Хайо
эта лампа представляет собой чётко просчитанное изделие по соотношению качества и стоимости
Тут вам, конечно, виднее.
я Вашу просьбу о переделке лампового приёмник ауже выполнял , ещё 30 лет назад. Переделал DABENDORF 1954г выпуска на хороший транзисторный в тракте УВЧ-смеситель-УПЧ.
Это помню, но это не моя просьба ;) Потому что в своей переделке вы использовали транзисторы, а я прошу использовать лампы.
Ламповый примник никуда на природу не берёшь, ОКЕАН можно. Мне важна реальная эксплуатация.
Существуют три разновидности приемников - карманные, портативные (ваш "Океан") и стационарные, для которых реальная эксплуатация не менее важна.
И я даже затрудняюсь сказать, каких больше, это зависит от того, где люди проводят больше времени - на природе или дома.
Но в конечном счете все возвращаются домой :)
Новый ламповый приёмник наверно проще всего делать на новом шасси с чистого листа.
Наверное, да. Только пожалуйста, выбирайте для листа не ту сталь, которая использовалась во всей нашей радиоаппаратуре, потому что она всегда со временем ржавеет.
Надо такую, которая будет блестеть веками, как эта -
Увеличить
Вы не думайте, что новые ОКЕАНы так прсто родились. Это был длительный процесс.
Вовсе так не думаю, потому что хорошо понимаю, сколько огромных усилий и времени вы потратили на создание такого великолепного приемника, заменив собой целое КБ.
Есть термин "высокая верность звучания", которая одним своим смысловым значением должан сразу успокоить слушателя - раз верность звучания высокая, значит, "звук не претерпел искажения", и следовательно, "цель достигнута".
Получить ВВВ в виде магических цифр "15-25000 Гц и 0.001%" в полупроводниковых решениях сейчас сравнительно легко - для этого достаточно использовать глубокую ООС >60 дБ.
На самом деле это ловкий упрощенный подход, хорошо подходящий для массового конвеера и не требующих особых усилий для реализации.
Мне он чем-то напоминает создание фотоаппаратов с огромной разрешающей способностью.
Выпустят фотоаппарат с разрешающей способностью 100 Mpx и вопят на весь мир - вот, мол, как крутой аппарат!
Для хомячков такие фантастические мегапиксели действительно оказывают завораживающее влияние и они выкладывают за них огромные деньги.
На самом деле это банальный маркетинг и не более того, в реальности эти "гигапиксели" зачастую дают ужасно скучную картинку.
Поэтому не зря профессиональные фотографы почему-то до сих пор охотятся за старыми, >2006 года выпуска фотоаппаратами "Fujifilm FinePix S5 Pro" с просто смешной по нынешним меркам разрешающей способностью ... ~6 Mpx (!), отваливая за них хорошие деньги.
Как думаете, почему? Мне ответ известен, а вам для общего развития предлагаю поискать его самостоятельно.
Однако вернемся к нашему радио. Так какая "цель достигнута"?
В 70-х наши КБ пытались понять феномен "японского звука". Многие японские радиоприемники тех годов при весьма посредственных характеристиках электронного тракта давали очень хороший приятный звук, и наоборот, в наших приемниках при более высоких характеристиках (достигаемых более высокой ценой) он был хуже.
В чем же тут дело? А причина была до банального проста: разработчики всего лишь тщательно подбирали АЧХ электронного тракта для конкретной акустики.
При этом убивали сразу 2-х зайцев: 1) завоевали мировое признание потребителя 2) экономили на элементной базе благодаря менее затратным техническим решениям.
Но это же "сложно"! Тут необходимы множественные исследования и эксперименты в области психоакустики, чтобы создать звуковоспроизводящее устройство, которое искажает так, чтобы это было приятно человеческому слуху.
Поэтому у нас шли по более простому пути.
Для примера возьмем наш портативный "Океан-209".
В его характеристиках заявлен частотный диапазон 125...10000 Гц.
Понятно, откуда он взялся: используемый динамик 1ГД-48 при номинальном импедансе 8 Ом имеет диапазон воспроизводимых частот 100 – 10000 Гц при неравномерности 14 дБ, частоте резонанса 120 Гц и добротности 2.
Как вы думаете, кто-то из "горизонтовцев" обременял себя подбором АЧХ для этого динамика с учетом его характеристик и корпуса приемника?
Очень сомневаюсь. Просто взяли подходящую деревянную коробку, поместили в нее динамик, а усилителю НЧ сказали: "Пропускать всё, динамик лишнее сам обрежет".
Это доказывается самой схемой "Океана": в ней нет ни малейшего намека на индивидуальную для данной модели динамика частотную коррекцию, ограничились лишь тем, что воткнули в нее классический мостовой тембр и только.
Более того: следуя концепции "динамик лишнее сам обрежет" емкость выходной конденсатора C138 выбрали 500 мкФ, и частота среза получилась ~40 Гц.
Вопрос: а нужна ли такая низкая частота среза для динамика с резонансной частотой 120 Гц?
Может, ее следует повысить, получив более выпуклое звучание на НЧ, скомпенсировав этот подъем в предыдущих каскадах НЧ?
Или наоборот, еще больше понизить ее для меньшей добротности и лучшего демпфирования подвижной системы?
Ответа я не знаю, для этого нужно проводить те самые исследования, которые, судя по результату, не проводились.
Результат: во всех "Океанах" динамик на максимальной громкости сносно работает лишь при средних регуляторах тембра, и если установить регулятор тембра НЧ на максимум, динамик начинает бубнеть, хрипеть, а то и захлебываться. Какое уж тут "японское звучание"...
В заключение привожу статью, которая также невольно подтверждает, что ВВВ - это уловка разработчиков, упрощающая для них жизнь, но отнюдь не способствующая улучшению субъективного восприятия звучания.
Эта статья распространена в Инете, но чтобы ссылка на нее не затерялась, выкладываю ее в виде
атача.
Возможно, не все сведения в этой статье достоверны, но рациональное зерно в ней есть.
С учетом нынешней "полупроводниковой" реальности оно заключается в том, что приятное, бархатное и ласкающее слух звучание на "искажающих" лампах получить гораздо легче, чем на "высокоточных" полупроводниках, для которых производителям приходится создавать специальный (и дорогой, кстати) специальный звуковой цифровой предпроцессор, имитирующий ламповое звучание, которое лампы дарят вам сразу и бесплатно.
И тут вам нужно определиться, что вам нужно: сухая и безжизненная высокая верность полупроводникового звучания, или живой радующий слух ламповый звук?
Upd.
На cqham один любитель глубоко дорабатывал рекорд и пытался создать суперприёмник "Уран"из бытового урала110.Опусы занимали несколько страниц.Измеренные параметры превосходили нулевой класс....Потом оказалось,что измериловка была нетаррированная.Темы были в одну сторону и потом затухли..
Уверен, что это точно был не Хайо :-) Намек, думаю понятен - какой умелец взялся за это дело, такой и результат.
Upd2. Смешной чудак, но тоже в
тему :-)
И радиола класс - работает с 1966 года и похоже, даже не думает ломаться! Вот вам инадежность ламповой техники. Раньше заботились о создании долгоживущих изделий.
И возмите эпловское жулье, которое в свои дорогущие гаджеты специально закладывают преждевременный выход из строя, на чем и были пойманы, но даже не покраснели.
Да и не только они - вся современная мировая экономика заточена на то, чтобы больше производить, и соответственно чтобы продукты производства поскорее выходили из строя.
Деструктивное безумие, не знаю, как еще назвать эту печальную тенденцию...