|
Разместил: |
RK3DIA |
Авторские права |
© http://www.radioscanner.ru, 2009; Виктор Мусатов, RK3DIA. Копирование запрещено. |
|
УКВ РАДИОСВЯЗЬ НА РЕЧНОМ ФЛОТЕ, ОТ РОЖДЕНИЯ И ДО НАШИХ ДНЕЙ.
Часть вторая. ( Часть первая - ссылка. )
Виктор Мусатов, RK3DIA
Эта статья продолжение первой, она посвящается, если так можно выразиться второму этапу развития УКВ радиосвязи на речном флоте СССР. Этот этап ознаменовался выделением полос частот в диапазоне 300 – 337 МГц и появлением УКВ радиостанций специально предназначенных для служб речного флота, которые удовлетворяли всем требованиям и новшествам, которые вводились в систему диспетчерского управления движением судов, обеспечения безопасности и обеспечения связью с береговыми службами. Этот период продолжается и поныне.
С 1977 года наряду с УКВ радиосвязью в полосе частот 100-150 МГц, начинает внедряться УКВ радиосвязь в полосе частот 300-337 МГц (точнее в двух поддиапазонах: в полосах 300,025-300,500 МГц и 336,0025-336,200 МГц). Эти частоты (точнее каналы) были распределены следующим образом, во-первых, первые пять каналов были симплексные, среди них канал с повышенным приоритетом: 5 канал – 300,200 МГц, для обеспечения безопасности судов при выполнении ими маневров, а так же для подачи сигнала бедствия (голосом). Еще одним новшеством стало закрепление на постоянной основе 3 канала – 300,100 МГц за диспетчерами шлюзов. 2 канал – 300,050 МГц был выделен для связи судов между собой, а 4 канал – 300,150 МГц был каналом связи судов с береговыми службами. Каналы с 6 по 11 дуплексные, предназначены были для двухсторонней связи с береговыми службами с возможностью выхода через них в ведомственную телефонную систему «Река» и телефонные сети общего пользования. Кроме этого была реализована система избирательного вызова (ИВ) и передачи циркулярных сообщений по каналам берег – судно. По сравнению с прежней 4-х канальной системой УКВ радиосвязи в диапазоне 100-150 МГц, это был значительный прогресс.
Реально, первые радиостанции нового диапазона появились в береговых службах и на судах лишь к 1979 году, а широко использоваться это диапазон начал лишь с 1982 года. Полностью УКВ радиосвязь в диапазоне 100-150 МГц была отменена лишь в 1985 году и до настоящего времени радиосвязь в полосе частот 300,025 – 300,500 МГц и 336,025 – 336,200 МГц действует и поныне. Появление более совершенных радиостанций с разносом частот между соседними каналами с 50 до 25 кГц позволило увеличить число симплексных и дуплексных каналов с 11 до 29.
На смену радиостанциям Р-609 пришли радиостанции семейства «Кама», которые производились Запорожским радиозаводом. В период с 1977 по 1991 год выпускались радиостанции следующих типов «Кама-П» (портовая), для береговых служб, «Кама-С», «Кама-Р», «Кама-РМ» (для установки на судах, а так же береговых службах). Первые две, выпускавшиеся примерно до 1983 года, были лампово-полупроводниковыми (оконечный каскад был выполнен на лампе ГУ-19), остальные («Кама-Р», «Кама-РМ») были полностью транзисторными и они выпускались почти до 1991 года.
Радиостанция «Кама-П» (7РТС – Ц2 – ЧМ) (фотографий, к сожалению у меня нет, а имеющиеся в печатных источниках очень низкого качества) была предназначена для симплексной дуплексной радиосвязи диспетчера, администрации порта и пароходства, абонентов телефонной системы «Река» и городской телефонной сети с грузовыми и пассажирскими судами речного флота. Она имела всего рабочих канала, один симплексный и один дуплексный. Симплексным, как правило, был 5 канал (300,200 МГц). Выходная мощность радиостанции была 30 ватт. Радиостанция работала на две разнесенные антенны, которые располагали коллинеарно на расстоянии не менее 2 метров. Антенны типа несимметричный вибратор с четырьмя противовесами и однонаправленная типа волновой канал с одним рефлектором и одним директором. Приемник радиостанции – супергетеродин с тройным преобразованием частоты. Первая ПЧ в пределах 116,32 – 116,44 МГц, вторая ПЧ в пределах 24,38 – 24,4 МГц, третья ПЧ – 1,4 МГц. Частоты возбудителя передатчика и гетеродинов приемника стабилизированы кварцевыми резонаторами, помещенными в термостат. Приемник был снабжен шумоподавителем. В передатчике применено 24 – кратное умножение частоты кварцевого резонатора, выходной каскад на лампе ГУ-19. Впервые в речной УКВ – радиосвязи был применен избирательный вызов (ИВ), позволявший устанавливать канал связи береговой радиостанции (диспетчера) с одной или группой судовых радиостанций. В радиостанции «Кама – П» избирательный вызов судовых радиостанций устанавливался 2 – частотной тональной посылкой продолжительностью 5 секунд. Две генераторные ячейки ИВ набора «десятков» и «единиц» в диапазоне частот 1309 – 1955 Гц через 34 Гц и генераторной ячейкой сигналов циркулярного вызова частотой 1989 Гц. Эти генераторы были собраны на электромеханических фильтрах (ЭМФ). Конструктивно приемник и передатчик были размещены в одном штамповано-сварном корпусе, остальные блоки выполнены в корпусах под установку в телефонную стойку. Радиостанция «Кама-П» была в эксплуатации довольно таки непродолжительное время, увеличение числа рабочих симплексных и дуплексных каналов, потребовало применение на диспетчерских пунктах радиостанций с большим числом каналов. В качестве таковых на судах, а позже и на береговых диспетчерских пунктах служили радиостанции «Кама – С» и серия радиостанций типа «Кама – Р».
Радиостанция «Кама – С» (8РТМ – А2 – ЧМ) предназначена для дуплексной и симплексной радиосвязи с береговыми и судовыми радиостанциями, в качестве главной и эксплуатационной.
Пульт управления УКВ – радиостанции «Кама – С»
«Кама – С» выпускалась в четырех модификациях, в зависимости от сети питания на берегу или на судне. В отличие от «Камы – П», радиостанция «Кама – С» имела уже 11 рабочих каналов (5 симплексных и 6 дуплексных), разнос между соседними частотами 50 кГц. Выходная мощность передатчика 10 ватт. Радиостанция собрана на электронных лампах и полупроводниковых приборах. Приемник имеет тройное преобразование частоты, ПЧ аналогичны как и у «Камы – П». Симплексный и дуплексный приемники аналогичны и отличаются только частотами настройки. Усилитель 3ПЧ и УНЧ общие для обоих приемников. Тракты гетеродинов приемников построены по типу «кварц на три канала». Частота первого гетеродина получается путем умножения в 16 раз частоты кварцевого генератора, второго гетеродина – в 8 раз, третьего – в 2 раза. Передатчик также построен по принципу «кварц на три канала» с последующим умножением частоты возбудителя в 24 раза. Кварцевые резонаторы приемника и передатчика помещены в термостат. Выходной каскад выполнен на лампе ГУ-19. Приемники и передатчик размещались в одном корпусе штамповано-сварной конструкции.
Приемопередатчик радиостанции «Кама – С».
Радиостанция «Кама – С» состоит из блока приемопередатчика, пульта дистанционного управления (с микротелефонной трубкой),преобразователя питания (в зависимости от сети берега или судна) и антенны типа несимметричного четвертьволнового вибратора (импеданс 75 Ом). Управление радиостанцией можно было осуществлять как с выносного пульта управления, так и с местного (находящегося в блоке приемопередатчика). Выносной пульт управления выполнен в литом корпусе с крышкой, на которой расположены переключатель каналов, регуляторы шумоподавления и громкости, встроенный динамик, индикаторы приема – передачи и ИВ и другие необходимые функции.
Антенна радиостанции «Кама – С»
Радиостанция «Кама – С» эксплуатировалась на речных судах с 1977 и до начала 2000-х годов. В настоящее время повсеместно выведена из эксплуатации, но ее еще можно встретить в радиорубках на некоторых пассажирских и грузовых судах.
Третьим поколением речных УКВ – радиостанций из серии «Кама» стала радиостанция «Кама – Р» (81РТМ – А2 – ЧМ) и ее последующие модификации «Кама – РМ» и «Кама – М». «Кама-Р (РМ)» выпускалась как в симплексном исполнении с приемопередатчиками ПП-300С (каналы 1-5) и ПП-336С (каналы 21-25), так и в дуплексном варианте с приемопередатчиками ПП-300Д и ПП-336Д на 16 каналов (6 дуплексных и 10 симплексных каналов). Эта радиостанция могла использоваться в качестве главной и эксплуатационной радиостанции, их устанавливали обычно 2 комплекта (один из которых главная р/с, а второй эксплуатационная). Эта радиостанция была выполнена полностью на полупроводниковых электронных компонентах. В комплект входили следующие блоки: Приемопередатчики (2 шт. ПП-300С (ПП-300Д) и ПП-336С (ПП-336Д)), блок питания (один на каждую пару радиостанций), блок согласующих устройств (БСУ), осуществлявший необходимые переключения при работе приемопередатчиков, блок антенных фильтров (БАФ), обеспечивающий работу приемопередатчиков на одну антенну.
Радиостанция «Кама – Р». Слева направо: Пульт управления с микротелефонной трубкой, а под ним блок питания, далее блоки приемопередатчиков ПП-336Д и ПП-300Д, над ними блок антенных фильтров (БАФ).
Увеличить
Радиостанция «Кама – Р» имеет 16 рабочих каналов, шаг между соседними каналами 50 кГц, а радиостанция «Кама – РМ» 29 рабочих каналов, с шагом 25 кГц. Вообще же стоит отметить, что радиостанции серий «Кама – РМ» и «Кама – М» появились позже. К концу 80-х годов, когда число каналов выделенных службам речного флота достигло 29.
Радиостанция «Кама-РМ», слева направо блоки : питания, ПП-300Д, ПП-336Д , БСУ и БАФ в рубке теплохода «Рихард Зорге».
Передатчик радиостанции серии «Кама – Р» имел выходную мощность 18 ватт, которая могла понижаться (с помощью ручной регулировки в блоках приемопередатчика) до 7 – 2 ватт. В основном блоки питания выпускались на напряжение сети 220 вольт (к настоящему времени на судах сеть 220 вольт стала стандартной). Антенна типа несимметричный четвертьволновой вибратор с импедансом 75 Ом. Приемник радиостанций типа «Кама-Р» имеет существенное отличие от предыдущего поколения радиостанций «Кама-П» и «Кама-С», в нем применено не тройное, а двойное преобразование частоты. Первая ПЧ – 10,7 МГц, вторая ПЧ – 465 кГц.
Антенна радиостанции «Кама-Р» на пассажирском речном теплоходе.
Стабилизация частоты гетеродинов приемников и задающих генераторов передатчика – кварцевая, по принципу «кварц – канал». Симплексные радиостанции имеют по пять генераторов приемника и передатчика. Дуплексная радиостанция отличается числом генераторов (их 11) и коммутационными устройствами рабочих каналов связи. Каждый кварцевый резонатор помещен в нагреватель с терморегулятором, рабочая температура нагревателей 50 градусов. В передатчике применяется 6-ти кратное умножение частоты задающего генератора. Оконечный усилитель двухкаскадный на транзисторах КТ 909Б. В состав антенно-фидерного тракта радиостанции входят блок антенных фильтров (БАФ) и антенна типа несимметричный вибратор. Причем БАФ применяется только для дуплексной радиостанции и предназначен для работы приемопередатчиков ПП-300Д и ПП-336Д на одну антенну. Радиостанции серии «КАМА-Р» имеют блочное исполнение, что позволяет комбинировать их состав в зависимости от назначения. Приемопередатчики, блок питания, блок согласующих устройств размещены в литых алюминиевых корпусах. Для более удобного доступа к блокам приемопередатчика и блока питания отдельные блоки их размещены на поворачивающихся шасси, закрепленных на поворотных цапфах.
Блок приемопередатчика ПП-336Д (вид внутри).
Пульт управления и устройство крепления микротелефонной трубки выполнены в пластмассовых корпусах.
Пульт управления радиостанции «Кама-Р» и телефонная трубка.
Радиостанции серии «КАМА-Р» постепенно вытесняются более современными радиостанциями, с синтезаторами частоты и другими функциональными возможностями, делающими обращение с ними более удобным и информативным. Но для середины 80-х годов и начала 90-х радиостанция «КАМА-Р» была достаточно современной и удобной. Вплоть до появления радиостанций серии «Гранит Р-24» радиостанции «Кама-Р» получили повсеместное распространение и даже с появлением новых радиостанций продолжали, да и на многих речных и река-море теплоходах продолжают использоваться и поныне. «Кама-Р» относилась к категории главных и эксплуатационных радиостанций, они использовались как на судах, так и береговыми службами.
Кроме главных и эксплуатационных радиостанций, на речных судах, в начале 80-х годов, согласно требованиями Речного Регистра Судоходства (РРС) РСФСР должны были в обязательном порядке использоваться носимые радиостанции, которые во время стоянки судна в порту, должны обеспечивать вахтенного дежурного и диспетчера порта оперативной УКВ радиосвязью. В СССР такие радиостанции для никогда не выпускались, и поэтому в рамках СЭВ разработка и производство УКВ радиостанций для нужд речного флота СССР было поручено соответствующим конструкторским и производственным организациям Болгарии. И вот, к началу 80-х годов появляется линейка носимых радиостанций (разработанных и производимых в Болгарии на заводе «Електрон» им. Антонова) серии РСД-70ЧМ («Микрон») и РН-18Б («Волжанка»).
УКВ-радиостанция РСД-70ЧМ «МИКРОН», справа на 2,4,5 каналы, слева на 2,3,5 каналы (Болгария).
УКВ-радиостанция РН-18Б «ВОЛЖАНКА» (Болгария).
Радиостанции РСД-70ЧМ имели 3 рабочих канала в поддиапазонах 300 МГц (обозначение А-25) и 336 МГц (обозначение В-25) и выходную мощность 300 милливатт. Радиостанция РСД-70ЧМ А-25 могла иметь 2,4,5 каналы или 2,3,5 каналы, а РСД-70ЧМ В-25 работала на 22, 24, 25 каналах. РСД-70ЧМ носилась на ремне в кожаном чехле, комплектовалась выносным пультом - тангентой, аккумулятором типа 10КВМ 0,22 (на 12 вольт, 0,22 Ач), антенной типа «хлыст». Сама радиостанция была выполнена в алюминиевом литом корпусе.
РСД-70ЧМ А-25, вид внутри.
На сегодняшний день РСД-70ЧМ окончательно сняты с эксплуатации и повсеместно заменены новыми радиостанциями типа «Гранит Р-44», «Saracom TW-80», «Motorolla GP-340» и т.д. В отличие от своей предшественницы эти радиостанции имеют все рабочие каналы речфлота, повышенную выходную мощность до 5 ватт и много других необходимых функций.
Радиостанция «РН-18Б «Волжанка» так же выпускалась в Болгарии на заводе «Електрон» им. Антонова. Внешне почти похожая на РСД-70ЧМ, но имела некоторые отличия: 4 рабочих канала (2,3,4,5), мощность до 0,5 ватт, большую емкость аккумулятора. Гарнитура (пульт-тангента) и антенна «хлыст» такие же, как и у РСД-70ЧМ. РН-18Б «Волжанка» на сегодняшний день так же сняты с эксплуатации, но их мечтают иметь яхтсмены и водномоторники.
Перечисленные в статье УКВ радиостанции для Речного флота РСФСР эксплуатировались на речных и река-море судах с начала 80-х до середины 90-х годов. По своим техническим характеристикам они были достаточно надежными и безотказными. На сегодняшний день некоторые из окончательно сняты с эксплуатации (в частности носимые РСД-70ЧМ, РН-18Б, стационарные «Кама-П» и «Кама-С»), некоторые продолжают эксплуатироваться, но при этом переходя из главных в разряд эксплуатационных («Кама-Р» и «Кама-РМ»). О том, какие радиостанции используются сегодня на речном флоте, я расскажу в следующей статье.
|
|
Автор |
Комментарий |
Stasiz Участник
|
17 Ноя 2009 14:23
Спасибо, очень интересно!
|
Silent Участник
|
17 Ноя 2009 17:22
Весьма познавательно! Спасибо!
|
урман Участник
|
09 Апр 2014 11:07
спасибо,интересно,но я ищу схему на каму-р. блок питания бпп-100.подскажите где скачать очень надо. за рание большое спасибо!!!!
|
урман Участник
|
09 Апр 2014 11:08
спасибо,интересно,но я ищу схему на каму-р. блок питания бпп-100.подскажите где скачать очень надо. за рание большое спасибо!!!!
|
Патриот Участник
|
01 Май 2015 19:54
И снова " мы пойдём другим путём"! В СССР опять отличились, создали не стандартный диапазон, очень редкие станции на него, нигде в мире такого нет. Вот интересно, чем руководствовались учёные, когда выбрали тот диапазон? Чтобы противник не слушал?
Ведь столько неудобств из-за сложности подбора аппаратуры!
|
andreu85 Участник
|
03 Май 2016 20:12
Патриот
Это делалось для того, что бы не могли слушать иностранные суда в прибрежной полосе.
Так же и Mid band 66-77 мГц, который есть в Европе, у нас же там сделали радиовещание, а для подобных целей отвели диапазон 55-57 мГц.
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные, активировавшие регистрацию и не ограниченные в доступе участники сайта!
|
Файл создан: 11 Июн 2009 13:26, посл. исправление: 27 Июн 2010 16:49 |
|