это написано по результатам многих боёв и не случайными людьми. Так что истина в совместном использовании радиосвязи, радиоопознавания и множества других средств, включая и "флажки". Другой вопрос, что на начало ВОВ в РККА радиостанций было маловато.
meteorolog
Участник
Offline4.6
с окт 2005
Москва
Сообщений: 6000

Дата: 20 Янв 2013 13:35:32 #  

Американский учебный фильм о роли и месте радиосвязи в боевых действиях
[Видео YouTube - нажмите для просмотра]
Prof61
Участник
Offline3.1
с ноя 2009
Рязань
Сообщений: 1363

Дата: 20 Янв 2013 15:21:38 #  

На Ютубе лежит полно отрывков про Летающие Крепости озвученных радиопереговорами (судя по звуку подлинными). В частности голос полный удивления в момент атаки реактивником Ме-262.
dottor
Участник
Offline2.0
с июн 2009
Москва
Сообщений: 271

Дата: 20 Янв 2013 23:50:39 #  

Спасибо, интересно. Кое-что видел раньше, но многое - нет.
meteorolog
Участник
Offline4.6
с окт 2005
Москва
Сообщений: 6000

Дата: 24 Янв 2013 19:08:01 #  

По английским записям с борта "Ланкастеров" нашел разъяснение.
Во время войны на борту бомбардировщиков RAF несколько раз вылетали инженеры BBC специально для записи переговоров экипажа. Время записи ограничивалось 3 минутами.
Экипажи были заранее предупреждены, поэтому все переговоры были корректными (без использования крепких выражений).

Примеры трех записей (с транскрипцией) выложены здесь.
dottor
Участник
Offline2.0
с июн 2009
Москва
Сообщений: 271

Дата: 24 Янв 2013 21:16:49 #  

Неплохо.
Вот ещё нашел на ютьюбе боевые переговоры американцев в период войны во Вьетнаме http://www.youtube.com/watch?v=VAJDnhpvtJY
Реклама
Google
 

Создавать сообщения могут только зарегистрированные участники форума.
Войти в форум :: » Логин » Пароль
Начало
Средства связи, рации. Купить радиостанции Motorola, Yaesu, Vertex, приемники, антенны.
Время загрузки страницы (сек.): 0.046; miniBB ®