|
Экскурсия в радиорубку речного пасажирского теплохода Все о радио- и трансляционном оборудовании речного теплохода 302-го проекта "Иван Бунин" (бывший "Алексей Ватченко")
|
Начало » Морская и речная радиосвязь
|
Разместил: |
RK3DIA |
Авторские права |
Мусатов Виктор, RK3DIA |
|
ЭКСКУРСИЯ В РАДИОРУБКУ РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТЕПЛОХОДА.
Виктор Мусатов, радиолюбитель RK3DIA
Многие из нас кто отдыхал на речном теплоходе во время длительных круизов, смогли побывать на экскурсии в ходовой рубке и машинном отделении, и таким образом узнать, как управляют судном и увидеть дизель-генераторы и главный распределительный щит обеспечивающие снабжение судно электроэнергией, установку очистки питьевой водой и главные дизельные двигатели судна. Но мало кто смог побывать еще в одном из важных помещений судна, там, где расположена радиорубка. А ведь именно радиооборудование, находящееся в ней обеспечивало связь с внешним миром, а главное в случае опасности отсюда подавался сигнал бедствия, и обеспечивалась аварийная связь со спасательными службами.
В радиорубку никогда не водят туристов, правда, раньше до начала 90-х годов прошлого века на многих пассажирских туристических и теплоходах транспортных линий туристы и пассажиры могли воспользоваться услугами радиорубки, отправив телеграмму, домой с борта теплохода. Но в начале 90-х годов на судах появилась сначала спутниковая телефонная связь, а затем и бурно развивающаяся поныне сотовая связь, которые к 1992 году окончательно вытеснили радиотелеграф и саму такую услугу с речного, а позже и морского флота. На некоторых пассажирских судах, в основном на четырехпалубных (проектов 301, 302, 92-016, Q-056, Q-040) радиорубки пока еще сохраняют свой первоначальный вид и там еще можно ознакомиться с оборудованием, которое обеспечивало радиосвязь на речном флоте. На других теплоходах (проектов 588, 26-37 и 305) оборудование радиорубки и сами помещения с таким названием исчезают, превращаясь в каюты в ходе реконструкции. Значение радиосвязи, главным образом на средних и коротких волнах, на речном флоте к сегодняшнему дню сведено к минимуму, а некоторые виды радиосвязи, например радиотелеграф и вовсе вытеснены, уступив свое место радиосвязи на ультракоротких волнах, спутниковой и сотовой телефонии.
Приглашаю вас совершить путешествие в радиорубку речного пассажирского теплохода и познакомиться, с тем как она устроена, и какое оборудование и для чего используется. Я познакомлю вас с радиорубкой теплохода «Иван Бунин» (ранее носивший имя «Алексей Ватченко») проект 302. Думаю, многим доводилось совершать на нем и подобных теплоходах речные круизы. Мне удалось побывать на этом теплоходе в сентябре 2007 года, у моего знакомого начальника радиостанции, он показал мне радиорубку, ходовую рубку и трансляционный узел.
Состав радиооборудования немного отличается от того, которое устанавливают на речные суда, т.к. в ней установлено и оборудование, которое устанавливалось и на морские суда, а значит, есть возможность ознакомиться не только с речным, но частично с морским радиооборудованием. Связано это с тем, что теплоход «Алексей Ватченко» раньше работал на реке Днепр и совершал рейсы до Одессы, т.е. выходил в прибрежную морскую зону (так называемый прибрежный район плавания – морской район А1), ну а для того чтобы обеспечить экстренную и обычную радиосвязь на море требуется несколько иное оборудование, которое и установлено в радиорубке и на ходовом мостике.
Итак, от слов к делу. Теплоход «Иван Бунин», такое название он носит с конца 2006 года, т.е. почти с того момента, когда компания «Донинтурфлот» приобрела его в собственность, был построен в ГДР, и некоторое оборудование радиосвязи и трансляции было установлено на нем с момента постройки.
(фото теплохода «Иван Бунин» проект 302)
Радиорубка, трансляционный узел и каюта начальника радиостанции находятся на тентовой палубе с правой стороны сразу же за ходовой рубкой.
(общий вид радиорубки, место радиста-оператора)
В само помещение радиорубки ведут две двери из смежного помещения трансляционного узла и коридора ведущего в ходовую рубку. Вот так выглядит рабочее место радиста-оператора, оно сохранилось практически в первозданном виде. В центре на столе видны две панели управления радиопередатчиками, пульт слева – коротковолнового передатчика «Корвет», справа – главного навигационного средневолнового передатчика «Муссон». Телефонная трубка сверху над пультами это микротелефонная гарнитура для голосовой связи на коротких волнах (в дальнейшем КВ). Справа от пультов всеволновый радиоприемник «Шторм» (диапазон от 12 кГц до 30 МГц).
Над приемником «Шторм» панель с проводами – это антенный коммутатор приемных антенн (а антенны на судне бывают как приемные, так и передающие), к нему подключен приемник «Шторм», который посредством этого устройства коммутируется с любой из приемных антенн теплохода.
Раньше на столе радиста – оператора стояло два приемника «Шторм», но на момент, когда я побывал там остался только один.
Итак, главный навигационный приемник «Шторм» (или правильнее было бы его назвать радиоприемное устройство – РПУ).
(фото РПУ «Шторм»)
Диапазон принимаемых частот от 12 кГц до 30 МГц . Режимы приема: амплитудная телеграфия (азбука Морзе) – режим А1А, однополосная амплитудная телефония (радиотелефон) - режим J3E, радиотелетайп - режим F1B (текстовое сообщение с прогнозом погоды и другой информацией).
Элементная база РПУ «Шторм» построена на пальчиковых лампах шестивольтовой серии (напряжение цепей накала), имеет плавную перестройку частоты по диапазону, построен по схеме с генератором плавного диапазона (ГПД). Для повышения стабильности частоты оснащен блоком кварцевой стабилизации частоты (так называемый блок «Шторм-2) и блоком ондулятора (т.н. блок «Шторм-3») для обеспечения работы фототелеграфного аппарата (хоть и имелся в радиорубке, но никогда не был подключен к РПУ «Шторм»).
РПУ «Шторм» зарекомендовал себя как один из самых надежных приемников в своем классе и потому получил очень широкое распространение на морских и речных судах (окончательно вытеснив «Волну-К» как главный навигационный приемник).
(фото антенного приемного коммутатора)
Многие из вас, наверное, видели на теплоходах проектов 301 и 302 в носовой части средней палубы две длинные (по 8 метров) штыревые антенны с правого и левого борта.
(фото штыревая приемная КВ-антенна (правого борта) ).
А вдоль служебной надстройки тентовой палубы (с левого борта) проволочную антенну, подвешенную на керамических изоляторах. Это приемные антенны, кабельные линии от них сходятся в коммутатор приемных антенн, на панелях можно прочесть названия коммутируемых антенн и номера гнезд приемников, в которые и втыкают коммутационные штеккеры с кабелями от соответствующей антенны. Этот коммутатор предназначен для работы только на прием.
(фото ПВ-КВ-передатчика «Корвет»)
Между радиорубкой и дверью ведущей во внутренний коридор есть очень маленькое помещение, оно называется аппаратная. В нем установлены два радиопередатчика (ПВ/КВ – «Корвет» и СВ – «Муссон» с автоматическим антенно - согласующим устройством). «Корвет» радиопередатчик промежуточных (ПВ – 1,603 – 3,800 МГц) и коротких (КВ – 4,063 – 26,600 МГц) волн. Его можно назвать классикой судовых радиопередатчиков, его устанавливали почти на всех речных судах (на морские суда ставили его родного «брата» передатчик «Бриг»). Радиопередатчик «Корвет» имеет блочное построение, состоит из кварцевого возбудителя «Бот» (на рабочие диапазоны 1,603 – 3,800 МГц и 4,063 – 26,600 МГц (формирователь соответствующих частот, в модификации «Корвет-2» устанавливали возбудитель «Норд», с рабочими диапазонами СВ – 400-512 КГц и ПВ/КВ – 1.5-30 мГц), блока питания (анодного и цепей управления), выходного каскада - УМ на 4-х генераторно-усилительных лампах ГУ-74Б (усилитель распределенного типа) и блока полосовых фильтров. В сумме усилитель мощности отдавал в антенну до 300 Вт. Этой мощности хватает, чтобы обеспечивать надежную связь на расстояние более 3000 км. Передатчик «Корвет» имеет два режима мощности 100% и 25%, ведь максимальная мощность была нужна не всегда и зависела от рабочего диапазона и прохождения радиоволн. Для охлаждения мощных ламп внутри передатчика, в блоке усилителя мощности имеется мощный вентилятор. Необходимая рабочая частота устанавливается дискретно (набором ее специальными переключателями на передней панели) с местного пульта управления (верхняя часть шкафа). Там же на пульте кнопками устанавливается соответствующий режим работы и мощность, для контроля настройки передатчика служит стрелочный прибор – амперметр (ток в антенне) и табло сигнализации (светлый прямоугольник на пульте).
(фото главного навигационного СВ-передатчика «Муссон»)
Второй радиопередатчик установленный в аппаратной - главный навигационный средневолновый «Муссон». Внешне очень похож на «Корвет», но работает на семи фиксированных частотах 410, 425, 454, 468, 480, 500 и 512 кГц. Частота 500 кГц выделена красным цветом, раньше до 1991 года эта частота была частотой бедствия на море и реке. В случае беды на ней азбукой Морзе передавался всем известный сигнал SOS. Остальные частоты служили для связи в режиме А1А (амплитудная телеграфия) и Н2А (частотная телеграфия), обмен информацией о погоде и другими навигационными сообщениями. Передатчик «Муссон» так жк имеет блочное построение, состоит из блока возбудителя, усилителя мощности с полосовыми фильтрами, блока питания и блока управления. Выходная мощность у «Муссона» 200 Вт и оконечный каскад на транзисторах 2Т802Б. Дальность связи у «Муссона» 1000 км. Сверху над передатчиком стоит универсальное автоматическое антенно - согласующее устройство «Муссон», которое согласует выходные каскады передатчиков «Корвет» и «Муссон» с передающими антеннами (их на теплоходах проектов 301,302, 92-016, Q-040 и Q-065 две – главная и резервная). Сейчас диапазон 410 – 512 кГц не используется и упразднен (за исключением частоты 518 кГц, которая используется в ГМССБ, службой «Навтекс», на которой передается информация по безопасности мореплавания). А передатчик «Муссон» продолжает стоять на этом и других судах в качестве «мебели».
(фото главной СВ-ПВ-КВ-антенны, на мачте теплохода)
Для коммутации ПВ/КВ передатчика с передающими антеннами есть свой коммутатор, выдерживающий 1,5 кВт - ную мощность.
(фото коммутатора передатчика «Корвет»)
Мощные кабели (от оконечных согласующих устройств ПВ/КВ) передатчика «Корвет» заходят в этот коммутатор, соединяются с автоматическим антенно – согласующим устройством (АСУ) «Муссон» и соединяются с кабельными линиями, идущими наверх к антеннам. Во время грозы, поворотом специальных штырьков передатчик и антенны надежно «заземляются» на корпус судна.
(фото резервной СВ-ПВ-КВ-антенны)
Для удобства работы радиста – оператора управление передатчиками «Корвет» и «Муссон», осуществляется дистанционно, с рабочего места посредством выносных пультов, которые в точности повторяют панели местных пультов управления передатчиков.
(фото пультов передатчиков «Корвет» (слева) и «Муссон» (справа))
А под пультами еще одна панелька с контрольными лампами и кнопками. Она служебно-вспомогательная. Контрольные лампы индицируют положение мачты судна (завалена она или нет), на мачте находится главная передающая СВ – ПВ – КВ – антенна. Кроме этого, с этого пульта производилось выключение внутрисудовой трансляции, на время работы передатчиков (мощные передатчики давали сильные наводки на трансляционный узел). Ну и кнопки подключения всех приемных устройств на громкоговорящую систему прослушивания сигнала.
(фото аварийного приемопередатчика «Сирена»)
А это чисто морской аппарат – приемопередающее устройство аварийной подачи сигналов бедствия (АПП) «Сирена». Верхний блок передатчик с согласующим устройством, нижний – средневолновый аварийный приемник.
Работал этот приемопередатчик на тех же частотах, что и «Муссон» от 410 до 512 кГц (средневолновый диапазон), а режимы рода работ такие же А1А и Н2А. Излучаемая мощность порядка 40 ватт. Дальность действия 150 морских миль (более 300 км). Выходной каскад так же транзисторный. Подача сигналов осуществлялась в автоматическом режиме, передача состояла из телеграфных сигналов, состоящих из комбинации – SOS, названия судна и его координат, которые предварительно задавались штурманом набором их на панели шифратора – дешифратора, установленном в штурманской выгородке в ходовой рубке.
(фото блока шифратора-дешифратора АПП «Сирена»)
Я, правда, снял его в раскрытом виде, на передней панели находятся ручки переключателей набора координат судна и кнопки приведения в действие в ручном или авторежиме передатчика «Сирена». АПП «Сирена» мог быть приведен в действие, как радистом-оператором, так и штурманом непосредственно из ходовой рубки. Вот интересная фотография таблички –инструкции по приведению в действие АПП «Сирена», установленной на дверце блока передатчика.
Кроме того, в случае нарушения электроснабжения АПП «Сирена» мог быть запитан от аккумуляторных батарей, которые специально входили в состав этого комплекса. Такое устройство на речном флоте не применялось, т.к. на реке отсутствует необходимость передачи географических координат судна в случае бедствия. Но так как теплоход «Алексей Ватченко» совершал выходы в прибрежную зону Черного моря, то согласно требованиям Морского регистра, аварийный приемопередатчик «Сирена» был установлен в радиорубке. В принципе, в обычном режиме на этом приемопередатчике так же можно принимать и передавать и обычную навигационную и погодную информацию. Теперь же, когда средневолновый диапазон упразднен, этот приемопередатчик на «Иване Бунине» тоже всего лишь предмет «мебели».
(фото пульта УКВ-радиостанции «Камы-РМ»)
Обязательной, и на сегодня единственной используемой по своему прямому назначению радиостанцией в радиорубке является симплексно-дуплексная УКВ – радиостанция «Кама – РМ». Эта радиостанция диапазона 300,025 – 300,500 МГц и 336,025 – 336,500 МГц служит для связи с береговыми радиостанциями, передающими прогноз погоды, путевую и служебную информацию. Пожалуй, на сегодняшний день это единственная, если не считать обслуживание трансляции и систем эфирного и спутникового телевидения, прямая обязанность начальника радиостанции. На переборке у окна размещаются пульт управления и выносная микротелефонная гарнитура радиостанции «Кама – РМ». Почему она имеет буквенное обозначение «РМ», да потому, что в отличие от радиостанции «Кама – Р», очень хорошо всем известной (ее можно увидеть в ходовой рубке), у нее шаг между соседними каналами 25 кГц, а у «Кама – Р» - 50 кГц. Меньше шаг больше число рабочих каналов – 26 рабочих каналов. А вот еще, справа, прямо под окном, серый ящичек с ручкой сбоку. Это телефон внутрисудовой связи, без подключения питания от внешней сети. Т.е. в случае аварийного отключения электричества, повернув эту ручку, можно вызвать любой из 12 подобных телефонных аппаратов (такого же типа) расположенных на важнейших постах судна (ходовой рубке, радиорубке, машинном отделении, каюте капитана и т.д.). Правда на нем не видно телефонной трубки, но, честно говоря, не знаю, работает ли эта система на «Иване Бунине» вообще. На переборке, отделяющей радиорубку от ходовой, находится распределительный электрощит.
(фото распределительного электрощита)
От него питаются напряжением 220 вольт от главного или аварийного электрощита (находятся в машинном отделении) все устройства радиосвязи радиорубки и электрорадионавигационное оборудование ходовой рубки. В случае бедствия при пропадании основного электропитания на судне, все оборудование радиорубки и ходовой рубки переключается на питание от аварийного дизель-генератора одним поворотом переключателя.
(фото позывного и часов)
Каждому судну для обозначения его при проведении радиосвязи присваивается позывной сигнал, состоящий из комбинации 4-х букв латинского алфавита. Теплоходу «Алексей Ватченко» был присвоен позывной UUFO (по русски УУФО – Ульяна Ульяна Федор Ольга или на международном языке – Uniform Uniform Foxtrot Oscar). Чем-то напоминает радиолюбительский позывной сигнал, но отсутствует цифра, обозначающая район, впрочем, у судна нет постоянного района местонахождения. На стене видны часы, довольно необычного вида, разделенные на четыре сектора – 2 синих и 2 красных. Это участки продолжительностью 3 минуты каждый. Красный сектор обозначает, что через каждые пятнадцать минут в начале каждого часа и в последнюю четверть часа все береговые и судовые радиостанции должны соблюдать радиомолчание и слушать эфир на частотах бедствия (500 кГц и 2182 кГц) в телеграфном режиме. Голубой же сектор означает, что 3 минуты в начале часа и 3 минуты третьей четверти часа радиостанции судовые и береговые прослушивают частоту бедствия в телефонном участке (2182 кГц). Это правило было незыблемым на протяжении многих лет, начиная чуть ли не с 1906 года, когда был принят на вооружение сигнал SOS (телефонный участок появился значительно позже в конце 1950-х). Сейчас, это правило уже считается упраздненным, на море теперь другая система подачи сигнала бедствия, изменилось время, режимы подачи сигнала и на смену классической радиосвязи пришла ГМССБ – GMDSS (Глобальная Морская Система Спасения при Бедствии).
(фото лицензии)
А вот интересный документ, это лицензия, выданная теплоходу «Алексей Ватченко», на право использования средств радиосвязи Украинским радиочастотным центром до 30 ноября 2000 года, обычно ее выдавали на 4 года, значит, получена она в 1996 году. С тех пор «Алексей Ватченко» (или по-украински «Олексiй Ватченко») стал «Иваном Буниным», а лицензия утратила свое действие. Такие разрешения на эксплуатацию судовой радиостанции и присвоение позывного сигнала имеет каждое морское и речное судно.
(фото крыши рубки)
Да, мне удалось тогда залезть и на самую высокую точку теплохода. Там тоже было что посмотреть. Но сфотографировал я мачту, на которой подвешена на мощных изоляторах главная приемно – передающая антенна судна. Она проволочная и идет от верхней реи мачты к изоляторам вниз – тип антенны двойной наклонный луч (обеспечивающий большую рабочую полосу в пределах выбранного диапазона). Кроме этого на мачте можно видеть и антенны от речной УКВ радиостанции типа «Кама-Р (РМ)» (справа) их на судне может быть от 1 до 3-х, а слева на верхней рее антенна от морской УКВ-радиостанции (156-162 МГц) «Рейд-1» (штырек с шестью противовесами), сама радиостанция установлена в ходовой рубке. Морская УКВ радиостанция «Рейд-1» использовалась на этом теплоходе, когда он выходил в прибрежную морскую зону.
(фото пульта УКВ-радиостанции «Рейд-1» в ходовой рубке)
Причем данная модификация пульта управления устанавливалась именно в ходовой рубке, его точное название пульт судоводителя, а в радиорубке (правда лишь на морских судах) устанавливался пульт радиста – оператора (чаще всего в составе пульта радиста – оператора типа «Дюна»).
(фото пульта радиста – оператора УКВ радиостанции «Рейд-1»)
Он несколько отличается от пульта судоводителя, т.к. имел расширенные функции, например именно с него обеспечивался выход по УКВ на береговые телефонные сети. На речном судне морская радиостанция выполняла вспомогательную роль (использовалась лишь во время кратковременного выхода теплохода в прибрежную морскую зону) и поэтому этот пульт так никогда и не был установлен в радиорубке.
Ну и еще немного об оборудовании внутрисудовой трансляции. Как я уже упомянул, помещение радиорубки и трансляционного узла смежные. Из трансляционного узла осуществляется передача широковещательных (т.е. для туристов) и командных программ (т.е. для команды и персонала судна). Первоначально (с момента постройки и до 2007 года) на теплоходе «Алексей Ватченко» была установлена трансляционная система «С-400» (ГДР, завод «RFT»). Она состояла из блока коммутации (стоял в трансузле), выносных пультов (в ходовой рубке и на стойке дежурного администратора (ресепшн)) и 10 блоков линейных усилителей ЗЧ «V150 – 2».
(трансляционный узел «С-400» в помещении трансузла т/х «Иван Бунин»)
В комплект этой установки входил и один из источников широковещательных программ приемник «RFT» (ГДР), который имел ДВ, СВ, КВ1, КВ2 и УКВ (62 – 73 МГц) диапазоны.
(справа наверху над блоком коммутации приемник «RFT»)
Выходные каскады усилителей ЗЧ «V150 – 2» были выполнены на лампах, отчего они имели высокое энергопотребление, что в нынешних условиях непозволительно даже на судах (несмотря на их энергоавтономность). И в период межнавигационного ремонта зимой 2008 года этот трансляционный узел был заменен на стойку «Inter – M». Были заменены и все три выносных поста вещания на «Inter-M RM-916».
(стойка «Inter-M» в трансузле т/х «Иван Бунин»)
Вот собственно наша экскурсия завершена, примерно такое же радиооборудование пока еще можно увидеть и на речных (четырехпалубных) пассажирских судах других проектов, ну а трансляционные системы «Inter-M» вытесняют трансляционные узлы типа «Березка», «Рябина-М» и им подобные.
|
|
Автор |
Комментарий |
mizha Участник
|
22 Сен 2009 18:53
Интересная статья !
|
tw803 Участник
|
23 Сен 2009 12:12
Спасибо, очень интересно!
|
radioW Участник
|
23 Сен 2009 12:21
Здорово!
|
miner Участник
|
25 Сен 2009 19:29
Класс!
|
Малютин Участник
|
26 Сен 2009 20:17
Очень хорошая статья, отлично Виктор!
Ждем других ваших рассказов!
|
Vlar Участник |
28 Сен 2009 20:30
Класс!!! Желаю удачи и ..семь футов под килем!!! 73!!! Владимир.RA3AML
|
iai Участник
|
29 Сен 2009 06:49
Позновательно
|
werden Участник
|
30 Сен 2009 16:46
Просто супер, спасибо ! ! !
|
onebuttle Участник |
03 Окт 2009 20:37
Большое спасибо за превосходную экскурсию.UR5LQ
|
Salesperson Участник
|
03 Окт 2009 20:55
Эх, кто бы меня в детстве сводил туда, да еще с рассказом обо всем....
Спасибо огромное!!
|
Lopator Участник
|
04 Окт 2009 04:56
Спасибо за интересный рассказ.
|
altai Участник
|
04 Окт 2009 14:52
Спасибо!!
|
Jafar Участник
|
06 Окт 2009 15:10
Спасибо,было очень интересно.
|
Falcon31 Участник
|
07 Окт 2009 20:29
Спасибо за экскурсию, очень интересно!!
|
viktorsch Участник
|
30 Окт 2009 17:23
Очень интересно.Большое спасибо!
|
Zigler Участник
|
30 Июл 2012 18:12
Спасибо за фотки пультов Рейд-1, очень тёплые воспоминания о этой станции
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные, активировавшие регистрацию и не ограниченные в доступе участники сайта!
|
Файл создан: 21 Сен 2009 17:24, посл. исправление: 27 Июн 2010 16:49 |
|