Специальные радиосистемы
Логин  Пароль   Регистрация   
На главную
наш магазин радио
объявления
радиорейтинг
радиостанции
радиоприемники
диапазоны частот
таблица частот
аэродромы
статьи
файлы
форум
поиск
Любительская радиостанция Yaesu VX-6R
Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ). NAVTEX.
Описание системы, оборудование.
Начало » Морская и речная радиосвязь
Разместил: RK3DIA 5.5
Авторские права Виктор Мусатов, радиолюбитель RK3DIA


ГЛОБАЛЬНАЯ МОРСКАЯ СИСТЕМА СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ
(ГМССБ). NAVTEX .


Виктор Мусатов, радиолюбитель RK3DIA

Среди любителей радиомониторинга в последнее время появилось много любителей приема сообщений в формате NAVTEX. Сообщения этого типа можно принимать как в коротковолновом, так и в средневолновом диапазонах. На форуме Radioscanner.ru появилась даже отдельная тема, посвященная приему NAVTEX.
Как принять NAVTEX?
А между тем, все большее число любителей радиомониторинга, принимают сообщения, так или иначе относящиеся к ГМССБ. Этой статьей, я хочу начать серию публикаций о ГМССБ (или по международному обозначению GMDSS), о ее составных частях, о принципах организации этой системы, об оборудовании в нее входящем и о том, что мы любители радиомониторинга можем принимать на частотах, выделенных для ГМССБ. И начать я хочу с NAVTEX, т.к. последние темы форума вызвали интерес к приему сообщений в этом формате. Что же такое NAVTEX? Для чего он нужен? Что обозначает информация, передаваемая в этом формате? На эти вопросы я решил дать ответы для всех, кто увлекается приемом NAVTEX.


Итак, что же такое NAVTEX? NAVTEX (дословно Навигационное Сообщение) – это обязательная и неотъемлемая часть Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии (ГМССБ, или по международному обозначению GMDSS). Международная система для автоматизированной передачи навигационной, метеорологической, информации по безопасности мореплавания, штормовых предупреждений и другой срочной информации в режиме узкополосного буквопечатания (УБПЧ, режим F1B). Сообщения NAVTEX передаются береговыми станциями, находящимися в прибрежной зоне и радиус их действия до 400 морских миль. Система введена в действие 1 августа 1992 года, в соответствии с принятой Конвенцией СОЛАС-74 и внедрением ГМССБ (GMDSS).
Для службы NAVTEX специально выделены несколько частот в средневолновом диапазоне: 518 кГц (международная), 490 кГц и 424 кГц (национальные). Кроме этого для национальных служб NAVTEX выделены частоты в коротковолновом диапазоне: 4209.5 кГц. Т.е. на частоте 518 кГц работают береговые станции, передающие информацию на английском языке по всемирному расписанию, где для каждой береговой станции выделен специальный промежуток времени для передачи информации. Расписание составляется Всемирной службой Навигационных предупреждений (ВСНП или WWNWS – World Wide Navigational Warning Service), которая является составной частью ГМССБ.
Вся территория мирового океана разделена на 16 районов NAVAREA – НАВАРЕА (навигационные районы):

Карта районов NAVAREA.

NAVAREA I – Северная часть Атлантического океана
NAVAREA II – Южная часть Атлантического океана
NAVAREA III – Средиземное море
NAVAREA IV – Восточная часть Атлантического океана (Восточное побережье США и Канады)
NAVAREA V – Побережье Бразилии (Южная Америка)
NAVAREA VI – Прибрежные районы Аргентины и Уругвая
NAVAREA VII – Район от Южной Африки до Антарктиды (Атлантический и Индийский океаны)
NAVAREA VIII – Прибрежные районы Индии
NAVAREA IX – Район Персидского и Аденского заливов и Красного моря
NAVAREA X – Прибрежные районы Австралии
NAVAREA XI – Южная Азия
NAVAREA XII – Западная часть Тихого океана
NAVAREA XIII – Прибрежные районы России
NAVAREA XIV – Прибрежные районы Новой Зеландии и Южной части Тихого океана
NAVAREA XV – Прибрежные районы Чили (Западная часть Тихого океана)
NAVAREA XVI – Побережье Перу

Каждый район NAVAREA обслуживает группа береговых передающих радиостанций, работа которых координируется страной-координатором (в которой находится координационный центр данного района). Например для NAVAREA III – страна-координатор Испания, для NAVAREA XIII – Россия.
Координатор района NAVAREA получает и передает следующие типы информации (согласно требованиям ГМССБ):
1.Навигационные предупреждения (COASTAL)
2.Метеорологическую информацию (WEATHER FORECAST)
3.Информацию по поиску и спасанию
4.Предупреждения о пиратских нападениях

Например метеорологической информацией Координатора района NAVAREA обеспечивает Всемирная метеорологическая организация (WMO – World Meteo Organization) (для передачи ее на международной частоте 518 кГц) и национальные службы погоды (для передачи на национальной частоте NAVTEX – 490 кГц и на частотах КВ). Информация по поиску и спасанию поступает от Морского Координационно-спасательного Центра (MRCC – Maritime RCC), соответствующей страны, входящей в данный район.
Что же представляет собой сообщение NAVTEX? Вначале, несколько слов о классах излучения, которые используются для его передачи.
NAVTEX передается в режиме излучения F1B, FEC Collective (т.е. сообщение для всех). F1B представляет собой частотную модуляцию несущей цифровым сигналом, содержащим набор данных в режиме узкополосного буквопечатания. Необходимая ширина полосы 304 Гц. Недостатком режима F1B является сложность поддержания стабильности частоты (при режиме УБПЧ она не должна превышать 10 Гц), поэтому сейчас и NAVTEX и информация по безопасности мореплавания (ИБМ) передаются в режиме J2B (хотя в мануалах и расписаниях сохраняется прежнее обозначение F1B). J2B представляет собой однополосную амплитудную модуляцию с полностью подавленной несущей (как правило верхняя боковая полоса USB), один канал, содержащий цифровую информацию с использованием поднесущей. На сегодняшний день все передатчики ИБМ и NAVTEX работают в режиме J2B.
Теперь о формате сообщения NAVTEX. Рассмотрим его на конкретном примере (это сообщение от Архангельск – Радио, принятое мной на частоте 518 кГц, согласно расписанию для района NAVAREA XIII) :

ZCZC FE60
141800 UTC NOV 09
ARCHANGEL RADIO WEATHER FORECAST NR 60
PORT ARKHANGELSK
STORM WARNING:NIL
WEATHER S_MMARY:LOW 989 HPA 79N 89E
DEEPENINGMOVING EASTWARD
WIND:WLY SWLY 6 TO 11 M/S
DAYTIME 9 TO 14 M/S
VIS:4 TO 6 KM
SEAS:0,8 TO 1,3 M=
NNNN


Итак обозначение ZCZC – символы обозначающие начало передачи, далее FE60 – первый знак F - опознаватель передатчика, т.е. специальный знак (буква от A до Z) присвоенный береговому передатчику, обслуживающему район, второй E – тип сообщения, в данном случае – метеорологическое, 60 – номер сообщения.
141800 UTC NOV 09 – время выпуска сообщения,
ARCHANGEL RADIO WEATHER FORECAST NR 60 - опознаватель и номер сообщения (т.е. опознаватель радиостанции и номер передаваемого ею сообщения).
Далее идет сам текст сообщения, в данном случае прогноз погоды в районе порта Архангельск, включающего в себя прогноз штормовой обстановки, атмосферного давления, направления и скорости ветра, видимости и высоте волны.
NNNN – символы обозначают конец передачи сообщения.
Само сообщение относится к группе метеорологической информации, тип сообщения - метеорологический прогноз.
А вот пример сообщения, относящийся к группе навигационных предупреждений:
ZCZC FA67
120800 UTC NOV 09
COASTAL WARNING ARKHANGELSK 78
PORT ONEGA
1. REMOVAL AND REPLACEMENT OF BUOYAGE
FOR WINTER PERIOD IS COMPLETED
2. CANCEL THIS MESSAGE 22 NOV=
NNNN

ZCZC FA66
110700 UTC NOV 09
COASTAL WARNING ARKHANGELSK 77
PORT ARKHANGELSK
LIGHT ICE BUOY NO 23G STARBOARD SIDE
64-38-13.2N 040-30-51.6E OFF STATION=
NNNN

О том, что это навигационное предупреждение нам подсказывает группа символов FA67 и FA66. Буква А, после знака опознавателя передатчика F, обозначает навигационные предупреждения. Далее группа цифр обозначает текущий номер сообщения одного типа. Как правило они нумеруются от 01 до 99 и по достижении последнего вновь начинается с 01. Сообщение с номером 00 присваивается сообщениям о бедствии и другим особо важным сообщениям.
Я хочу привести полный список опознавателей сообщений, соответствующей группе символов обозначающей опознаватель передатчика и тип сообщения, обязательные выделены жирным шрифтом:
А – навигационные сообщения
В – Метеорологические предупреждения
С – ледовые сводки
D – информация по поиску и спасанию и пиратских нападениях
Е – Метеорологические прогнозы
F – сообщения лоцманской службы
G – сообщения системы Дека
Н – сообщения системы Лоран
I – сообщения системы Омега
J – сообщения спутниковой навигационной службы
К – сообщения других навигационных служб
L – навигационные предупреждения (дополнительно к букве А)
V,W,X,Y – специальные службы (пробное распределение)
Z – отсутствие сообщений
Выделенные группы сообщений обязательны к приему на судах и не могут быть исключены из печати приемником NAVTEX.
Теперь, если посмотреть на карту районов NAVAREA можно увидеть, что передающие станции NAVTEX географически расположены так, чтобы при их работе исключались взаимные помехи (А – передача сообщения, Z – отсутствие сообщений). Чтобы избежать взаимных помех, все береговые станции NAVTEX передают информацию по расписанию, и каждая выходит в эфир не более шести раз в сутки.
Расписания передач NAVTEX можно посмотреть в:
1.ITU List of Radiodetermination and Special Service Stations, Section 11, Annex 2:
2.ALRS vol.3;
3.ALRS vol.5;
4.GMDSS Master Plan, Annex 7.
5.А любителям приема NAVTEX рекомендую зайти на :
http://de.wikipedia.org/wiki/Navtex-Stationen

Для приема сообщений NAVTEX используется специальный приемник, состоящий из блока приемника средневолнового (в новых моделях с возможностью приема коротковолнового) диапазона, устройства обработки сигнала (АЦП) и печатающего устройства. Внешний вид показан на фото.

Приемник NAVTEX NT-900 (частоты: 518кГц, 490 кГц и 4209,5 кГц)
Согласно требованиям ГМССБ и СОЛАС приемник NAVTEX устанавливается в ходовой или штурманской рубке (выгородке) и должен быть постоянно включен как во время рейса судна, так и не менее чем за 4 часа до выхода из порта.

На начальном этапе (1992 год), характерном, правда, для постсоветского пространства, на судах принимали сообщения типа NAVTEX, радиотелекс и даже радиофаксимильные, коммутируя приемники типа «Шторм», «Циклоида», «Сибирь» с примитивными 286, ну а у кого судовладельцы оказывались побогаче 486-ми и Pentium-166. В качестве интерфейсов собирали конструкции на основе радиолюбительских схем типа Hamcom и им подобных. Но с полномасштабным внедрением ГМССБ на судах сначала морских, а затем и река-море стали устанавливать специальные приемники NAVTEX. Одна из ранних моделей представлена на фото:

Приемник NAVTEX “PNW 901” “Standart Radio”(частоты: 518кГц, 490кГц)

В основном же большинство недорогих (по меркам профессиональной техники) приемников NAVTEX выпускается с работой на международной частоте 518 кГц.

Приемник NAVTEX «NCR-330» от «JRC» (частота приема: 518 кГц)

Но они уже постепенно снимаются с производства и повсеместно заменяются приемниками, работающими помимо международной частоты 518 кГц еще и национальных частотах NAVTEX 490 кГц, 424 кГц и 4209,5 кГц. С возможностью автоматического сканирования этих частот.

Приемник NAVTEX «SNX-200» от «Samyng ENC» (частоты: 518 кГц и 490 кГц),
в ходовой рубке речного теплохода проекта 646 «В.Г.Белинский».


А вот более совершенный (из того, что имеется в моем фотоархиве) приемник NAVTEX компании FURUNO, который работает на всех четырех частотах.

Приемник NAVTEX «NX-500» от «FURUNO» (частоты: 518кГц, 490 кГц, 424 кГц, 4209,5 кГц).
На сегодняшний день появились и еще более совершенные модели приемников NAVTEX, со встроенным ЖКИ экраном, например «NX-700», все той же «FURUNO». Этот приемник позволяет просматривать все поступающее сообщения, а распечатывать лишь наиболее важные из них, что позволяет экономить дорогостоящую термобумагу и лишний раз «не гонять» принтер (и даже в случае выхода последнего из строя иметь возможность просмотреть полученные сообщения). Среди последних новинок, честно скажу, что подробную информацию вместе с фото мне пришлют чуть позже, появилась модель приемника NAVTEX, представляющая собой сам блок приемника с выходом на компьютер через USB. Приемник не содержит органов управления на внешнем блоке, а управляется посредством интерфейса программного обеспечения. Т.е. в этой модели нет устройств отображения полученных сообщений.

А теперь немного о том, что и на каких частотах, относящихся к службе NAVTEX, мы можем принимать и что для этого нужно.
Прежде всего нужно иметь приемник, который принимал бы в диапазоне 500 кГц (на частотах 518 кГц, 490 кГц и тем у кого есть возможность, благодаря месту жительства, 424 кГц) и в диапазоне 4000 кГц (частота 4209,5 кГц) и имел бы режим однополосной модуляции USB. Для таких целей хорошо подойдут судовые всеволновые приемники: «Циклоида», «Сибирь», «Гюйс», «Бурун», из зарубежных любой приемник серии «EKD», а также любой трансивер, так же зарубежного производства. Подойдет даже «Degen 1103», особенно в путешествии, например в морском круизе. Я пользуюсь дома для приема NAVTEX (да и других цифровых видов связи) приемником «EKD-300» или трансивером «ICOM-703».

Приемник «EKD-300», на частоте 516 кГц
Чтобы согласовать выход приемника со входом звуковой карты компьютера рекомендую установить между ними «интерфейс» (развязывающий низкочастотный трансформатор (от аппаратуры высокочастотного уплотнения) и переменный резистор 10 кОм).

Для декодирования сообщений в формате NAVTEX существует множество программ, я использую программу SeaTTY (v.2.30), которая позволяет принимать как NAVTEX, так и карты погоды в режиме FAX, телексные сообщения RTTY, кроме этого имеет возможности декодирования сообщений в формате цифрового избирательного вызова (ЦИВ, о нем я расскажу в следующей статье).

Из опыта, живя в ближайшем Подмосковье (г.Пушкино) на частоте 518 кГц (реально 516 кГц) на антенну INV-V 40-ка метрового диапазона мне удается принимать уверенно NAVTEX станции Архангельска (опознаватель передатчика F), Астрахань (опознаватель W), Таллина (опознаватель U), с переменным уровнем Остенде (Бельгия,опознаватель T), Grimeton (Швеция,опознаватель I), Gislövshammar (Швеция,опознаватель J). На частоте 4209,5 кГц (реально 208,5 кГц) с отличным уровнем ежедневно принимаю сообщения национальной службы NAVTEX – Istanbul Turk Radio (Турция, опознаватель М).
Думаю, что тем, кому повезло жить в прибрежных морских районах, удается принимать большее число NAVTEX станций и более качественным уровнем (без ошибок и сбоев при приеме).
Вот собственно и все о Navtexe, удачного вам приема!

73!!!

Комментарии к статье
Автор Комментарий
Stasiz
Участник
2.4
19 Ноя 2009 09:50


Спасибо! Ждем продолжения.
ton2275
Участник
13 Авг 2010 01:28


Начнем с названия предмета!
ГМССБ - Глобальная Морская Система Связи при Бедствии и для обеспечения безопасности.
GMDSS - Global Maritime Distress and Safety System.
RK3DIA
Участник
5.5
16 Ноя 2010 00:06


ton2275
Спасибо за указание на ошибку, спустя правда столлько времени, но я ее исправил. Не знаю, что мне слово "спасения" при написании в голову втемяшилось, бывает...
mike84_1
Участник
1.5
17 Ноя 2010 20:53


Уважаемый RK3DIA!
Я уже "засветился" в одной ветке.
Ну не правильно Вы даёте инфо на 2010 год. Эта инфо уже дополнена в связи с политическими проблемами государств по Арктике. Не 16 районов их а 21. Да и не знаю я в системе НАВТЕКС 424 кГц. Подскажите в каком руководстве она записана?
С ув. Майк
maximus_lt
Участник
1.2
14 Дек 2014 22:30


Какие то изменения произошли ? Может пора отредактировать статью ?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные, активировавшие регистрацию и не ограниченные в доступе участники сайта!
Файл создан: 18 Ноя 2009 14:04, посл. исправление: 16 Ноя 2010 00:04
© radioscanner.ru, miniBB® 2006 | загрузка: с.