Специальные радиосистемы
Логин  Пароль   Регистрация   
На главную
наш магазин радио
объявления
радиорейтинг
радиостанции
радиоприемники
диапазоны частот
таблица частот
аэродромы
статьи
файлы
форум
поиск
Любительская радиостанция Yaesu VX-3R
Система морской подвижной связи
Только факты
Начало » Морская и речная радиосвязь
Разместил: RK3DIA 5.5
Авторские права Виктор Мусатов, RK3DIA © http://www.radioscanner.ru, 2010 год. Копирование запрещено.


СИСТЕМА МОРСКОЙ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ (МПС). ТОЛЬКО ФАКТЫ…

В.Мусатов, RK3DIA

В своей статье хочу привести факты создания УКВ радиосвязи в диапазоне 156-162 МГц – Морской подвижной службы, а так же краткое описание радиостанций, которые использовались и используются поныне. Этот диапазон для МПС сохранился без существенных изменений, в отличие от отечественного «речного диапазона». Во всем мире диапазон МПС является единым как для морского флота и для судов и служб на внутренних водных путях. УКВ радиосвязь МПС прошла свой путь от момента создания и до наших дней достаточно «плавно» и так же «плавно» стала частью ГМССБ.

Система УКВ радиотелефонной связи для морского флота была создана в период 1964 по 1968 гг. в соответствии с решениями Всемирной Административной конференции по радиосвязи в 1957 года (ВАКР – 57). Впервые для судов морского и речного флота (в части судов внутреннего флота Европы и других стран, кроме СССР) была выделена полоса частот в диапазоне 156-162 МГц, с разносом между соседними частотами в 50 кГц.
В качестве основного международного канала безопасности и бедствия был назначен 16 канал – 156,8 МГц, вторым основным каналом, на котором должен был вестись обмен по безопасности судоходства – 9 канал – 156,450 МГц. Все эти решения по распределению каналов в диапазоне МПС, да и сам факт создания УКВ радиосвязи МПС были заложены решениями Международной морской организацией (ИМО - IMO) с момента ее создания в 1959 году.
Отечественный флот был оснащен аппаратурой соответствующий требованиям этой организации, на базе радиостанций «Порт – 2» (использовалась береговыми службами), «Корабль – 1», «Корабль – 3» работающими на частотах 156 – 162 МГц на 26 каналах с разносом по частоте между соседними каналами 50 кГц.

Увеличить

Приемопередатчик радиостанции «Корабль – 2».


Радиостанция «Корабль – 3» (антенна, приемопередатчик, пульт)(фото:cqham.ru).

Эти радиостанции были лампово-пролупроводниковыми, в выходной каскад у них устанавливались усилительные лампы типа ГУ – 19.
На малотоннажных судах устанавливались радиостанция «Катер», а для лоцманов – радиостанция «Лоцман».
В таком виде система МПС просуществовала до начала 70-х годов 20 века. К началу 70-х годов спрос на аппаратуру УКВ радиосвязи МПС возрос. Обуславливалось это самим бурным развитием морского судоходства, строительством новых судов, совершенствованием оборудования радиосвязи и навигации. Увеличилось и число каналов связи выделенных для УКВ радиосвязи морской подвижной службы. Предвидя этот рост и развитие морского флота, Всемирная Административная конференция по радиосвязи в 1967 году (ВАКР – 67) приняла решение об изменении разноса между соседними каналами связи до 25 кГц и таким образом увеличении их числа до 55 каналов (международные каналы связи). Была введена система избирательного вызова, выделены 10 так называемых погодных каналов, а позже по согласованию с национальными администрациями связи были выделены еще 23 канала, получившие название национальных, т.к. их назначение определялось каждой страной, имеющей собственный флот, самостоятельно.
В СССР была разработана серия радиостанций отвечающих этим требованиям, элементная база этих радиостанций была выполнена на транзисторах.
Были разработаны радиостанции «Порт – 3» (вместо радиостанции «Порт – 2»), «Рейд» (вместо «Корабль – 3»), а позже и «Рейд-1», «Сейнер» (вместо «Катер»), «Причал» (вместо «Лоцман»), а так же устройства избирательного вызова «Селектор – СМ» и «Селектор – П».

Увеличить

Приемопередатчик радиостанции «Рейд – 1».

Надо сказать, что на морском флоте прогресс в части элементной базы КВ и УКВ радиостанций «шел в ногу» с мировым, а потому замена ламповых УКВ радиостанций на морских судах прошла довольно таки быстро, в отличие от отечественного речного флота (например наполовину ламповые радиостанции «КАМА-С» просуществовали на судах вплоть до конца 90-х годов).

Увеличить

Пульт радиостанции «Рейд – 1».

Система УКВ радиотелефонной связи для морского флота использовалась для переговоров непосредственно между судоводителями, между судоводительским составом и диспетчерами различных береговых служб, а так же пассажиров и команды судов с абонентами городской телефонной сети, передачи прогнозов погоды на 10 специальных каналах.

Увеличить

Носимая радиостанции «Причал».

Работа в существующей системе связи для морского флота велась на 78 рабочих каналах (55 международных и 23 национальных). На 16-м симплексном международном канале, который является каналом бедствия, безопасности и вызова, все радиостанции несут круглосуточную вахту на этом канале. Система УКВ радиосвязи МПС сохранилась в таком виде до настоящего времени с теми изменениями, которые были внесены в соответствии с принятыми в 1979 году на Международной конференции по поиску и спасанию под эгидой ИМО изменениями к Конвенции СОЛАС-74 (она была принята в 1974 году).

Радиостанция «Сейнер», для малотоннажных судов (фото:qrz.ru).

Серьезные изменения в части самого оборудования и видов излучения коснулись УКВ радиосвязи МПС в связи с созданием 1 февраля 1990 года Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии – ГМССБ. Надо сказать, что внедрение ГМССБ на морских и река-море судах заставило коренным образом изменить всю существовавшую до этого систему радиосвязи на морском и река-море флотах. Для УКВ МПС этим изменением стало внедрение Цифрового Избирательного Вызова (ЦИВ) или по международной терминологии Digital Selective Calling (DSC). Внедрение ЦИВ повысило уровень автоматизации передачи сообщений о бедствии и других экстренных ситуациях в УКВ диапазоне МПС. С 1 августа 1992 года наличие дополнительного приемника ЦИВ (или модема ЦИВ), который несет вахту на 70 канале – 156,7 МГц (в режиме G2B) в круглосуточном режиме, стало обязательным. Естественно потребовалась замена всего парка судовых и береговых УКВ радиостанций на новые, соответствующие требованиям ГМССБ.
К 1992 году, отечественная радиопромышленность не смогла справиться с поставленной задачей и приступить к выпуску радиостанций отвечающих требованиям ГМССБ. А потому немногочисленный флот теперь уже правопреемницы СССР – России, доставшийся после раздела морского флота бывшего Союза, начал оснащаться радиостанциями ведущих зарубежных производителей, среди которых особо выделяются компании Sailor, Furuno, Skanti. Эти компании с 1992 года приступили к выпуску УКВ радиостанций с приемником ЦИВ, как для использования их в качестве главной навигационной радиостанции, так и в составе консолей ГМССБ.

Увеличить

УКВ радиостанция с ЦИВ «FURUNO FM 8500» (верхняя) в стойке ГМССБ «FURUNO»

Одной из первых радиостанций, отвечающих требованиям ГМССБ, стала УКВ радиостанция «Furuno FM8500», в ней имеется встроенный независимый приемник ЦИВ, который несет круглосуточное и постоянное дежурство на 70 канале. Эта радиостанция может использоваться и как главная эксплуатационная, на ходовом мостике, так и в составе консолей ГМССБ. Она предназначалась для судов, совершающих плавание во всех морских районах А1, А2, А3 и А4.
Но наибольшее распространение получили УКВ радиостанции компании «SAILOR», которая и по сей день, проводит их совершенствование, предлагая какую-нибудь новинку, чуть ли не каждый год. Радиостанции под маркой «Sailor» очень хорошо известны судоводителям, они очень хорошо зарекомендовали себя в повседневной эксплуатации. Остановлюсь лишь на двух это «Sailor RT-2048» c с модемом ЦИВ «Sailor RM-2042» и «Sailor RT-4822».
Сначала дежурный приемник ЦИВ «Sailor RM-2042» или как его называют в литературе модем ЦИВ шел в комплекте с одной из самых популярных моделей УКВ радиостанций «Sailor RT-2048». Этот комплект устанавливался как отдельно на ходовом мостике (см. фото) так и в консоль оборудования ГМССБ.

Увеличить

Радиостанция «Sailor RT-2048» c с модемом ЦИВ «Sailor RM-2042» (справа) и радиостанция с встроенным приемником ЦИВ «Skanti VHF-1000» (справа) в ходовой рубке грузового судна «Волго-Дон 240» (река-море)

Радиостанция RT-2048 и модем ЦИВ RM-2048 имели две независимые антенны, приемник модема ЦИВ нес постоянную вахту на 70 канале УКВ. В дальнейшем компания Sailor выпустила модель УКВ радиостанции с встроенным приемником ЦИВ «Sailor RT-4822». Она имела буквенно-цифровой 7-строчный ЖК - дисплей.

Увеличить

Радиостанция «Sailor RT-4822» с встроенным модемом ЦИВ.

Не буду подробно описывать характеристики УКВ радиостанций, они уже неоднократно обсуждались в различных темах форума и заслуживают отдельной статьи. Но скажу пару слов еще об одной радиостанции.
На фото ходовой рубки «Волго-Дона 240» в стойке связи, слева от радиостанции «SailorRT-2048» видна еще одна УКВ радиостанция МПС от другого, не менее известного производителя морской техники связи, компании «Skanti». Это радиостанция тоже с встроенным дежурным приемником ЦИВ - «Skanti VHF-1000» .

Увеличить

УКВ радиостанция с ЦИВ «Skanti VHF-1000»

Она также имеет увеличенный буквенно-цифровой дисплей, работающий в режимах отображения номера канала и параметров работы радиостанции и терминала сообщений ЦИВ. По популярности она почти не уступает Sailor.
На сегодняшний день, диапазон Морской Подвижной Службы 156-162 МГц уже насчитывает порядка 200 рабочих каналов, а разнос между соседними каналами уменьшен до 12,5 кГц. Кроме этого в этом диапазоне выделены специальные каналы для работы в системе Автоматизированной Идентификационной Системы (АИС), это каналы 87 ( 161,975 МГц - АИС-1) и 88 (162,025 МГц - АИС-2). Я практически ничего не сказал о носимых радиостанциях МПС, их модельный ряд на сегодняшний день очень разнообразный, но они имеют также свои различия и делятся на те, которые отвечают требованиям ГМССБ и обычные конвенциональные.

Увеличить

Носимые радиостанции производства Icom слева – IC-GM1500 (отвечающие требованиям ГМССБ) и справа IC-M1V (обычные конвенциональные)(фото:radioscanner.ru).

Комментарии к статье
Автор Комментарий
Николай_С
Участник
1.2
30 Май 2020 15:27


Весьма познавательно. Спасибо за статейку.
Кстати, в моей коллекции вон те желтенькие ICOMы имеются. Аж целых четыре штуки. Ничего так радейки. Водоплавающие. Я их планирую для сплавов по рекам использовать. Жаль выносной гарнитуры к ним не предусмотрено.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные, активировавшие регистрацию и не ограниченные в доступе участники сайта!
Файл создан: 17 Фев 2010 13:46, посл. исправление: 27 Июн 2010 16:49
© radioscanner.ru, miniBB® 2006 | загрузка: с.