Классические
системы "транкинга" обычно работают в диапазонах 800...900 МГц. Они
используют специальную аппаратуру, где и ретрансляторы и абонентские
станции содержат сложные логические блоки на микропроцессорах. Абонентские
станции и базовая аппаратура получаются довольно дорогостоящими. Для
обычной радиосвязи такую аппаратуру применять нерентабельно.
Идеологию "транкинга" можно реализовать и более дешевыми средствами,
на базе обычных ЧМ радиостанций и ретрансляторов, широко используемых
в диапазонах 150-174 МГц и 400-470 МГц.
В последние годы "транкинг" на базе обычной аппаратуры стал очень популярен,
прежде всего для организации радиотелефонных сетей небольшого масштаба
от 50-100 до 1000 абонентов.
Такие радиосети организуются прежде всего в тех местностях, где есть
потребность в технологической связи и целей управления производством,
давая абонентам возможность выходить в ведомственные АТС с территории
предприятия, из автомобиля, с дачного участка, из удаленных на 30-50
км поселков. Системы типа "транкинг" обеспечивают абоненту многое из
того, что дают сотовые системы, хотя стоят неизмеримо дешевле последних.
На сегодняшний день "транкингом" занимаются несколько западных фирм.
Как правило, такие фирмы не выпускают радиостанции и ретрансляторы,
а разрабатывают и производят только дополнительные логические модули
к ним или специальные блоки управления.
Одной из наиболее известных фирм, действующих на рынке "псевдо транкинга",
является американская фирма SELECTONE (СЕЛЕКТОН), разработавшая систему
под названием "СмарТранк", т.е. "умный транкинг".
В этой системе могут использоваться несколько типов радиостанций, в
том числе портативные радиостанции с наборной клавиатурой.
Основные
характеристики систем "СмарТранк":
-
системы
могут иметь от 1 до 16 каналов связи (желательно иметь в системе
не менее 2 дуплексных каналов);
-
обеспечивает
обслуживание до 1000 абонентов;
-
могут
работать в любом разрешенном диапазоне частот - на 150-174 МГц,
400-470 МГц ( наиболее предпочтительные диапазоны), а также
на 800 МГц, 900 МГц и даже в диапазоне 33-48 МГц;
-
в
качестве абонентских станций позволяют использовать как обычные
полудуплексные, так и дуплексные радиостанции, оснащенные дополнительными
логическими модулями;
-
обеспечивает
радиосвязь "радиоабонент - абонент Учрежденческой АТС (УАТС)"
и "абонент УАТС - радиоабонент" с использованием телефона УАТС;
-
обеспечивает
радиосвязь "абонент - абонент" по радиоканалу, без использования
телефонных линий, а также конференц-связь и циркулярную радиосвязь
радиоабонентов;
-
гарантируют
приватность связи (невозможность прервать или подслушать ваш
разговор).
Каждый из каналов "транкинга" требует наличие ретранслятора (например,
производства фирмы MOTOROLA, KENWOOD, STANDARD), снабженного блоком
управления (контроллером) ST-853 фирмы SmarTrunk (бывший Selecton).
Ретрансляторы устанавливаются там, где можно подключиться к телефонным
линиям, например, поблизости от АТС, рядом с оконечной аппаратурой
радиорелейной станции и т.д. При этом телефонные линии подключаются
к контроллерам ST-853, каждый из которых может обслуживать одну,
либо две телефонные линии. Каждый контроллер, в свою очередь, соединяется
с одним из ретрансляторов.
Как упоминалось выше, система "СмарТранк" позволяет иметь до 16
ретрансляторов. При этом совершенно необязательно размещать их все
вместе и в одно время.
Ретрансляторы систем "СмарТранк" не соединяются друг с другом какими-то
цепями управления. Главное, чтобы к каждому из них была подведена
телефонная линия, включаемая в контроллер и велась общая база данных
по абонентам.
В удаленные районы телефонные каналы можно подать с помощью малоканальных
радиорелейных станций отечественного производства ("Малютка" на
4 телефонных канала, "Азид-5" на 6 или 12 каналов , "Радан" и т.д.).
На конце такой радиорелейной линии система "СмарТранк" позволит
иметь не 4-6 телефонных аппарата, а до 300 и более, при том установленных
не только в зданиях, но и в автомобилях.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА "СМАРТРАНК"
Возьмем для примера
систему "СмарТранк", в которой используется четыре ретранслятора,
четыре контроллера ST-853 и четыре целевых телефонных линии.
Каждая из телефонных линий УАТС подключается к входу № 1 или №
2 контроллеров.
Таким образом, имеется четыре телефонных номера, по каждому из
которых можно "войти" в систему с телефона. По этим же линиям
осуществляется и выход абонентов системы (с мобильных или портативных
радиостанций) в УАТС . Однако более целесообразно средствами УАТС
объединить эти четыре телефонных номера в один серийный номер.
Системы типа "СмарТранк" не требуют большой номерной емкости УАТС,
чем выгодно отличаются от системы "Алтай". Например, в рассматриваемой
нами 4-х канальной системе можно иметь 100 абонентов и обеспечить
их радиосвязью с выходом на УАТС, заняв всего четыре телефонные
линии. Хотя, если выделить на УАТС группу номеров и применить
специальные 4-х проводные модули, то можно каждому абоненту присвоить
свой индивидуальный номер.
Телефонные номера системы "СмарТранк" нужно довести до сведения
тех, кому необходимо звонить ее абонентам.
В стандартной конфигурации каждому абоненту системы "СмарТранк"
присваивается номер, состоящий от одной до четырех цифр. Такие добавочные
номера нужны для того, чтобы можно было разбивать абонентов на группы,
внутри которых возможна конференц-связь по радио.
Цифры номера задают номер вызывной группы, или персональный номер
абонента. Например, в одну группу можно подключить всех абонентов
из одного цеха, в другую - все машины коммерческого управления,
и т.д.
При необходимости любой член группы может вызвать по радио всех
остальных членов своей или другой группы одновременно и сделать
общее объявление, либо провести небольшое совещание в эфире.
Функции управления в системах "СмарТранк" в основном выполняют логические
модули абонентских радиостанций. При включении питания каждая такая
радиостанция начинает последовательно просматривать (сканировать)
все заложенные в нее радиоканалы в поисках вызывного сигнала (кода)
от какого-нибудь ретранслятора.
Для произведения вызова, радиостанция останавливает сканирование
на свободном канале и посылает вызов
Приемник базового ретранслятора, приняв сигнал, проверяет абонента
на принадлежность к своей базе и излучает пилот сигнал, длительность
которого зависит от числа каналов в системе. При вызове базовая станция
посылает следующий сигнал
Синхро-сигнал 1400 Гц 1025 Мс |
Код типа вызова |
Пейджинговый код абонента |
Идентификатор системы |
Контрольная сумма |
Все абонентские станции, приняв сигнал останавливают сканирование
и ждут вызова.
Если абонентская станция приняла свой вызывной код, она прекращает
сканирование, посылает базовой станции подтверждение о получении вызова
и подает своему владельцу сигнал, что его вызывают. После этого абонент
берет микрофон (телефонную трубку) или портативную радиостанцию, нажимает
кнопку "*" и начинает разговор. Остальные станции возобновляют сканирование.
Если нужно сделать вызов из машины или с носимой станции, то абонент
должен вначале набрать номер радиоабонента или номер телефона, затем
код, показывающий, какой именно вызов он желает сделать - выйти в
УАТС по телефону, вызвать кого-то из абонентов сети по радио и т.д.,
и послать эту комбинацию цифр в эфир нажатием "*". Абонентская радиостанция
прекращает сканирование и посылает кадр запроса в эфир на первом свободном
канале, который встретится в последовательности сканирования.
Синхро-сигнал |
Пейджинговый код абонента |
Идентификатор системы |
Маршрутный код |
Телефонный номер или номер абонента |
КС |
Если вызываемый абонент
находится в зоне радиовидимости и не занят на другом канале, его
радиостанция посылает в эфир свой идентификационный код и оба
абонента услышат либо гудок, как в обычном телефоне, либо, при
запросе на радиосвязь с другим абонентом сети, два коротких сигнала
"бип-бип" и длинные сигналы вызова. Для начала разговора необходимо
нажать клавишу "*", и затем нажимая РТТ вести разговор. В случае,
если абонент находится вне зоны радиовидимости, его станция не
отвечает и вызывающий слышит сигнал занятости. При выходе в телефонную
сеть, телефонный абонент получает обычный звонок.
Маршрутные коды в системе "СмарТранк" означают следующее:
1* - Выход на УАТС
через линии, подключенные к входам № 1 контроллеров ST -853 (ST-852).
2* - Выход на УАТС
через линии, подключенные к входам N 2 контроллеров.
3* -
Вызов другого абонента радиосети или всех абонентов системы независимо
от группы по радио, без выхода на УАТС.
4* -
Циркулярный вызов, т.е. общий вызов всех абонентов системы своей
группы, по радио.
5* -
Переход в режим работы обычной радиостанции (в каждой станции
по своему). Этот режим очень полезен при движении вне зоны действия
транка, в лесу, на озере и т.д.
9* -
Вызов радиоабонента, который является мобильным оператором системы
(программируется в контроллерах системы)
0*
- Аварийный вызов, при котором система предоставляет радиоканал
с выходом на УАТС по линии № 1 и автоматически набирает заранее
запрограммированый в контроллере телефонный номер (например, номер
милиции 02).
КАК ПОЗВОНИТЬ АБОНЕНТУ СИСТЕМЫ С ТЕЛЕФОНА
Как
говорилось выше, к каждому ретранслятору, работающему в системе
"СмарТранк", подводится по одной или две телефонные линии от УАТС.
Каждая из таких линий будет иметь свой телефонный номер.
Процедура связи в направлении " телефон - абонент" в системе "СмарТранк"
не совсем комфортна, и выглядит следующим образом.
Корреспондент, звонящий по телефону, набирает какой-либо из телефонных
номеров, принадлежащих системе "СмарТранк" и:
-
если
звонящий слышит короткие гудки (линия занята), он должен набрать
другой телефонный номер из числа принадлежащих системе. Если
занята и вторая линия, то нужно попытаться набрать следующий
номер, и т.д.
-
если
линия свободна, то происходит соединение с ретранслятором и
звонящий слышит два коротких сигнала "бип-бип", означающих "Набирайте
добавочный номер".
После этого звонящий должен переключиться в тональный режим и
набрать добавочный номер. Возможен и донабор в импульсном режиме,
но при этом фирма - производитель контроллеров не гарантирует
100% попадание на нужного абонента.
Возможны ситуации, когда абонент разговаривает с кем-то другим
или просто не отвечает (не включил свою радиостанцию или находится
слишком далеко от ретранслятора). В обеих случаях звонящий п по
телефону услышит сигнал "занято".
Таким образом, в системах типа "СмарТранк" задачи выбора свободного
"входа" в систему и поиск абонентов при наличии нескольких зон
обслуживания перекладываются на тех, кто пытается связаться с
абонентами системы. Конечно, это не самый удобный способ обслуживания,
но для систем, стоимость которых в десятки раз ниже сотовых, это
вполне приемлемый уровень сервиса.
АБОНЕНТСКАЯ
АППАРАТУРА СИСТЕМЫ "СМАРТРАНК"
В системах типа "СмарТранк"
могут использоваться различные типы абонентских радиостанций.
Основное требование к абонентским станциям - это высокая скорость
сканирования.
Для системы "СмарТранк" сегодня можно использовать радиостанции
фирм ALINCO, ICOM, KENWOOD, MOTOROLA, STANDARD, YAESU (VERTEX)
и некоторых других фирм, для которых разработаны логические модули
фирмы Selecton.
Наиболее надежными и долговечными среди них являются радиостанции
фирмы MOTOROLA: автомобильные GM300 и носимые GP300; радиостанции
фирмы KENWOOD: TK-768 автомобильные и TK-278 носимые, имеющие
прекрасные характеристики и существенно более разумную цену чем
MOTOROLA при тех же параметрах, удовлетворяющих Военному Стандарту
США Mil Std 810. Из недорогих станций прекрасно себя зарекомендовали
радиостанции фирмы ALINCO, автомобильные DR-140 и носимые DJ-191.
Автомобильные радиостанции имеют встроенный динамик, и могут оснащаться
как микрофоном с наборной клавиатурой, так и гарнитурой в виде
телефонной трубки.
Гарнитура при необходимости позволяет обеспечить приватность ваших
телефонных переговоров, если вы не хотите, чтобы их слышали ваши
попутчики.
Автомобильные радиостанции можно использовать и в стационарных
условиях, в офисе или дома, управляя ей с обычного телефонного
аппарата. Для этой цели разработан блок телефонного интерфейса
ST-869, который включается между телефонным аппаратом и радиостанцией.
Переключение радиостанции с приема на передачу при этом происходит
без нажатия на тангенту, за счет голосового управления. Очень
удобно стыковать радиотелефоны на 900 МГц с блоком телефонного
интерфейса ST-869: абонент может отходить от машины на расстояние
до 1 км, а машина находится от ретранслятора на расстоянии до
40 км.
Портативные радиостанции МОТOROLA GP300, KENWOOD TK-278 отличаются
хорошим дизайном, большой прочностью и надежностью в работе. Их
батареи емкостью 1100 мАч обеспечивают работу без подзарядки в
течение всего рабочего дня. Удобная клавиатура сводит к минимуму
ошибки при наборе.
Важным доводом в пользу применения транковых радиостанций является
то, что только их логические модули позволяют переключать радиостанции
из системного режима в обычный, что очень полезно при использовании
радиостанций вне зоны обслуживания системы "СмарТранк" или для
совместимости с обычными радиосетями. Тем не менее, любая система
типа "СмарТранк", в том числе система "V-Trunk" фирмы YAESU и
др., позволяет использовать в своем составе как однотипные, так
и разнотипные мобильные и портативные абонентские радиостанции.
В частности, разработана логика для дуплексных радиостанций фирмы
RANGER (Рейнджер). Однако качество изготовления этих радиостанций
не позволяет рекомендовать их для использования в качестве автомобильных.
В стационарных условиях при использовании упоминавшегося выше
телефонного модуля ST-869, применяя две однотипные радиостанции:
одну на прием другую на передачу, можно создать полнодуплексный
канал, как для радиотелефонной связи так и для передачи информации
через факс- машины и модемы.
УПРАВЛЕНИЕ
СИСТЕМОЙ "СМАРТРАНК"
Основные
функции управления в системах "СмарТранк" осуществляются абонентскими
радиостанциями, которые непрерывно сканируют по всем радиоканалам
в поисках своего вызывного кода или сами ищут свободный канал
для выхода на УАТС.
Каждый из ретрансляторов "СмарТранк" работает автономно, никаких
специальных линий связи между ретрансляторами не требуется. В
этих условиях объединение системы в единое целое осуществляется
благодаря контроллерам, каждый из которых с одной стороны связан
со "своим" ретранслятором, а с другой стороны имеет выход в телефонную
сеть. Контроллеры ST-853 имеют:
- базу данных по
абонентам, в которой содержатся номера абонентов (кто может
пользоваться данным радиоканалом) и основные ограничения для
каждого абонента: максимальная разрешенная продолжительность
разговора, разрешение пользоваться междугородней связью и привилегированной
телефонной линией, подключаемой ко входу N 2 данного контроллера,
и т.д.
- базу учетных данных
по сеансам связи через данный радиоканал, включая номера тех,
кто использовал канал, отметки о характере связи ("АТС-абонент",
" абонент-АТС", "абонент-абонент"), дату, время и продолжительность
связи.
Максимальная емкость базы данных по абонентам - 4000 (1800) записей.
База учетных данных рассчитана на 1800 записей и должна периодически
считываться и очищаться.
Первоначально содержимое базы данных по абонентам формируется при
помощи компьютера, подключенного либо непосредственно к ST-853 через
имеющийся в контроллере последовательный порт RS-232, либо дистанционно
через дополнительный модем (для ST-853).
Впоследствии содержимое этой базы может дополняться и корректироваться,
в том числе и дистанционно. Например, в базу можно вводить новых
абонентов или временно исключать тех, кто нарушает регламент связи.
Все эти операции должен выполнять специально назначенный администратор
системы, который должен знать все тонкости работы систем "СмарТранк"
и пароли доступа.
В случаях, когда системы типа "СмарТранк" применяются для ведомственной
связи, содержимое второй базы данных (по сеансам связи), очевидно,
не представляет особого интереса для владельца системы. Однако,
в случае коммерческого использования системы именно эта база данных
позволит предъявить абонентам счет за пользование услугами связи.
Содержимое базы учетных данных по сеансам связи в системе "СмарТранк"
должно периодически "выгружаться" в память главного компьютера тем
же Администратором системы.
Таким образом существует широкий спектр оборудования для организации
оперативной радиосвязи. Правильный выбор системы и состава оборудования
позволяет оптимальным образом (с технической и финансовой точек
зрения) решить практически любые задачи по организации радиосвязи.
|