В наших реалиях , в последнее время, стала весьма актуальна лицензия выравнивания звука на приеме , так называемый RAL.
Ввиду сухости и малости толкований и пояснений на этот счёт и вообще что это и как работает, и отчасти большого интереса к этой фиче, на предмет того , стоящая фича или просто безполезная трата денег на её приобретение, nnnnn - нный промежуток времени тому назад, мы тут по месту , данную лицензию поставили для эксперемента на свои Motorola DP, DM и занялися изучательством на предмет понимания " надо оно нам @ оно нам не надо ".
По хорошему было бы хорошо, если бы эта лицензия была в базовой поставке хотя бы как минимум в топовой линейке станций , типа 46$$, 48$$,. Но увы, все одинаковы. И дорогие и не очень дорогие , но хорошие. И поэтому, появление данной функции у нас владельцев Motorola DP, DM, возможно только через приобретение лицензии за деньги.
И вот она ( лицензия) куплена, поставлена, поработала и продолжает работать, а у нас появилось трохи понимание того, что это и где и как ее применять, выявлены "плюсы" для всех кто поставил и отчасти чуть " минусы" у тех, кому количество плюсов показалось много. Итак , трохи описания и выводов....
Немного об смысле этой функции для тех, кто не знает что это.
Действует эта функция в нашей станции Motorola DP, DM если есть такая лицензия в списке для покупки, когда считали станцию в пункте, где указан серийник и версия пршивки . Действует и в режиме цифровом и в аналоговом.
После покупки у нас в станции в пункте "настройки" появляются два доп пункта digital ral и analog ral. Соответственно мы либо активирует для работы в станции или деактивируем.
Включается раздельно для цифры и для аналога.
Активируется на всю станцию.
Включаться или выключаться эта функция у нас может только через программирование с компьютера.
На кнопку оперативное включение или выключение типа АРУ вкл /выкл в данном случае невозможно.
При наличии данной активированной функции в радиостанции появляется возможность для нас ( для наших собственных ушей и нашей адекватности и правильности восприятия звуковой информации ) комфортно использовать станцию в режиме приёма.
Теперь нас не будут напрягать корреспонденты с накрученной по плешку в инженерном меню станции модуляцией, от которой динамики в нашей приемной станции выскакивают и нашим ушам больно, если мы в наушниках. Это может иметь место и в аналоге и в цифре, когда юзеры по незнанию и по непониманию своему, выключают АРУ микрофона на передачу и усиление микрофона ставят +31 , будучи уверенные что это им поможет дальше докричаться. Это в цифровых радиостанциях. А в аналоговых особенно среди наших то любителей
радио, это ньанс ещё тот.
Также нас ( точнее наши уши и нервную систему ) не будут напрягать те корреспонденты , которые ввиду стечения обстоятельств имеют немного заплеванный, залитый, забитый грязью, пробитый шилом или током, или просто уставший от жизни микрофон. Или имеют стандартные настройки аппарата с девиацией 2,5 кгц и плюс микофон за мембраной ввиду степени защиты ip57-ip68, то есть полная влагозащита. Это относится к аналоговой технике связи. И имеет место быть как среди любителей радио, так и среди народа, который применяет радиосвязь в своей профессиональной деятельности в любое время суток и года и в любых условиях, как то дождь, снег, жара, мороз, грязь, нефть, мазут, вибрации, ускорения, вообщеи техника военного стандарта MIL-STD-810 отрабатывает себя по полной программе.
Или в ситуации, когда в вечернее время не хочет корреспондент передающий орать на всю кабинет ( кабину, каюту, каптерку,...помещение) , дабы не разбудить отдыхающих в ночную смену коллег по службе ( по дружбе, по хобби и тд ). Это и в цифре и в аналоге.
Или же, ввиду специфического расположения микрофона на передающей станции ( в частности на внешней закрытой гарнитуре ), когда важен просто факт передачи звука, но о уровне этого звука позаботиться невозможно, ввиду специфических условий работы.
Или же в ситуации удаленного мониторинга абонентской станции, когда у корреспондента включен режим АРУ микрофона.
И как логический результат этих всех ньансов, на выходе принимаемой станции имеем слабый низкочастотный, то есть звуковой формы сигнал (тихий, мелкий ) и приходится напрягаться ушами и мозгами, чтобы правильно принять и понять то, о чем говорит vip корреспондент. А если при этом чередуются корреспонденты громкие с тихими, то либо смириться с этим, выставив в середину уровень громкости между громким и тихим, или же установив приоритет для себя любимого, кого важнее слышать и понимать, и уровень громкости акцентировать на данном типе сигнала, или пытаться постоянно подстраивать уровень громкости, если интерес представляют все корреспонденты. Все эти мелкие ньансики актуальны и в режиме цифры и в аналоге также, особенно в радио любительской среде. И многие из нас об этом знают очень хорошо и не по наслышке.
При наличии же в станции лицензии выравнивания звука на приём RAL, нами выставляется комфортный уровень громкости для наших условий применения ( динамик или на наушники), и все остальные регулировки совершаются на программном уровне.
И на выходе мы имеем тот нормированный уровень звука, который будучи пропущенный через добротную DSP обработку, с дополнительным подавление шума и выделением полезного аудиосигнала, дабы нам , как пользователям в режиме приема было комфортно от комфорта и очень радостно, от чувствия, что деньги на покупку лицезии потрачены не зря, а с пользой для ушей и нервной системы.
И как результат наших чаяний и ожиданий, мы одинаково хорошо слышим и орущих в микрофон от избытка чувствий , и одновременно хорошо слышим и шепчущих на расстоянии от микрофона, ввиду отсутствия сил и усталости от того, что весь день приходилось орать в микрофон.
В режиме прмениения этой функции в аналоге появляется дополнительный плюс в виде практически безумного закрывания шумоподавителя, без характерного щелчка , как это в большинстве станций. Оссобенно корректно это работает, когда есть у передающей станции навык отпускать клапан РТТ ( кнопку переключения режимов приём / передача ), после окончания речи , хотя бы с минимальной задержкой. Но , если этого нет в практике и корреспонденты понимают друг друга с полузвука или просто в знак подтверждения приёма стандартно клацают кратковременно клапаном тангенты, то и в этом случае все очень красиво для ушей, особенно в режиме применения с наушниками различной проводимости или с блютузом.
В процессе обкатки был замечен момент уменьшения общей громкости процентов на 20 в аналоговом режиме. Для меня это не критично, ввиду того, что станция очень редко используется с уровнем громкости более чем в середину. Этот ньанс может быть актуален для тех, кто слухает станцию на всю громкость при езде на танке, на катере, при взлете и посадке самолёта и в иных специфических условиях.
Выводы делаем сами.
Из личного опыта наблюдения за данной функцией дополню, что, до тех пор, пока в наличии нет её этого RAL, то представлять по обьяснениям что это такое, в принципе можно. Но осознать момент реальной необходимости её в станции и то, что без неё ( без RAL ) уже никак,особенно когда в руки берешь подобное, но без этого RALa, и с этим приходится ещё и работать (!) , то без этого функционала все очень грустно в плане адекватного восприятия ушами и нервной системой вышеописанных ситуаций в связи с тем, что все корреспонденты разные, то тогда уже понимаешь, что там , где это можно сделать , то есть купить и активировать и использовать данную лицензию (RAL), то там это можно и нужно сделать по возможности. Особенно, если возможность есть, в связи с доступностью сервиса Motorola , да и цены адекватной на активацию в данный момент.
Или же вариант второй. Не ставить гэнту лицензию никуда, для спокойствия, и вообще даже не знать о её существованиии, и..... продолжать интенсивные манипуляции с регулятором громкости нашей радиостанции, с целью найти компромисс и баланс между громкими и тихими звуками, если оно того надо , если ещё не надоело, если нам за это платят трохи денег, если мы на это учились и вообще, если это нам нравится !
Если же , всё-таки хочется альтернативы и более действенного результата этим всем действиям и мотивациям, то ставится лицензия RAL и одной проблемой у нас может быть меньше. Естественно, если это для нас проблема, а не какое то временное неудобство.
Но если один раз видел и слышал как работает функция выравнивания звука на приём ( RAL), то желание и стремление поставить в свою станцию появляется.
Насколько аз понял, данной функции у конкурентов нет. Если ошибаюсь, то буде весьма приятно узнать, что этот вариант есть у кого то ещё.
Как вариант услышать своими ушами вариацию работы этого режима для тех, кто имеет такое желание, то своими ушами услышать это можно на компьютере в процессе работы программы DCD, в связке с sdr свистком. Но это относительно все. На примере DSD можно услышать как и слабые и сильные аудиосигнала проходят с большего в одинаковой громкости. Качество сигнала в DSD естественно не студийное, но какое то понимание процесса это может дать.
Много букв написал, уж простите. Хотелось чтобы было понимание что же это за функция такая RAL , и кому она может помочь или жизнь нелёгкую в режиме приёма цифровых (dmr) и аналоговых сигналов облегчить....
Как результат , данный материал в разделе Рейтинг.
Motorola HKVN4497 RAL Лицензия выравнивания уровня принимаемого звука : Рейтинг
Надеюсь, что кому то это пригодится в том или ином виде ....